Презентация ученического проекта по лингвистическому краеведению Православная топонимика Южного Подмосковья


Православная топонимика Южного ПодмосковьяАвторы: Благова Анна и Богданова ПолинаРуководители: учитель географии О.А.Сухих и учитель русского языка и литературы Н.В.КлишевичОбразовательное учреждение «Лицей» г.Протвино Московской области «Краеведение придает местности, не имеющей "авторского происхождения", историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать».Академик Д. Лихачёв Топонимика (топонимия) 1. Раздел ономастики, изучающий имена собственные, представляющие названия географических пунктов. 2. Совокупность географических названий какой-либо территории. Область исследования Объект исследования Религиозная (христианская) топонимия Московской области, православные ойконимы Южного Подмосковья. Цель работы Анализ и картографирование топонимов, появление и бытование которых связано с распространением православия на территории Московской области. Задачи 1. Изучить научную литературу по данной тематике. 2. Выявить на карте Московской области все религиозные топонимы.3. Классифицировать топонимы Южного Подмосковья по группам структуры, предложенной лингвистом И.В.Бугаевой в работе «К вопросу о структуре сакрального ономастикона». Гипотеза: в большой группе наименований подмосковных сёл и городов прослеживается закономерность происхождения их названий по храмониму, т.е. по названию православного храма, расположенного в одноимённой местности. Методы исследования1. Картографический метод. 2. Статистический метод.3. Исторический метод. 4. Лингвистический метод. 5. Информационно-поисковый метод. ТОПОНИМИЧЕСКИЕ КЛАССЫ Ойконимы — названия населённых мест (от др.-греч. οἶκος — жилище, обиталище).Астионимы— названия городов (от др.-греч. ἄστυ — город).Гидронимы — названия рек (от др.-греч. ὕδωρ — вода).Дримонимы — названия лесов (от др.-греч. δρῦς — дерево).Оронимы— названия гор (от др.-греч. ὄρος — гора).Урбанонимы — названия внутригородских объектов (от лат. urbanus — городской).Годонимы — названия улиц (от др.-греч. ὁδός — путь)Агоронимы — названия площадей (от др.-греч. ἀγορά — площадь).Дромонимы — названия путей сообщения (от др.-греч. δρόμος — бег, движение, путь).Макротопонимы — названия больших незаселённых объектов (от др.-греч. μακρός — большой).Микротопонимы — названия небольших незаселённых объектов (от др.-греч. μικρός — малый).Антропотопонимы — названия географических объектов, произведённых от личного имени (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек). Классификация религиозных топонимов по методу И.В.Бугаевой1.Теоним - имя Бога. 2. Агиоантропонимы – имена собственные прославлен-ных святых.3. Иконимы - имена собственные, обозначающие наимено-вание икон.4. Эортонимы – имена собственные, обозначающие на-звания церковных праздников.5. Экклезионимы - имена собственные, обозначающие названия соборов, храмов и монастырей, часовен. Согласно текущим подсчетам, всего в области в том или ином виде сохранилось 1188 культовых объектов, выстроенных до 1980 года. Конфессионально они все принадлежат христианству - православию, старообрядчеству разных толков и единоверческой церкви.В Московской области большинство верующих - православные: из 1529 религиозных организаций области, официально зарегистрированных на сегодняшний день, 1254 связаны с Русской православной церковью. Старообрядческих организаций — 20. Среди других конфессий наиболее заметны протестанты — их 178. Мусульманских организаций в Московской области 30. В 2005 г. в Институте этнологии и антропологии РАН была подготовлена Карта религий Московской области . Ее автор - академик РАЕН Павел Пучков. Административно Московская область состоит из 36 районов, 31 города областного подчинения и 5 закрытых административно-территориальных