Урок математики в 1 классе Что такое задача? (УМК Л.В.Занков)
Урок математики в 1 классе (УМК Л.В.Занкова)
Тема: Что такое «задача».
Цель: ученик усвоит понятие "задача", научиться выделять части задачи.
Задачи:
создание условий для ознакомления с понятием «задача», «части задачи»;
обеспечение первичного усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях;
развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять части и решать задачи;
воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
- наблюдать и делать выводы.
3. Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, группе, вести диалог.
4. Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Технологии:
Технология деятельностного метода,
Технология личностно - ориентированного обучения
Игровая, здоровьесберегающая технология
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Математика», 1 класс, 2-я часть. Авторы И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2013; интерактивная доска, цифровой диск, карточки с названиями этапов исследования, карточки со снеговиками и снегурочками, веера цифр у детей, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.
Ход урока:
-У нас на уроке гости, давайте поздороваемся!I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать, Секрет математики вновь открывать.
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать. Девиз нашего урока: "Знаешь – говори, не знаешь – слушай".
И так, друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика ума. (1-2 мин.)
II . Устный счет.
1. Вопросы
- Сколько хвостиков у 4 щенят?
- Назовите второй день недели.
- Сколько месяцев длится лето?
- Что лишнее: ручка, карандаш, отрезок?
- Чего больше на лугу: цветов или ромашек?
- Что общего у снега и одеяла?
2. Местоположение чисел
-Возьмите веера цифр.
- Покажите "соседей" чисел 5, 7, 9, 6, 2.
3. Задачи в стихах
Перед тем, как приступить к изучению новой темы, нужно себя настроить на математический лад. Приготовьте ваши веера.
а) На забор взлетел петух
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? (3)
б) Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5)
в) 6 орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ежик повстречал
И еще 4 дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (10)
4. Повторение таблицы сложения в пределах 10.
Игра на интерактивной доске (онлайн – тренажер – пазл -сайт learningapps)
(10-12 мин) (приложение 2)(Индивидуальное задание для детей с ОВЗ) (приложение 1)
III. Подготовка к работе на основном этапе.
1.Подведение к целеполаганию.
На доске ребус (за слогом да идет слог ча) Ответ ЗАДАЧА
- Ребята, а что такое задача? Как вы понимаете это слово?
- Как оно относится к математике? Хотите узнать?
- Кто может сформулировать цель нашего урока сегодня?
(узнать что такое ЗАДАЧА, и как это слово связано с математикой). (2-3 мин.)
2. Актуализация знаний. (Работа в парах)
У вас на партах есть листочки с картинками.
Составьте математический рассказ к картинке со снегурочками. (приложение 3)
А теперь составьте математический рассказ к картинке со снеговиками. (приложение 4)
Чем отличаются ваши рассказы?
( в одном рассказе есть вопрос, а в другом нет).
Вот один из ваших рассказов называется задача, как вы думаете какой?
(про снеговиков)
Докажите своё мнение.
Так какой вывод вы можете сделать?
(ЗАДАЧА – это математический рассказ, в котором есть вопросительное предложение? (вопрос) (5-6 мин)Цифровая физкультминутка (1 мин.)
IV. Открытие нового знания
- Юные мои математики, не хотите ли узнать ещё что-то о задаче? Или мы уже всё знаем и можно начинать новую тему? Я открою вам секрет: у задачи есть составные части! Хотите узнать, что это за части? С этой целью предлагаю провести исследование по теме. В конце урока мы должны получить проект под названием "Задача". - Давайте наметим наш план действий. ( На доске) (1 мин.)
1. План действий
1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись "Подумать!") 2 этап - "Узнать из книг или из других источников " (рисунок книги) 3 этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони) 4 этап - "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак) (приложение)- Все этапы понятны? Желаю удачи! Я предлагаю вам разделиться на две группы по три человека1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись "Подумать!") (1 мин.)
2. Работа с каточками
I этап
- я вам раздам карточки, а вы должны выбрать, что относится к нашей теме задача и расположить в определенном порядке: условие, вопрос, решение, ответ, задача, самолет, нитка (приложение 5)
Группы вывешивают на доске свои варианты и доказывают свою точку зрения.
(затем на доске остается правильный вариант дети сверяют, оценивают)
Работа с учебником
Откройте учебник на с. 36. №88.
- Выбери из трех текстов задачу.- Обсудите свой выбор.
В задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти - ВОПРОСОМ задачи. Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь вопрос задачи. (На листочках - УСЛОВИЕ, ВОПРОС). (8 мин.)
- Давайте проверим это знание на втором этапе. 2 этап
- Узнать из книг или другого источника (рисунок книги) - Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? (из словаря или интернета).
Дети с помощью учителя ищут определение термина «ЗАДАЧА» в интернете.
- Итак, действительно, задача состоит из УСЛОВИЯ, ВОПРОСА. На доске текст задачи.
На дереве сидело пять ворон.
Одна ворона улетела.
Сколько ворон осталось?
Подчеркните синими чернилами условие задачи, а красными – вопрос задачи. (4-5 мин.)
3 этап
- "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони) - Вернемся к нашим полузадачам с. 36 №88 и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?(ответы детей) - Давайте решим их. (решают устно)4 этап
- "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак) На доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ
-Кто ответит на вопрос: Что такое задача? Каковы составные части задачи? В каком порядке они располагаются?
- Если условие неполное, не хватает чисел - можно решить задачу? - Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей? - Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока
-Мы справились с этим заданием?
Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. (5 мин.)
V. Закрепление нового материала.- Мы с вами так много говорили о задачах и я предлагаю вам решить несколько интересных задач. В этом мне поможет пингвиненок Вилли.
Задачи от пингвиненка (говорящая игрушка). (3-5 мин.)
VI. Систематизация и самооценка полученных знаний. - Какие новые знания вы получили на уроке? . VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. - Какие умения помогли вам сегодня на уроке? - Какие знания вы использовали и приобрели?- Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача) - Из чего состоит задача? (Условие, вопрос) Рефлексия: Я узнал … Я научился… Мне понравилось… Я бы хотел… (1-2 мин)
Приложение 1
Расставь цифры в порядке возрастания.
5 3 7 9 2 8 1 6 4
Восстанови натуральный ряд чисел.
… 2 3 … 5 … 7 8 …
Реши равенства.
1+1=2+2=3+4=
2+1=2+3=3+5=
3+1=3+2=3+3=
4+1=4+2=3+6=
5+1=5+2=4+3=
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6