Внеклассное мероприятие Камышин — город трудовой (3 — 4 класс)

МБОУ СШ №14











(Путешествие по родному городу)










Разработала и провела
учитель начальных классов
Дегтярёва Антонида Викторовна.
















г.Камышин 2015 г.

Камышин - город трудовой.
(Путешествие по родному городу).
Цель: расширить знания детей о некоторых исторических фактах нашего города;
учить видеть красоту окружающего мира и красоту, созданную руками
человека;
показать , как изменялась эмблема города - герб Камышина;
воспитывать любовь к малой Родине.
Необходимое оборудование: карта путешествия,
фотографии: ХБК, Кам. драм. театра, Александровского
парка, реки Волги, краеведческого музея;
четыре альбомных листа, фломастеры, карандаши;
картинки с изображением рыб, обитающих в наших
водоёмах;
четыре изображение герба г. Камышина(герб
г. Камышина 1781г., герб г. Камышина, 1862г.,
герб г. Камышина 1966 г., герб г. Камышина 2003г.)



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Звучит песня «С чего начинается Родина».

Вед.: Сегодня мы, жители Камышина, будем путешествовать по родному городу. Конечно, мы побываем не во всех местах нашей малой Родины, но узнаем, как трудятся или трудились люди на предприятиях или культурных заведениях. И не просто узнаем, но и попробуем свои силы в той или иной деятельности.

1 чт. Чем славен мой город,
Мой город родной?
Арбузами, ситцем,
А может рекой?
А может людьми,
Что здесь рядом живут?
Ведь в ситцы, арбузы
Вложен их труд.
И может быть скоро
Буду и я
Средь тех, кто Камышин
Прославит, друзья. Туженков Александр
Вед.: Вы готовы к путешествию? Перед вами карта мест, где мы сегодня побываем.
(по мере продвижения, на карте появляются фотографии объектов, где мы побывали).
Первый объект нашего путешествия - это хлопчатобумажный комбинат.
(вывешивается фотография). Я думаю, вам интересно, как решали вопрос о строительстве ХБК.
2чт. Когда было намечено построить в Камышине хлопчатобумажный комбинат, наш город был разделён на две части рекой Камышинкой. А окрестности были изрезаны оврагами. В северной части находились овраги с названиями «Первый», «Второй», «Чёрная гряда», а в южной - «Беленький», «Ловецкий» и «Сестрёнки».
3чт. Из - за оврагов было сложно выбрать место для текстильного гиганта и посёлка. А в черте города свободных территорий не было. Поэтому появилось два варианта выбора площадок - северный и южный.
4чт. После исследования южной части выяснили, что по рельефу она не пригодна к застройке. Тогда комиссия приняла решение возводить хлопчатобумажный комбинат и посёлок текстильщиков в северном районе города.
5чт. Так летом 1951 года началась новая история Камышина, его второе рождение.
А сейчас Гигант - комбинат
В нашем городе есть,
Работает он -
Ему слава и честь! Мединцев Максим
Вед. А какие ткани выпускает комбинат! Там работают настоящие мастерицы. Это они в процессе творчества создают рисунки, которые потом воплощаются в ткани. Они отличаются цветом, узором, сюжетом. Они радуют и вдохновляют.
6чт. Как будто радуги осколок
Внесли в просторный этот зал.
Весь зал, от потолка до пола,
Увешан тканями, сиял.
Они светились, улыбались,
Грустили, пели и цвели.
В них реки, рощи отражались -
Вся красота родной земли.
Вед. Хотелось бы вам попробовать себя в качестве художников по ткани7 Сейчас каждый класс выберет своих художников и они сделают рисунок, который возможно будет использован текстильщиками.
1 конкурс: «Рисунок для ткани».

Вед. Пока наши художники создают шедевры, мы постараемся узнать побольше о своём городе. Кто помнит, когда началось строительство крепости на левом берегу устья Камышинки? (1668г.)
По указу какого царя была построена крепость? (Алексея Михайловича)
В каком году отряд Степана Разина хитростью захватил крепость а потом разграбил её и сжёг? (1670 г.)
7чт. Стеньки Разина по приказу
Загорелся легко и сразу
На планете, похоже, лишний
Городок небольшой - Камышин.
Ох, и жарко тогда там было!..
От седого, как вечность, пепла
Даже Волга, казалось, слепла
Усмехался злорадно Стенька:
- Разве город?! Такдеревенька!
Пусть сгорит насовсем, дотла
Но поднялся из пепла, встал,
Но очнулся от спячки долгой,
Распахнул этажи над Волгой,
Пусть сожженный, но не сгоревший,
От забвения уцелевший,
На планете совсем не лишний,
Городок небольшой - Камышин! Николай Белозубов

Вед. 27сентября 1697 года в новопостроенный городок в устье Камышинки прибыл из Казани Дмитриевский стрелецкий полк, которым командовал Яков Буш. В полку свято почитали и бережно хранили икону святого великомученика Дмитрия Солунского. На что повлияло прибытие этого полка? ( город был назван Дмитриевском).
Подводятся итоги конкурса.