образований. В 34 районах Московской области было найдено 215 христианских географических названий, в среднем на административный район приходится 7 христианских ойконимов. Методом сравнительного статистического анализа мы выделили районы – лидеры по количеству христианских ойконимов: Ступинский район – 15, Чеховский район – 14,Подольский район - 16, Ленинский район – 13 объектов Каширский районы — 12,Одинцовский район – 11,Сергиево-Посадский - 10, Серпуховский район , Истринский и Дмитровский районы- по 9, Воскресенский и Рузский районы – по 8, Егорьевский район – 7; в аутсайдерах оказались: Пушкинский, Коломенский, Луховицкий, Можайский, Зарайский, Орехово-Зуевский и Павлово-Посадкий районы – по 1-2 христианских ойконима. Христианские ойконимы Московской области (количество по административно-территориальным районам) Из христианских географических названий на новых территориях Москвы(из бывших районов М.о.) мы выбрали следующие:1. Тро́ицк — поселение и городской округ в составе Троицкого административного округа Москвы, в 20 км к юго-западу от  МКАД по Калужскому шоссе. 2.Сельское поселение Воскресенское Новомосковский админист-ративный округ (бывший Ленинский район)3.Сельское поселение Михайлово-Ярцево Троицкий администра-тивный округ (бывший Подольский район), в его составе с. Ми-хайловское, входит в состав одной из самых известных усадеб рода Шереметевых – Михайловское. Названо по старой церкви Михаила Архангела.Поселения Подольского района, переданные Москве: 4 . Богоявление, 5. Никольское, 6. Покровское, 7.Троица, 8. Богородское, 9. Ильино, 10. Кресты, 11. Рождественно, 12.Спас-Купля (с.п. Роговское), 13.Троицкое (с.п. Щаповское).Вся собранная и классифицируемая информацию по администра-тивным единицам Южного Подмосковья представлена в сводной таблице. Из 73 географических христианских названий поселений Южного Подмосковья выбрали 32, которые восходят к названию храма, находившегося ранее или существующего и сейчас на территории поселения. Теоним - имя Бога Агиоантропонимы – имена собственные прославленных святых Иконимы - имена собст-венные, обозначающие наименование икон Эортонимы – имена собст-венные,обозначающие названия церковных праздников Экклезионимы — имена собст-венные, обозначающие назва-ния соборов, храмов, часовен и монастырей 12(6— Спас, -Троица) 5(2 — Иоанн Предтеча, 2 — Николай Чудотворец, 1 — Параскева Пятница) 3(Иконы Богоро-дицы: Знамение, Тихвинская, Казанская) 11(из них 3 - Покров Пресвятой Богородицы 2- Рождества Христова, 2 — Воскресе-ния Христова) 1(Троицкий монастырь) Количественный анализ Православных ойконимов Южного Подмосковья по классам Сравнительный количественный анализ христианских географических названий поселений Южного Подмосковья и храмонимов (т.е. поселений названных по названию, располагающихся в них храмов) Иванова гора Церковь Рождества Иоанна ПредтечиНа древнем погосте Иоанно-Предтеченского храма на реке Наре издавна стоял деревянный храм. По преданию, погост Иванова Гора посетил преподобный Сергий Радонежский по дороге в Высоцкий монастырь. Здесь он посадил дуб, от которого ещё в 1890-х гг. оставался огромный пень.В 1895 г. была построена новая колокольня при храме Святого пророка Иоанна Предтечи по проекту архитекторов Михаила Яковлевича Кульчицкого (1857 - 1913) и Адольфа Адольфовича Нетыксы (1862 - 1905). Она была только на 2 аршина ниже, чем колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. 1.Серпуховский район Воскресенский Воскресенский храм (существовал в XVI веке) Рождествен -ский Церковь Рождества Христова Спас - Темня Церковь Спаса ПреображенияВпервые селение Темна упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты в 1328 г. После его смерти в 1340 г. оно перешло в удел первого серпуховского князя Андрея Ивановича. Погост Спас-Темня являлся центром всего стана на левом берегу Нары. Здесь стояла деревянная церковь в честь Спаса Преображения. 