Методические рекомендации по выполнению производственной гимнастики по профессии мастер общестроительных работ
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
Шебекинский агротехнический ремесленный техникум
Методические рекомендации
учебной дисциплины
«Физическая культура»
по выполнению производственной гимнастики для обучающихся по профессии «Мастер общестроительных работ»
Подготовили:
Преподаватель физической культуры
I квалификационной категории
Лазарева Ксения Александровна
Руководитель физического воспитания
высшей квалификационной категории
Питаев Руслан Рашидови Шебекино,
2016 год
Содержание:
Стр.
1.Пояснительная записка………………………………………………....3
2.Введение………………………………………………………………….5
3. Значение производственной гимнастики……………………………….6
4.Методические указания по составлению и выполнению комплексов упражнений производственной гимнастики ……………………………...7
5. Литература……………………………………………………………....10
Пояснительная записка
В методическом пособии представлены рекомендации для обучающихся при выполнении самостоятельных работ по разработке и выполнению производственной гимнастики в рамках учебной дисциплины «Физическая культура».
Задачами методических рекомендаций для обучающихся по разработке и выполнению производственной гимнастики являются:- содействие воспитанию морально-волевых качеств, самостоятельности;
-целеустремлённости;
- воспитание нравственного становления и формирования гармоничнойличности;
- улучшение физического состояния обучающихся;
- способствовать укреплению здоровья и поддержанию
работоспособности в учебной и производственной деятельности;
- увеличение вентиляции лёгких, способствующей быстрейшей ликвидации кислородной задолженности;
- укрепление сердечно-сосудистой системы с целью улучшения кровообращения;
- укрепление мышц всего тела, особенно брюшного пресса и спины, способствующее уменьшению сотрясения органов брюшной полости и грудной клетки при вибрации;
- улучшение функции вестибулярного аппарата.
Использование данных методических рекомендаций облегчает индивидуальный подход к обучающимся, повышается уровень стимуляции интереса к физическим самостоятельным занятиям, ускоряются темпы, обучения двигательным навыкам, повышается прочность их усвоения, формирует умения активно двигаться при выполнении трудовых функций. Следить за состоянием общего физического состояния в рамках производственной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность производственной гимнастики дляукрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, грамотно рассчитывать физическую нагрузку при выполнении трудовых функций
Знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека, и об основах здорового образа жизни.
При выполнении самостоятельной работы формируются общие компетенции, включающие в себя способность:
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Введение
Современная профессиональная деятельность требует от квалифицированного рабочего не только глубоких теоретических знаний, но и психо-физической подготовленности, которая включает в себя целый ряд качеств, базирующихся на физических, психических и духовных возможностях человека: высокую профессиональную работоспособность; наличие резервных физических и функциональных возможностей организма, необходимых для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объёму и интенсивности труда; способность к полному восстановлению в заданный отрезок времени; стремление к достижению цели. Поэтому выполнение физических упражнений производственной гимнастики, характерных для каждой профессиональной деятельности, должно быть направлено прежде всего на формирование физических, физиологических и психических качеств, способствующих достижению и поддержанию достаточной готовности к успешной профессиональной деятельности.
Значение производственной гимнастики
В любом виде человеческого труда наблюдаются три фазы: врабатываемость, стабильна работоспособность и снижение работоспособности. Это явление объясняется особенностями работы центральной нервной системы.
Вначале требуется определённое время на переключение внимания человека от домашних и прочих забот на трудовую деятельность, т. е. восстановление стереотипа рабочих движений. Продолжительность фазы врабатываемости зависит от характера труда и может составлять от 10-20 мин до 1 часа. При простых рабочих движениях этот период короче, при сложных, требующих значительного напряжения внимания, он длиннее. Длительность фазы стабильной работоспособности также зависит от характера труда. Она может занимать от 2 до 6 часов. При простых разнообразных рабочих движениях этот период длиннее, а при напряжённом труде, с большими требованиями к безошибочности движений – короче. При тяжёлом физическом труде фаза стабильной работоспособности также короче. В основе этого лежит утомление центральной нервной системы. К этой причине добавляется и утомление мышц, глаз и прочих рабочих органов.