Вед. Вы убедились, что создавать рисунки и делать ткани совсем непросто. Мы отправляемся дальше. Камышинский Драматический театр.
8чт. Годом основания Камышинского драматического театра принято считать 12 октября 1910 года. Поскольку у театра не было собственной сцены, ему приходилось гастролировать, передвигаться, обслуживать жителей сельской местности, ближних и дальних городов.
9 чт. Камышане любят свой театр. У Камышинского драмтеатра много почитателей и друзей. Его спектакли всегда собирают полный зал зрителей. Театральная группа работает не только на профессиональной сцене, но и в школах города, выступают в парке.
10 чт. В 1995 году при Камышинском драматическом театре создаётся театр кукол «Калейдоскоп», где мы неоднократно были. И с удовольствием посещаем детские спектакли, которые нам предлагает театр.
Вед. Я предлагаю попробовать себя в роли актёров. Каждый класс должен был подготовить басню И.А Крылова. Может быть среди вас тоже есть будущие талантливые актёры.
2 конкурс. «Актёрское мастерство»
4 «а» - «Ворона и лисица»
4 «б» - «Зеркало и обезьяна»
4 «в» - Стрекоза и муравей»
4 «г» - «Кукушка и петух».
Вед. У нас в школе действительно сплошные таланты. Так здорово дети сыграли свои маленькие спектакли. Жюри будет сложно. Но конкурс есть конкурс.
Подведение итогов.
Вед. Далее наш маршрут идёт в Александровский парк. Парк был заложен в мае 1900 года. Были посажены саженцы липы, крымской сосны, ели, дуба, туи, кустарники сирени, жимолости и др. Привезены они были из Рижского питомника. А в мае 1901 года выяснили, что многие саженцы не принялись. Почему? (ответы детей)
Посадочный материал не был приспособлен к условиям жаркого Поволжья. Да и садовод Я.Я.Петерсон, приглашённый из Латвии, не имел опыта выращивания искусственных насаждений в засушливой зоне. 7 лет люди разбивали аллеи, подсаживали и сажали саженцы, устраивали цветочные клумбы. Летом 1907 года парк был открыт для посетителей и назван Александровским. Почему? (ответы детей)
В честь императора Александра II. В мае 1923 году был переименован в парк имени Карла Маркса.
- Как сейчас называется парк культуры и отдыха? (имени Комсомольцев - добровольцев)
- Почему?
(В ноябре 1942 года в парке 2220 комсомольцев - добровольцев всей области дали клятву и стали в ряды защитников Сталинграда. И только 30 лет спустя в ноябре 1972 года парку было присвоено имя комсомольцев - добровольцев.)
Сейчас парк изменился, но продолжает быть любимым местом отдыха камышан.
Поскольку мы с вами тоже сюда попали, давайте отдохнём и примем участие в спортивных соревнованиях.
3 конкурс «Ловкий прыгун»
Вед. От каждого класса выходит по 1 человеку. Кто дольше пропрыгает на скакалке.
Подводятся итоги.
А девочки сейчас станцуют танец. Исполняется танец.
Вед. Мы не можем не побывать на берегу такой замечательной реки.
11 чт. Не спит во мгле
Родимая река,
Дремотных сёл
Оберегая всходы,
Несёт она
Давно издалека
Россией всей
Напитанные воды.
Она не спит
О, Волга, навсегда
Поля к тебе
Прислушаться успели.
Твоя
Из зорь бегущая вода
Им материнский свет
У колыбели.
И часто я,
Разбуженный тобой,
На берегу,
Нетронутом огнями,
Дышу твоей былинной
Красотой,
Грядущий день связав
С былыми днями. Иван Малохаткин
Вед. На Волгу можно смотреть бесконечно и любоваться её красотой. Но мы не будем терять время зря, а пойдём порыбачим. Но условие рыбалки очень требовательное. Необходимо ловить только рыбу, обитающую в наших реках.
4 конкурс « Рыбак».
Дети называют рыбу, которая обитает в наших водоёмах. За правильный ответ - балл.
( Осётр русский, белуга, стерлядь, севрюга, сельдь волжская, белорыбица, чехонь, рыбец, синец, уклейка, густера, серебряный карась, бычок - песочник, лещ, речной окунь, белый толстолобик, судак, сом, щука, сазан, жерех.)
Подведение итогов.
Вед. На берегу Волги стоит Камышинский краеведческий музей. Мы направляемся в зал и слушаем обзорную лекцию. Первое упоминание о музее в г. Камышине - 1897 год. Тогда это был частный музей древностей, многие экспонаты которого хранятся сейчас в Эрмитаже. Здание, в котором сейчас находится музей, раньше принадлежал Земскому собранию. Построен он в 1901 году и является памятником архитектуры. Деньги на его строительство дал крупнейший землевладелец, граф Дмитрий Адамович Олсуфьев.
Для гостей и жителей города сотрудники музея проводят обзорные и тематические экскурсии, музейные уроки.
28 мая 2003 года при историко - краеведческом музее открыта художественная галерея.
Как истинные камышане, мы посещаем и музей, и галерею. Я думаю, вы очень внимательно рассматриваете картины и знаете их авторов.