2. Чеховский район Троицкое Троицкая церковь Недалеко от сельца Ордынцы (Ардынцы) исстари находился древний Троицкий погост в Замытьи у Углешны с деревянным храмом во имя Святой и Животворящей Троицы. После польско-литовского разорения Троицкую церковь упразднили, а погост превратился в пустошь. Вотчинник сельца Ардынцы Захар Григорьевич Шишкин 1630-1640 гг. построил в своем владении деревянный храм во имя Святой Троицы и таким образом древний церковный престол был восстановлен, а сельцо Ардынцы получило новое именование — село Троицкое. Старый Спас Деревянная церковь Староспасского Погоста, что на Дебле, была построена на месте первых духовных подвигов преподобного Давида Серпуховского, основателя Вознесенской Давидовой Пустыни Ивановское Церковь Рождества Иоанна Предтечи (выстроена не позже 16 века). В 1646г. была построена деревянная церковь. Под 1675г. снова упоминается церковь, построенная «клецки» (клетью, как изба), с трапезной. В 1706г. возведена новая деревянная церковь. 3. Ступинский район Николо-Тители Часовня Николая ЧудотворцаВ XVIII веке в Николо-Тителях существовала деревянная Никольская церковь. В 1824 она была приписана к храму в Васильевском, позже разобрана. На месте церкви соорудили часовню, просуществовавшую до 1-й пол. ХХ в. Спасское Спасо-Преображенская церковьКаменная сельская церковь, вероятно, XVIII в. Рождество-Богородицкий придел пристроен в 1863. Сломана в середине ХХ в. Покровское Церковь Покрова Пресвятой БогородицыКирпичная церковь, редкий образец вотчинных церквей рубежа XVI-XVII вв. в годуновском стиле. Троице-Лобаново Церковь Троицы ЖивоначальнойКирпичная церковь в духе годуновских построек - четверик с боковыми при-делами, возведена в кон. XVI в. Неоднократно перестраивалась. Троице-Голочелово Свято-Троицкий храмПолное древнее название села – Тро-ицкое-Голочелово, что на Маковце. Древний коломенский Маковец упо-минается в духовных грамотах Иоан-на Калиты и Димитрия Донского. Здесь был девичий Троицкий монас-тырь, разоренный в Смутное время. Михаил Дмитриевич Бутурлин пос-троил по заказу отца в 1752 г. камен-ную Троицкую церковь. Знаменское Часовня Иконы Божией Матери Знамение в Знаменском( 1796 г., не сохранилась. Деревянная часов-ня, сооруженная из алтаря разобранной деревянной церкви, построенной в 1747 г. Была приписана к церкви в Спас-Детчине. ) Рождественно Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественне ( церковь Николая Чудотворца в Рождественне), 2 половина XVI в., не сохранилась. Пятница Церковь Троицы Живоначальной в Пятнице (Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы) 2 половина XVI в., не сохранилась. 4. Каширский район Спас-Детчин Церковь Преображения Господня (Спасо-Преображенская церковь) Построена не позже 2 половины XVI в. Успенское Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Успенском. 5. Серебряно-Прудский район 6. Зарайский район Спас-Дощатый Церковь Преображения Господня в Спас-Дощатом (обиходное название - Спасо-Преображенская церковь). Построена не позже XVI в. 7.Ленинский район Воскресенское Церковь Воскресения Христова 2007г. п. Володарского (Ладыгино, Богородское) Издревле село именовалось Ладыгиным. Боя-рин Алексей Федорович Шереметев на месте разобранной деревянной церкви построил в 1646 г. каменную, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами во имя Алексия, человека Божьего, и великомученицы Параскевы Пятницы. Вскоре село стало носить название Богородское. В 1739 г. князь Голицын строит новую церковь, которая впоследствии была освящена в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Архангельское Церковь Михаила Архангела в Скабееве-Архангельском, 1797г., не сохранилась. Пос. Подс. Хозяйство Воскресенское, ДО Архангельское Измайлово (Губцово, Троицкое) В 1694 г. в сельце Губцове была построена и тогда же освящена деревянная церковь во имя Святой Троицы. В 1725 г. сельцо Губцово именуется уже селом Троицким. Мосрентген (д. Говорово, с.