Научная организация труда призвана уменьшить периоды пониженной производительности, т. е. уменьшить фазу врабатываемости и фазу снижения работоспособности. Это достигается разумным чередованием работы и отдыха, правильной организацией рабочих мест, использованием функциональной музыки, средств производственной гимнастики ( утренней гимнастики, вводной гимнастики и физкультурной паузы).
Производственная гимнастика среди прочих средств сохранения здоровья занимает особое положение. Кроме активного отдыха она обеспечивает и физическое совершенствование работников, противодействует неблагоприятным воздействиям некоторых рабочих поз и нагрузок.
С физиологической точки зрения утренняя гимнастика ускоряет процесс вхождения в работу, повышая функциональное состояние центральной нервной системы.
Физкультурная пауза, проводимая в начале периода снижения работоспособности, вовлекает в работу мышцы, не участвующие в производственной деятельности. Это приводит к возбуждению их центров, расположенных в коре головного мозга. По закону одновременной индукции в других участках коры головного мозга, в том числе в центрах, иннервирующих мышцы, выполнявшие основную производственную нагрузку, развивается торможение, которое и способствует быстрейшему восстановлению работоспособности утомлённых центров, предупреждая их от чрезмерного истощения и преждевременного изнашивания. Таким образом достигается оздоровительный эффект.
Методические указания по составлению и выполнению комплексов упражнений производственной гимнастики для профессии «Мастер общестроительных работ»
Методическое воплощение оздоровительного воздействия физкультурных пауз и утренней гимнастики зависит от подбора упражнений для коллективов людей одной и той же профессии, ведь трудовая деятельность накладывает свой отпечаток на физическое развитие человека. Необходимо учитывать, что для гармоничного развития человека выполнения одних рабочих операций недостаточно. Физическое развитие определённого коллектива рабочих имеет свои особенности и в ряде случаев недостатки. Последние чаще всего зависят от рабочей позы и однообразных рабочих движений. В зависимости от особенностей физического развития того или иного коллектива рабочих или служащих должны ставиться разные оздоровительные задачи.
Задачи профессиональной двигательной подготовки профессии «Мастер общестроительных работ»: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие силы, особенно мышц плечевого пояса и ног, статической выносливости, вестибулярной устойчивости, ловкости, способности сохранять равновесие на высоте и ограниченной опоре, внимания; формирование прикладных навыков (лазанье по лестницам, канату и шесту и др.; повышение устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды; воспитание трудолюбия, настойчивости, терпения.
Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикулиты, пневмонии, аллергические заболевания, бронхиальная астма, дерматиты, нарушение иммунитета (снижение защитных сил организма на клеточном уровне).
Схема построения комплекса упражнений производственной гимнастики для профессии «Мастер общестроительных работ»:
1. Упражнения с чередованием напряжения и расслабления;
2. Дыхательная гимнастика.
3.Упражнения на координацию движений;
4.Упражнения для глаз.
5.Упражнения для нижних конечностей.
6.Упражнения для мышц спины.
7. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.
Комплекс упражнений производственной гимнастики по составленной схеме:
И. п. О. с.
Наклон туловища вперёд, руки в стороны (стараться поднять их повыше)
Уменьшить напряжение мышц рук, слегка опустить их.
Расслабить мышцы, уронить руки.
И. п.
Поднять руки вверх, подняться на носочки.
Стараться дотянуться кончиками пальцев до воображаемой точки.
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. При наклоне вперёд выдох небольшими толчками на 4 счёта (незначительная пауза), медленный вдох на 4 счёта, возвращение в и. п. (незначительная пауза на вдохе).
Медленное выполнение вдоха и выдоха ведёт к накоплению в крови избыточного количества углекислоты, что активизирует дыхательный центр, способствующий расширению мелких сосудов мозга, усилению кровотока.
