Рабочая программа по истории Родного края Краеведение
Министерство образования Красноярского края
Каратузский филиал
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский сельскохозяйственный колледж»
Образовательная программа
« Краеведение»
Возраст детей:16-18 лет.
Срок реализации:2 года
Разработчик программы: Иванов Д.В., учитель истории
с. Каратузское 2016
Пояснительная записка
В содержании школьного образования большое внимание отводится региональному компоненту, а именно изучению своего родного края. Учащиеся должны знать культуру, историю своего края. Эту задачу может решить курс «Краеведение».
Программа кружка «Краеведение» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки учащихся к дальнейшему усвоению программы по изучению своего края.
Особенностью данного курса является то, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с историческим прошлым своего региона, проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные факты.
Вопросы, которые включены в данный курс, касаются широких слоев населения Красноярского края и Каратузского района, в частности самих учащихся и их близких.
На занятиях рассматриваются проблемы нравственно-патриотического воспитания, которые успешно решаются через краеведческую работу.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Красноярского края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие студентов в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программе предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы
Возрастные особенности:
Образовательная программа рассчитана на детей старшего возраста 16-18 лет, интересующихся историей, краеведением. Коллектив набран свободно, по желанию детей. Ведущей формой деятельности является общение. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую
роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрена работа в музее и архивах.
По программе ребята получают наиболее полное представление о Ростовской области, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место занимает изучение истории Каратузского района, беседы с интересными людьми, встречи.
В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий. Кроме того, уроки краеведения кропотливо, ненавязчиво учат детей подмечать все вокруг, любоваться тем, что окружает их каждый день. Любовь к родному краю, его природе, традициям формируют патриота своего края, воспитывают будущего гражданина России.
Цели и задачи:
Обучающие:
углубленное изучение истории родного края;
ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Развивающие:
обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.
Воспитывающие:
воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы. Принципы построения программы:
Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоцийПринцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
Принцип интеграции и дифференциации обучения
Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
Практические
Рассказ педагога и рассказы студентов
Беседы
Дискуссии
Встречи с интересными людьми
Мини сочинения
Конкурсы, викторины
Составление презентаций Power PointМеханизм реализации программы:
организация экскурсий в краеведческие музеи
пешие экскурсии по селу;
сбор материалов;
создание проектов;
оформление собранных материалов;
участие в школьных районных, областных, всероссийских краеведческих конкурсах.
Что должны знать и уметь воспитанники:
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
Составлять доклады, рефераты
Оформлять дневник похода
Применять полученные знания на практике
Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
Практиковаться в умении проводить экскурсии
Структура кружка «Краеведение»: На изучение курса отводится 140 часов, 2 года обучения (2 часа в неделю)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Примерные темы творческих работ учащихся.
1.Памятник –воинам односельчанам.
2.Моя семья в Великой Отечественной войне.
3.Профессии родителей.
4.Водоемы и их роль в жизни села.
5. Никто не забыт, ничто не забыто.
6. Знаменитые люди села и их судьба.
7. Мои земляки в годы войны.
8. У войны – не женское лицо.
9. Война глазами студентов.
10. Листая старые альбомы. (История одной фотографии)
11. Выставка семейных реликвий.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Способы отслеживания и контроля результатов.
Для определения ожидаемого результата на кружке существует система оценки обучения детей по программе в форме: открытых занятий, мероприятий, участия в конкурсах различного уровня. Такой контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.
Программа имеет следующие уровни контроля:
- Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), зачетных карточек, кроссвордов, тестов и др.
- Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме выполнения исследовательской работы с анализом работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу).
- Итоговым контролем по каждому году обучения являются отслеживание результатов участия в различных конкурсах.
Формой контроля служат итоговые занятия, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков.
Главным итогом результативности кружка являются участие в конкурсах. По ним можно судить об успехах и достижениях каждого ребенка.
Что должен знать и уметь учащийся 1-2 года обучения:
Знать:
- основные даты, связанные с историей села, хронологические рамки значительных событий и процессов;
- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;
-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.
