Программа внеклассной работы по лингвистическому краеведению «Родным войти в родной язык»
Романенко Е.Г. – учитель русского языка и литературы
МОУ Кировская СОШ № 5 Кагальницкого района
Павлова Т.И. – доцент кафедры филологии и искусства
РО ИПК и ПРО
Программа внеурочной деятельности по лингвистическому краеведению
«Родным войти в родной язык»
Пояснительная записка
Актуальность
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5 - 9 классов и может быть реализована в объёме 34 часов. Анализ современной социальной ситуации показывает, что обновление содержания образования происходит в условиях духовного кризиса, обострения воспитательных проблем: нравственных и патриотических. У учащихся наблюдается низкое знание истории и культуры своего края, равнодушное отношение к судьбе «малой» родины, а значит, и к своей собственной.
Возрождение духовности является одной из насущных проблем современного общества. На это нацелены стандарты второго поколения, в которые заложен приоритет духовно- нравственного развития и воспитания школьника. Это значит, что главным направлением внеурочной деятельности может и должно стать - формирование культуроведческой компетенции, которая включает, в том числе, и выявление единиц языка с национально – культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей.
Программа внеурочной деятельности по лингвистическому краеведению «Родным войти в родной язык» ориентирует учащихся на:
культурные ценности своего народа;
осмысление, сохранение и передачу следующим поколениям гуманистического национального сознания;
приобщение к национальным святыням, идеалам.
Особенностью данного курса является его углублённо-познавательный и интегративный характер, что позволяет использовать возможности других учебных дисциплин (литературы, истории, изобразительного искусства, экологии, обществознания и права и др.)
В основу программы положен модульный подход, что даёт возможность учащимся осуществлять собственное продвижение в освоении содержания курса.
Представленная программа поможет обучающимся глубоко познать материальную и духовную культуру своего народа, связать воедино прошлое, настоящее и будущее, наполняет большим нравственным содержанием получаемые знания.
Лингвокраеведческая деятельность является одним из важных средств в подготовке учащихся к жизни, формировании чувства хозяина, знающего свой край и умеющего сохранить и приумножить их богатейшие традиции. Она способствует более эффективному усвоению материала на уроках русского языка, повышает интерес к предмету, к слову, развивает любознательность, вкус к исследовательской работе.
Цели и задачи программы:
развитие интереса к культуре и истории своего родного края,
воспитание нравственной и личности, готовой к самообразованию и самореализации;
формирование духовного начала и языковой картины мира у учащихся;
Задачи программы:
Обучающие цели:
обогатить словарный запас школьников на основе языкового материала, ценного с точки зрения языковой и эстетической;
познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка в Донском регионе;
раскрыть пути языкового обогащения;
Развивающие цели:
развивать творческие, исследовательские способности учащихся при работе с краеведческим лингвистическим материалом; совершенствовать умение оптимального варианта выражения мысли при презентации результатов исследований;
Воспитательные цели:
воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры;
воспитывать стремление к самостоятельности при приобретении знаний и умений в различных областях жизни
Ожидаемый результат реализации программы связан с формированием культуроведческой компетенции и предполагает формирование следующих умений:
выявлять роль и идейно-художественное своеобразие краеведческого лингвистического материала;
уметь производить лингвистическое исследование на основе краеведческих материалов;
выбирать лучшие образцы регионального лингвистического и культурно-исторического материала.
Программа ориентирована на принципы развивающего обучения, на раскрытие содержания индивидуального опыта учеников. Будучи почти белым пятном на карте лингвистической науки, живое слово или название как предмет изучения предполагает обязательный исследовательский подход. Учебное исследование (анализ материалов прессы, художественной литературы, речевых особенностей местности) – это не только живой и интересный труд, оно позволяет сделать учащихся и учителя равноправными участниками поиска и открытия.
№ п/п Тема занятия Количество часов Виды деятельности учащихся Формы контроля
Понятие диалекта. Литературный язык и русские народные говоры. Понятия «говор», диалект, «наречие» 2 Классификация русских народных говоров. Основные признаки говоров северорусского и среднерусского наречий, особенности южнорусских говоров 2 Признаки диалектного слова и недиалектные группы лексики говоров (просторечие, профессионализмы и т.п.). 2 Диалектные соответствия в области лексики и фразеологии. Диалектные словари. 2 Диалектизмы в языке художественных произведений поэтов и писателей Донского края. 2 Лексика говора как система. Тематическая характеристика диалектной лексики станицы Кировской по теме: «Человек» 2 Тематическая характеристика диалектной лексики станицы Кировской по теме: «Трудовая деятельность» 2 Тематическая характеристика диалектной лексики села по теме: "Питание» 2 Лингвогеографический ландшафт Ростовской области и Кагальницкого района. Понятие о топонимике и ономастике. 2 Виды топонимов и способы их образования. Виды топонимов по характеру номинации. Основные линии топонимической номинации 2 Виды топонимов по объекту номинации. Материал для образования топонимов. Словообразовательные структуры топонимических названий. 2 Изучение легенд и преданий о географических названиях станицы Кировской. 2 Современная топонимика Кагальницкого района и станицы Кировской.
2 Составление библиографии, изучение научной и научно-популярной литературы по диалектной лексике, топонимике и подготовка рефератов
6 Презентация и защита рефератов на школьной научно – практической конференции «Мой первый шаг в науку». 2