И. п.: сидя, руки на бёдрах. После обычного выдоха с небольшой паузой до потребности вдоха – медленный вдох через нос. При вдохе сначала расширяется грудная клетка и поднимаются плечи, а затем следует продолжение вдоха в живот. Выдох производится в обратной вдоху последовательности: сначала расслабляется диафрагма и сокращаются мышцы живота, а после этого расслабляются межрёберные мышцы, опускаются плечи. Применение данного упражнения постепенно увеличивает Жизненную Ёмкость Лёгких (ЖЕЛ), укрепляет дыхательные мышцы, увеличивает подвижность диафрагмы, улучшает кровоснабжение, повышает сопротивляемость бронхов и носоглотки к неблагоприятным воздействиям. Упражнение выполняется на 8 счетов.
3. И. п. – основная стойка. 1- левую руку в сторону, правую на пояс, левую ногу вперёд на носок. 2 – левую руку на пояс, правую руку вперёд, левую ногу назад на носок. 3 – приставить левую, руки к плечам. 4 – вернуться в и. п. То же с другой ноги. Повторить 12 раз, постепенно увеличивая темп выполнения.
4. 1) Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2) Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3) Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4) Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. И. п . – сидя на крае стула, табурета, ноги вытянуты вперёд на ширине ступни. 1 – развести носки ног в стороны. 2 – свести носки ног вовнутрь. Повторить 6 раз.
И. п. – сидя на крае стула, голова опущена. 1-2 – выпрямить ноги вперёд и, опираясь руками сзади о стул, прогнуться. 3-4 – вернуться в и. п.
И. п. – сидя, ноги согнуты под прямым углом. Самомассаж икроножных мышц и мышц передней поверхности бедра приёмом «потряхивание». Повторить 6-8 раз.
6. И. п. – стоя, голова опущена. 1-3 медленно разгибаясь, руки к плечам, свести лопатки, голову назад. 4 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза. И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. 1-2 – поворот влево. 3-4 – вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить 3 раза.
И. п. – стоя, ноги на ширине ступни. 1-2 – наклон назад, руки сцеплены в замок за спиной. 3 – наклон вперёд, спина круглая, руки свободно опущены. 4 – выпрямиться. Повторить 4 раза.
7. И. п. – основная стойка. 1 – шаг правой в сторону, руки в стороны. 2- наклон вперёд, правой рукой коснуться носка левой ноги, 3 – дополнительный наклон вперёд, левой рукой коснуться носка правой ноги. 4 – вернуться в и. п. Тоже с другой ноги. Повторить 10 раз.
Таким образом, самостоятельно подобранный комплекс упражнений производственной гимнастики в режиме учебных занятий или в процессе труда помогает сохранить высокую работоспособность и укрепляет здоровье.
Литература
Основные источники
Бишаева А. А. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования.- М., 2012.
Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л., Палтиевич Р. Л., Погадаев Г.И. Физическая культура: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.- М., 2012.
Дополнительные источники
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 №170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 03.02.2014 №11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 №135-ФЗ,от 04.06.2014 №148-ФЗ, с изм., внесёнными Федеральным законом от 04.06.2014 №145-ФЗ).
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 №24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 *Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования*».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».Бишаева А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб.пособие. – М., 2013.
Евсеев Ю.И.Физическая воспитание. – Ростов н / Д, 2010.
Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодёжи: науч.-метод. пособие. – М., 2010.
Манжалей И.В. Инновации в физическом воспитании: учеб. Пособие.- Тюмень, 2010.
Тимонин А.И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодёжью: учеб.пособие / под ред. Н.Ф. Басова.- 3-е изд.- М., 2013.
Хомич М.М., ЭммануэльЮ.В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / под ред. С.В. Матвеева.- СПб.,2010.
Интернет-ресурсы
www.minstm.gov.ru (Офциальный сайт Министерства спорта Российской Федерации).
www.edu.ru(Федеральный портал «Российское образование»).
www.olympic.ru(Официальный сайт олимпийского комитета России).
www.goup32441.narod.ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооружённых Силах Российской Федерации (НФП-2009).