Уметь:
- читать карту своего края;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные разных источников, анализировать их;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;
- проводить экскурсии по музею;
- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;
-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;
- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;
- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;
- работать с техническими средствами;
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (140 часов)
1 год обучения 70 часов
№ п/п Тема Количество часов Всего теория практика
1. Введение 2 1.1. Краеведение. Его цели и задачи. 2 2 2. Этнография 8 2.1. Каратузский район (общая характеристика) 2 2 2.2. Окрестности –, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания 4 2 2
2.3. Национальный состав с. Каратузское, близлежащие сёла. 2 2 3. История моей малой Родины 24 3.1. История сел на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние) 6 3 3
3.2. Культура и образование 12 6 6
3.3. Проектная работа 6 6
4. Современное состояние Каратузского Района 20 4.1. Население 2 2 4.2. Отрасли хозяйства 12 6 6
4.3. Культура 12 6 6
4.4. Памятники природы и культуры 4 4
4.5. Проектная работа 6 6
ИТОГО 70 31 39
2 год обучения 70 часов
1. Введение 2 2 2. Район и поселок в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 68 2.1. Сбор и изучение материала «Дети войны».
Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.
Война в судьбе моей семьи. 28 14 14
2.2. Благоустройство памятника воинской славы 6 6
2.3. Встречи с ветеранами ВОВ 10 10
2.4. Выступления и организация мероприятий 12 12
2.5. Экскурсия в музей 2 2
2.6. Проектная работа 10 10
ИТОГО 70 16 54
Календарно-тематическое планирование
занятий кружка «Краеведение»
1 год обучения
№п/п Дата Тема занятий Кол-во
часов Форма проведения
1. Вводные занятия 2 1 Введение. Краеведение. Музеи. Инструктаж по ведению исследовательской работы. Инструктаж по технике безопасности 2 Беседа
2.Этнография 8 2 Каратузский район (общая характеристика) 2 Беседа, показ фильма, презентации об Каратузском районе
3 Окрестности –, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания. 4 Беседа, экскурсии по окрестностям.
4 Национальный состав с. Каратузское, близлежащие сёла. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций. 2
Беседа
Раздел 3. История моей малой Родины 24 5 История сел на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние) 2 Беседа
6 История хозяйства (колхозы). Дата образования, названия, переименования. 2 Беседа
7 Предприятия. История организаций и учреждений. Администрация, Медицина. Почта. 2 Беседа,
8 Образование Дом культуры. Детские сады. Школы Колледж 6 Беседа,
Сбор материала.
9 О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лица. 6 Беседа, экскурсия
Сбор материала.
10 Создание и защита проектов. 6 Беседа, экскурсия
Сбор материала.
Оформление папки с материалами, презентации
Раздел 4. Современное состояние Каратузского района 36 11 Численность населения. Пути сообщения. Состояние хозяйства. 2 Беседа
12 Связь. 4 Беседа, экскурсия
13 Торговля. 4 Беседа, экскурсия
14 Здравоохранение. 4 Беседа, экскурсия
15 Учреждения культуры. Праздники села. 4 Беседа, экскурсия, праздник
16 Художественное ремесло. Народные умельцы. Устное народное творчество. 4 Беседа, экскурсия
17 Деревенская кухня. 4 Беседа, праздник
18 Памятники природы. Экология. 4 Беседа, экскурсия
19 Проектная работа - отчет о проделанной работе. 6 Защита проекта
Всего часов за год: 70 2 год обучения
Раздел 5. Жители села Каратузское и сел Каратузского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 70 1 Введение. Знакомство с имеющимися материалами, их анализ. 2 Работа в музее
2 Поисково-исследовательская работа. 4 Работа в музее
3 Сбор материала, связанный с участием жителей села в Великой Отечественной войне, с погибшими, без вести пропавшими, вдовами. 4 Работа в музее,
Беседы с жителями села
4 Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны» 4 Беседа, рассказ, презентация, фильм
5 Изучение темы Красноярского края в годы войны. 4 Беседа, рассказ, презентация, фильм
6 Оформление стендов для уголка Боевой славы. Календарь «Летопись Великой Отечественной войны» и другие выставки по теме. 4 Работа в музее
7 Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. 4 Работа в музее
Беседа с жителями села
8 Война в судьбе моей семьи. 4 Беседа, рассказ, презентация, фильм
9 Благоустройство памятника воинской славы. Участие в акциях 6 Работа у обелисков Памяти
10 Встречи со свидетелями войны. Выявление людей, нуждающихся в помощи, оказание помощи. 10 Беседа, рассказ, презентация, фильм
11 мероприятие «Герои Советского Союза – наши земляки» 2 Выступление
12 мероприятие «Оборона Ленинграда» 2 Выступление
13 мероприятие «Нам дороги эти позабыть нельзя…» 2 Выступление
14 мероприятие «Детство, опаленное войной». 2 Выступление
15 мероприятие «Женщины нашего села – труженицы тыла». 2 Выступление
16 мероприятие «Сталинград…» 2 Выступление
17 Проектная работа - отчет за год работы. 10 Выступление
18 Проведение экскурсий для учащихся по теме «Село и жители в годы Великой Отечественной войны» 2 Экскурсия в музей
Всего часов за год: 70 Содержание курса «Краеведение»
Раздел 1. Введение
Краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения.