Троицкое) Троицкая церковьВ старину на месте посёлка Мосренген сто-яла деревня Говорово. После возведения церкви деревня была переименована в Тро-ицкое село. Строительство церкви началось в 1686 году служилыми дворянами Стрешневыми, завершено в 1696 году после-дующим хозяином - Автономом Ивановым. г.Троицк ( с. Богородское) Владелец села Богородское князь Иван Борисович Репнин в 1674 - 1675 гг. построил здесь церковь в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы с каменными приделами. В 1732 г. село было продано Василию Борисовичу Толстому, который возвел существующую ныне каменную церковь. Богородское Часовня Иконы Божией Матери Казанская, 1810-е гг. не сохранилась. Богоявление Церковь Богоявления Господня Ранее в селе стояла деревянная церковь, которую построил в 1733 г. помещик Остафьев. Богородское Часовня Иконы Божией Матери Казанская, 1810-е гг., не сохранилась Богоявление Церковь Богоявления ГосподняРанее в селе стояла деревянная церковь в честь Богоявления Господня, которую построил в 1733 году помещик Остафьев. Ныне существующий Богоявленский храм возведен предположительно в 1840-е годы в стиле раннего классицизма. 8. Подольский район Михайловское Михаило-Архангельская церковьВ начале 1778 г. калужский наместник гене-рал-поручик М.Н.Кречетников устроил усадь-бу в деревне Бынево. 19 ноября 1794 г. в одном из флигелей освятили домовую церковь во имя Михаила Архангела. С тех пор усадьба стала называться Михайловским. Никольское Церковь Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских в Никольском-Колчево. Храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин. Покров Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покрове-Ризницах. Село Покров ― одно из древнейших поселений вя-тичей на Подольской земле. Первое извест-ное летописное упоминание о нем датиру-ется 6 декабря 1559 г. Село в разное время называлось: Покров, Дрождицы, Дрозницы, Вязницы, Разницы. В 1559 г. царь Иван Гроз-ный отдал погост Дрождицы с церковью Да-нилову монастырю на поминовение своей грешной души более чем на два столетия. В 1730 г. протопоп Большого Успенского собо-ра Иоанн Максимов получил указ Синодаль-ного казенного приказа о строении из белого камня церкви в честь Покрова Богородицы. Покровское (Юдановка) Церковь Покрова Пресвятой БогородицыПостроена в усадьбе И.П.Стрешнева в 1722 - 1726 гг., в 1862-1865 перестроена на средства М. П. Голенищева-Кутузова-Толстого. Рождественно Христорождественская церковь Спас-Купля Церковь Преображения Господня (Спасо-Преображенская церковь), не позже 1 половины XVIII в., не сохранилась. Нашу работу можно использовать как дидактический материал в образовательных и культурно-просветительских целях, карта - диаграмма православных топонимов Подмосковья.Надеемся, она будет интересна и школьникам и взрослым, особенно верующим людям, так как её можно использовать, совершая паломнические поездки и путешествия по родной земле Подмосковья. Лингвистам и всем любознательным языковедам будет интересен, собранный нами Словарь христианских географических названий Подмосковья. Работа выполнена ученицами 7 класса МБОУ «Лицей» г.Протвино Богдановой Пелагеей и Благовой Анной под руководством Сухих О.А., учителя географии, и Клишевич Н.В., учителя русского языка и литературы. Интернет-ресурсы:http://www.museum.ru/alb/image.asp?27997 http://www.liveinternet.ru/photo/2505761/post20701176/ http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=5970 http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=1991