Рабочая программа клуба любителей природы Живой мир родного края (5 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 1 города Рудня»
УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО
Директор школы № 1 На заседании методсовета на заседании педсовета
Протокол от 24. 08.2016 № 1 Протокол от 30.08.2016
И. Д. ДятченковаПриказ от 30.08.2016 №119
Рабочая программа
Клуба любителей природы
«Живой мир родного края»В 5 классе
Автор программы: учитель высшей категории:
Комарова Галина Ивановна
2016 г
Пояснительная записка
Многие любуются природой, но не многие её принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу не принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать свою собственную душу.
М.М. Пришвин.
Встречи в клубе любителей природы помогут юным любителям природы найти ответы на многие интересующие их вопросы. Узнать о тайнах и загадках окружающего мира, вести научный поиск, повысить интеллектуальный и культурный уровень, решить задачи, направленные на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
Живая природа хранит столько загадок, что школьный учебник не в состоянии вместить всего того, о чём хотелось бы узнать, поэтому встречи в клубе обеспечат дополнительную возможность понять окружающий мир, будут способствовать активной деятельности учащихся, развитию их индивидуальных особенностей, творческого потенциала, а также становлению духовно-ценностных основ развивающейся личности.
Мы часто мечтаем о чудесах, а они рядом. Жизнь вокруг разнообразна и удивительна. Но свои тайны она открывает среди нас самым любознательным и трудолюбивым. Участники клуба будут учиться наблюдать, внимательно вглядываться в каждое живое существо и явление природы, замечать необычное в обычном окружении, упорно постигать законы жизни, которые будут способствовать формированию современной картине мира.
И ещё о важном. В неторопливом общении, в диалоге с природой человек начинает ощущать своё родство с ней, учиться размышлять и понимать самого себя, что способствует воспитанию экологической культуры, повышает интерес к биологическим и экологическим наукам, создаёт условия для интегрированной ориентации на профессии биологической и экологической направленности.
Программа направлена на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей и самореализации. Кроме того способствует приобретению умений проектной и исследовательской деятельности и подготавливает учащихся к изучению биологии в 6-7 классе.
Предлагаемая программа предназначена для организации обучения биологии в средней школе дополнительно к основной программе: «Биология. 5 класс».
Программа работы клуба рассчитана на один год обучения: по часу в неделю во втором полугодии для учащихся 5 классов и включает в себя – знакомство учащихся с особенностями строения царств живых организмов, взаимосвязями живых организмов в экосистемах, и ролью человека в изменении биологического разнообразия Земли.
Данная программа предусматривает формирование представлений об экологической эстетике, этике и психологии и включает в себя проектную и исследовательскую деятельность учащихся, опору на интеграцию знаний биологии , экологии, географии, истории и других наук.
Практическая часть программы предназначена для организации внеурочной деятельности дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов обучения школьников и направлена на достижение требований ФГОС основной школы и старшей школы.
Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны приобрести дополнительные знания и умения, значимые для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Освоение программы способствует формированию УУД, развитию творческих способностей и интереса к предмету биологии у школьников.
Предлагаемая программа обеспечивает:
1. Формирование системы биологических знаний.
2. Овладение научным подходом к решению различных задач.
3. Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
4. Овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
5. Воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Данная программа включает в себя следующие содержательные линии:
- биоразнообразие растительных и животных организмов;
- структурно-уровневая организация растительного и животного организма;
- ценное и экокультурное отношение к окружающей среде;
- практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Программа разработана в дополнение к базисному плану обучения биологии в 5 классе на общеобразовательном уровне.
Требования к результатам освоения программы в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности учащихся и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Освоение предлагаемой программы в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов:
личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов,
- знание принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов, мотивов и интеллектуальных умений;
- развитие сознания, компетентности и эстетического сознания.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения;
- владение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с различными источниками информации;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- владение информационно-коммуникационными технологиями.
Предметные результаты:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития;
- приобретение опыта использования методов биологической науки;
- сформированность экологической грамотности;
- знание роли биологии в практической деятельности людей;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивание и размножения культурных растений и животных, ухода за ними.
Содержание программы
Введение: методы познания мира (1 ч.)
Тема 1 .Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся (8 ч.)
Диагностика познавательной активности детей. Распределение учащихся по группам, выбор руководителя группы, распределение ролей между участниками проектной группы. Выбор темы исследования, определение задач. Определение средств и методов исследования. Работа с источниками информации, наблюдение и эксперимент. Проведение исследования. Анализ результатов работы. Защита проекта.
Тема 2. Живой мир родного края (7 ч.)
Выбор тем самостоятельных исследований живого мира родного края. Постановка целей и определение задач. Работа с источниками информации. Планирование практической части индивидуальных исследовательских работ. Индивидуальные консультации по темам исследования. Оформление индивидуальных исследовательских работ, подготовка презентаций. Защита индивидуальных работ (7 ч.)
Подведение итогов и планирование работы на лето (1ч.)
Тематическое планирование 17 часов (1 час в неделю, 2 полугодие)
Название темы и количество часов Содержание работы клуба Дата
Введение
(1 ч.)
Тема 1. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся (7 ч.)
Тема 2. Живой мир родного края (7 ч.)
Подведение итогов и планирование работы на лето
(2 ч.)
1.Методы познания мира
2.Диагностика познавательной активности детей
3.Распределение учащихся по группам, выбор руководителя группы, распределение ролей между участниками проектной группы
4.Выбор темы исследования, определение задач
5.Определение средств и методов исследования
6.Работа с источниками информации, наблюдение и эксперимент
7.Анализ результатов работы
8.Защита проекта
9.Выбор тем самостоятельных исследований живого мира родного края
10.Постановка целей и определение задач
11.Работа с источниками информации
12.Планирование практической части индивидуальных исследовательских работ
13.Индивидуальные консультации по темам исследования
14Оформление индивидуальных исследовательских работ, подготовка презентаций
15.Защита индивидуальных работ
16.Защита проектов
17.Задание на лето (по выбору) Литература
Литература для ученика
Учебник для общеобразовательных школ: «Биология. 5 класс» (авт. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)
Литература для учителя
1.Учебник для общеобразовательных школ: «Биология. 5 класс» (авт. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)
2.Л.А. Громова «Биология. 5 – 9 классы. Организация проектной и исследовательской деятельности»,методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Материально-техническое обеспечение
Для достижения результатов освоения программы используется типовой комплект учебного и учебно-наглядного оборудования кабинета биологии полнокомплектных общеобразовательных учреждений.
Планируемые результаты работы клуба
Предлагаемая программа работы клуба способствует:
развитию любви к живому, родному краю и творческих способностей
приобретению экологической грамотности и экологической культуры;
формирует мотивацию нравственного отношения к живой природе;
освоению методов исследования живой природы и умений заниматься проектной и исследовательской деятельностью