Раздел 2. Этнография
Административное положение Каратузского района со времен появления и все последующие изменения.
Окрестности – море, реки, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания.
Состав сел района. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.
Раздел 3. История моей малой Родины
История села на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние)
Ими гордится наш район.
О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лицах.
История хозяйства (колхозы). Дата образования, названия, переименования.
Сведения из истории, современное состояние.
Предприятия. История организаций и учреждений. История с/совета.
Дом культуры.
Детский сад.
Почта.
Медпункт.
Сбор материала.
Раздел 4. Современное состояние Каратузского района и сел района
Численность населения. Состояние хозяйства.
Кустарные промыслы. Пути сообщения. Связь. Торговля. Водоснабжение. Здравоохранение.
Учреждения культуры. Праздники села.
Художественное ремесло. Народные умельцы. Устное народное творчество.
Деревенская кухня.
Встреча с интересными людьми.
Памятники природы. Экология.
Образование в Каратузском районе. Возникновение школ в селах. Колледж. Организация процесса обучения: здание, учителя, предметы, студенты.
Знакомство с известными фактами из истории колледжа, анализ информации.
Ветераны педагогического труда. Встреча с бывшими учителями, студентами. Гордое звание – учитель.
Практическое занятие «Мой колледж в будущем»
Проведение экскурсий для учащихся «История моего колледжа»
Сбор материала.
Раздел 5. Жители села Каратузское сел Каратузского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Знакомство с имеющимися материалами, их анализ.
Поисково-исследовательская работа. Сбор материала, связанный с участием жителей села в Великой Отечественной войне, с погибшими, без вести пропавшими, вдовами.
Экскурсии по музеям района.
Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны»
Изучение темы Красноярский край в годы войны.
Оформление стендов для уголка Боевой славы. Календарь «Летопись Великой Отечественной войны» и другие выставки по теме.
Экскурсионная работа по музейному уголку, проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров, круглых столов, устных журналов перед учащимися и жителями села. Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных мероприятиях на военную тематику.
Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Наши земляки - Герои Советского Союза.
Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”.
Благоустройство памятника воинской славы. Выявление людей, нуждающихся в помощи, оказание помощи. Операция «Забота»
Встречи со свидетелями войны.
Сбор материала.
Экскурсионная работа в музее, проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров устных журналов перед учащимися и жителями села.
Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных, областных краеведческих мероприятиях.
Использованная литература:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М.: АСТ.Астрель, 2003
3. Климантова О.А. «О проектной деятельности в школе», Москва, Просвещение , 2009г.
4. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003 год.
5. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001 год.
6. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?).М.,2003 год.
7. Архив музея.
8. Воспоминания жителей села.
9. Б.Нагорный «Твой край родной», (занимательное краеведение в вопросах и ответах).
10. Интернет-ресурсы:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b8/Prishvin.jpg
http://www.divelink.ru/story1289.html
http://uchitel.edu54.ru/node/65271
11. Видеоматериалы:
Видеоэкскурсии: целесообразно провести экскурсии по различным уголкам родного края.