Каких камышинских художников вы знаете или помните?
(Павел Иванович Бутяев, Татьяна Владимировна Хомутовская, Павел Георгиевич Лефтор,
Евгений Григорьевич Синилов, Николай Васильевич Ерофеев, Алексей Павлович Петров,
Сергей Иванович Лебедев, Владимир Васильевич Котов, Елена Михайловна Скрипченко,
Сергей Иванович Костецкий и др.)

5 конкурс «Герб г. Камышина»
Вед. Ребята, герб города Камышина был утверждён первый раз 23 августа 1781 г..
Впоследствии он менялся ещё 3 раза, что является тоже исторической ценностью.
Сейчас каждый класс получит изображение герба Камышина с описанием. Прочитайте, как выглядел герб, и постарайтесь определить, каким по счету он был утверждён.
4 «а» класс: «Герб города Камышина выполнен на традиционном геральдическом щите с полукруглой нижней частью, на которой по белому полю изображены три зелёные камышинки - основа старого города. Щит окаймляет голубая лента, символизирующая реку Волгу, омывающую город и давшую ему жизнь»
4 «б» класс: « В верхней части три стерляди - герб Саратовский; в нижней трава, называемая камыш, в белом поле, от которой город сей название своё получил».
4 «в» класс: « В серебряном поле три вырастающих из лазоревой оконечности стебля камыша. Щит герба увенчан золотой башенной короной о трёх видимых зубцах, соответствующей городскому статусу».
4 «г» класс: « В верхней части три стерляди - герб Саратовский; в нижней трава, называемая камыш, в белом поле, от которой город сей название своё получил. Наверху серебряная башенная корона и два золотых колоса, соединённых Александровской лентой.»

(Герб г. Камышина 1781г., герб г. Камышина, 1862г., герб г. Камышина 1966 г., герб г. Камышина 2003г.)
12 чтец. Люблю Камышин
С белыми метелями
С берёзками, осинами,
С прямыми чудо - елями,
С цветами ярко - красными,
Лиловыми,
С арбузами огромными,
Пудовыми,
С жарою летней,
С красавицами ивами
Да ещё с людьми
Трудолюбивыми. Молчанова Юлия
Вед. Ну а мы посмотрим, как вы потрудились.
(Подведение итогов конкурса).
Вед. Наше небольшое путешествие по трудовому городу Камышину заканчивается. И пока мы возвращаемся в нашу школу, чтобы подвести итоги, послушайте песню о Камышине.

Звучит песня «Камышин»
Награждаются грамотами классы.
Праздник закончен. Всем спасибо!





Используемая литература:
1. Камышин. Страницы истории. Составитель В.Н.Мамонтов. Волгоград1994г.;
2. Люби и знай свой край. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.
Комитет по образованию городского округа - г. Камышин, 2007г. Волгоград:
«Панорама», 2007г.;
3. Город моего детства. Сборник стихотворений. г. Камышин 1996г.;
4. Город нашей судьбы. В.Мамонтов, В.Федорков Г.Камышин 2007г.













































МБОУ СОШ №14











(Путешествие по родному городу)










Разработала и провела
учитель начальных классов
Дегтярёва Антонида Викторовна.
















г.Камышин 2011 г.








МБОУ СШ №14 Дегтярёва Антонида Викторовна


ХБК




Александровский парк


Драм
театр

река
Волга

МОУ СОШ №14

Музей.



Камышин -- город трудовой.Камышин -- город трудовой.15