внеклассное занятие история забытых вещей


Истории забытых вещей.
1 ученица Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмёшь и рассмотришь, то поймёшь,
Для чего они нужны, чем полезны и важны
Человеку раньше были, что за службу сослужили.
---Угадайте, что это такое?
Плывёт паром, уголь в нём. (утюг)
---Раньше утюги были тяжёлые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйка клала горячие угли, они нагревали утюг, и можно было гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было размахивать, вот так.(демонстрирует) В эти отверстия проникал воздух , и угли внутри утюга разгорались вновь.
2 ученик
О чём моя загадка?
Спинка есть – брюха нет,
Голова есть, да без мозгов,
Уши есть, да не слышит.
Подвяжешь –идёт,
Развяжешь- лежит.
---Про этот предмет говорили:
Из липы свито дырявое корыто,
Днём заперто , а ночью окрыто.
В лес идёт – клетки кладёт,
Из леса идёт- перекладывает.
---Правильно, это лапти(берёт в руки и показывает). Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека – значит, заперты. Ночью их снимали с ног- вот и открыты. След лаптей похож на клетки, в лес клетки направлены в одну сторону, а из леса- в обратную. Вот такая удивительная обувь была у наших односельчан в старину
Учитель:
---А ещё про лапти говорили « Весь в крестах, а почёта нету». Как видно из загадок , к лаптям в народе отношение было снисходительное. Почему? Правильно лапти быстро снашивались, становились дырявыми, и их выкидывали, а на их месте появлялись новые. За год крестьяне изнашивали до 20 пар лаптей. Хорошо, что и плести их умел каждый и материал был под рукой.
---Из чего плелись лапти?
---Правильно из лыка. Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка:
---«На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» (демонстрация рисунка липы).
---Получается , что за лапти не надо было платить, поэтому их носили самые бедные крестьяне, не имеющие возможности приобрести сапоги. Недаром в сказках часто встречаются выражения: «Иван-лапотник», «Иван –горемыка из лапотного лыка», которые произносятся с усмешкой и сочувствием. А выражение « Вместо головы у тебя лапоть» стало обозначать глуповатость, простоту нерасторопность обладателя такой головы.
---А как вы думаете, лапти были единственной обувью крестьян? А что могли носить ваши сверстники в старину?
---Правильно, это могли быть сапоги, а зимой валенки.
3 ученица
---Новая посудина , а вся в дырах. Что это?
---Это всем известные корзины. Из чего они сделаны?
--- Корзины изготавливали из ивового прута.
---для чего они нужны?
---В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время различные мелкие предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать бельё, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них.
1ученица
Два брата пузатеньких под гору бегут,
Один горбатенький их за вихор держит.
---А можно сказать и так.
Без рук, без ног, на плечи скок,
Ни свет ни заря пошёл, согнувшись со двора.(коромысло)
---Для чего служило коромысло?
---Как его изготавливали?
---Коромысло делали из мягкой древесины-липы или сосны. Заготовку обрабатывали , затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга , похожая на радугу. Такое коромысло было в каждой семье.
2 ученица
---О чём эта история?
Был я копан, был я топтан,
Был на кружале, был на пожаре, был на базаре
Сколько было сил, всю семью кормил,
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар- пеленаться стал.
А как пал, так и пропал.
---Про этот предмет можно ещё сказать: «Огня не страшиться, воды не боится»
(ответы детей)
---Это грустная история про глиняный горшок. Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге- кружале изготавливают (рисунок гончара) , затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда , в печь его уже не ставили. Ну а если падал и разбивался, черепки выкидывали в окно.
3 ученик
---У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка.
Чернец- молодец, в красно золото залез.
До смеху хохочет, выскочить хочет.
---Угадали, что это? (ответы детей)
---Это чугунок, он как и горшок, был незаменим а хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
---Обратили ли вы внимание, что чугунок и горшок имеют одинаковую форму?
---Кто догадался, почему? (ответы детей)
---Послушайте загадку:
«Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит, отдаёт, а сам в угол идёт»
---Вот ещё загадка
«В хлеву у быка копна на рогах,
А хвост у хозяйки в руках»
---Это ухват. Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок, вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была у хозяйки в руках, вот и хвост.(берёт ухват и подцепляет горшок) Во почему горшок и чугунок имеют одинаковую форму.
Учитель:
---Вот так вещи жили-были и хозяевам служили.
А теперь они в музее,
Чтобы все на них смотрели
И гордились стариной,
Так ,как я и мы с тобой.