Доклад к семинару Профилактика правонарушений и преступлений. Из опыта работы


Министерство образования и науки РФ
Министерство образования РБ
МКУ Управление образования муниципального района
Благовещенский район
Республики Башкортостан
Семинар для заместителей директора по воспитательной работе
Доклад
Реализация Программы «Профилактика подростковой преступности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Из опыта работы МОБУ СОШ села Бедеева Поляна
Подготовила: заместитель директора по воспитательной работе
Годовикова Э.А.
МОБУ СОШ села Бедеева Поляна
21.11.2015 год
«Достоинство государства, зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей»
Дж. Милль, английский философ и экономист 19 века
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.В связи с этим необходимо:- создать уклад норм школьной жизни;
- помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;- помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;- помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;- воспитать навыки правовой культуры.«В профилактической деятельности с конкретным человеком, - как правильно отмечает Г. А. Аванесов, - важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть легче достигнуть успеха». Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.Основными направлениями ранней профилактики являются:1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков. 2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.Это направление предполагает:- применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;- изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;- применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.Причем могут быть выделены меры воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.Цель их применения: не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель - не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности. Здесь, наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в социальный приют, возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет в группу по делам несовершеннолетних, назначение общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.Исходя из выше изложенного, социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:
осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам группы риска;
консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим;
Следовательно, можно выделить следующие направления действий:
диагностическое;
психокоррекционное;
оздоровительное;
учебно-воспитательное;
социально-правовое;
консультационное;
социально-аналитическое и просветительское.
СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Классный руководитель и социальный педагог проводят изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяют учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, учителями-предметниками, медицинским работником, закрепленным за школой, наркологом ЦРБ.
Деятельность школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализуется согласно плану, утвержденному директором школы.
В результате профилактической и координационной работы социального педагога и всего педагогического коллектива школы в течение 2013-2014 учебного года ни один ученик нашей школы не совершил противоправных действий и не был поставлен на учет в ГДН РОВД.
Год Количество, состоящих
на учете ВШУ Количество, состоящих
на учете ГДН
2011-2012 4 человека 2012-2013 7 человек 1 человек
2013-2014 6 человек -
2014-2015 5 человек 1 человек
С этими детьми проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости. Все ученики, состоящие на учете, охвачены занятиями в объединениях дополнительного образования.
На протяжении всей нашей работы мы тесно сотрудничаем с различными ведомствами:
ГДН отдела МВД России по Благовещенскому району
Имеется совместно составленный план работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних детей.
КДН и ЗП по Благовещенскому району. Комиссионно рассматриваются обучающиеся и их родители по различным видам правонарушений. Информация подается классными руководителями и социальным педагогом.
Отделом опеки и попечительства.
Социальной защитой населения. Собираются списки на льготное питание обучающихся, проводятся беседы с малообеспеченными семьями, во время которых объясняются правила сбора необходимых документов на льготное питание ребенка в школьной столовой.
Администрацией сельского поселения Бедеево – Полянский сельский совет. Проводятся совместные рейды по неблагополучным семьям.
Проводится работа по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.
1. На базе школы работает Совет профилактики, имеется необходимая документация. Членами Совета профилактики являются педагоги и представители общешкольного родительского комитета, на Совет приглашаются родители и обучающиеся.
2. В начале сентября социальный педагог формирует банк данных на детей, состоящих на ГДН и ВШУ. Каждый обучающийся, состоящий на учете, в течение учебного года охвачен кружковой деятельностью
3.В начале каждого учебного года социальный педагог совместно с классным руководителем посещает семьи с целью изучения ЖБУ несовершеннолетних. Ежегодно составляются акты ЖБУ.
4. Ежеквартально социальный педагог подает отчет о выполнении Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; по мере необходимости готовит документы для информации в КДН и ЗП.
5. В сентябре социальный педагог разрабатывает индивидуальный план работы с детьми, состоящими на учете, а также классные руководители предоставляют свой план работы с такими детьми.
6. Каждый год в мае месяце школа формирует банк данных по занятости в летнее время, на особом контроле стоят дети, которые находятся на учетах, таких детей стараемся поставить в 1 смену летнего трудового объединения. Собираем заявления от родителей, где ставим в известность, когда отрабатывает их ребенок, и что остальное время он находится под их контролем.
Неоднократно приходится выполнять роль социального регулятора в решении различного уровня проблем подростков в семье, школе, различных социальных группах.
Традиционными стали посещения опекунских семей и заполнение актов жилищных условий в октябре, марте. Документы подавались специалисту отдела опеки и попечительства. В летнее каникулярное время на базе школы открывается летний оздоровительный лагерь, который будут посещать дети из многодетных,
Тесное взаимодействие с классными руководителями, школьным инспектором, администрацией школы, родителями, позволило строго контролировать посещаемость занятий учащимися. Все школьники посещают учебное заведение. Учащиеся, склонные к пропускам без уважительной причины, состоят на особом контроле у администрации школы, социального педагога, инспектора ГДН.
Анализ данных показывает, что работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних находится в удовлетворительном состоянии.
Согласно Закону РФ №120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на разных видах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой является: посещение на дому учащихся с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий время, а также в каникулярное время; изучение поведения, посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащимся к занятиям, индивидуальные консультации, профилактические беседы, а также вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность. Здесь ребенок с достаточно скромными учебными успехами имеет возможность реализовать себя в иных сферах деятельности, почувствовать в «ситуации успеха».
В школе ведется планомерная работа по профилактике употребления наркомании, нетерпимому отношению к употреблению алко - и табакопродукции, формированию установки на здоровый образ жизни и правовому воспитанию.
Все общешкольные и классные мероприятия по данной проблеме были запланированы и проведены в соответствии с планом. Классными руководителями в течение года были проведены классные профилактические часы. Ребята участвовали в общешкольных, городских и районных мероприятиях.
Следует заметить, что случаев употребления наркотических веществ зарегистрировано не было, что является положительным результатом сотрудничества педагогического коллектива школы и городских служб.