Комплексный анализ текста. Великий композитор


Комплексный анализ текста. Великий композитор
Урок стилистики и культуры речи в 9 классе
Учитель русского языка и литературы Новокрымской общеобразовательной школы 1-3 ступеней Джанкойского района Республики Крым Абильтарова Гульшен ФетибовнаТема. Комплексный анализ текста. Великий композитор - «...»
Цели:
Продолжить работу по развитию речи учащихся.
Усвоить важнейшие качества хорошей речи.
Выполнить анализ текста.
Заставить задуматься учащихся о человеческих духовных качествах. Оборудование:
Портрет П. И. Чайковского, тексты на партах, записи на доске, карточки, записи на плакатах, магнитофонная запись (Вальс цветов из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».)
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Знакомство учащихся с темой урока. Работа в тетрадях (запись числа, темы урока.)
3.Постановка целей урока.
На доске висит плакат с записями целей урока. Учитель знакомит учащихся с ними.
Затем учитель задает вопрос учащимся:
Дети, для чего надо анализировать текст?
Ответы учащихся.
Назовите качества хорошей речи.
Ответы учащихся.
4.Выразительное чтение текста учителем.
5. Работа по тексту.
Определите стиль речи.
Определите тип речи.
Какие слова в тексте являются ключевыми?
Определите тему.
А как можно озаглавить текст?
Какое предложение является основным?
Учащиеся называют основную мысль текста, записывают её в тетрадях под диктовку ученика, который сформулировал основную мысль.
Ребята, о каком композиторе говорится в тексте?
После ответов учащихся учитель делает вывод:
Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор.
Учитель вывешивает портрет Чайковского и предлагает в тексте вместо точек написать фамилию композитора.
... г...ниальный ру...кий композитор. Е...0 произведения призваны во всем мире. Е...0 творчество одно из высш...х достижений не только ру...кой но и украинской н...ц...ональной культуры. Многое связывало е...о с Украиной и её народом. Здесь он провел немало времени, собирая и обрабатывая удивительные по мелодичности народные песи. Украинские мотивы звучат в е,..о лучших симфонических произведениях. Ж...знь и быт народа, е...о героическая история, яркие национальные характеры - такова основа сюжетов наиболее значительных творений композитора. Он автор опер балетов си...фоний инструментальных к...нцертов. А е...о замечательные пьесы, дивные романсы - весомый вклад в развитие камерной музыки. Г...ниальные оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» - общепризнанные шедевры мировой музыкальной классики.
Слушать и старат...ся понять е...о музыку - значит делать свою душу полнее, богаче, ....
6. Лексическая работа.
Учитель задает вопрос ученикам:
Какие слова в тексте вам не понятны?
Если есть такие слова, проводится работа со словарем. Учащиеся находят значения непонятных слов в толковом словаре.
Если все слова понятны, учитель предлагает работу, которая называется «Толковый словарь гласит...»
В качестве домашнего задания несколько учащихся подготовили объяснение значений некоторых слов.
Слова: культура, камерная музыка, шедевр, симфония, человечный, богатый. После знакомства класса с данными словами учитель обращает внимание на доску, где записаны значения данных слов.
Учащиеся подбирают синонимы к слову богатый, составляют с ними словосочетания; затем подбирают антонимы и составляют с ними словосочетания.
Учитель вывешивает плакат с записанными синонимами и антонимами и еще раз обращает внимание учащихся.
Затем ученики составляют предложения со словом богатый со значением, данным в тексте, записывают в тетрадях, зачитывают их.
Учитель делает вывод:
Каким из синонимов можно заменить слово богаче в тексте?
Найдите в тексте последнее предложение и допишите его.
7. Орфоэпическая разминка.
Учитель произносит слово дважды, ученики выбирают правильный вариант, записывают его.
Слова: украинской, Петра, Украиной, весомый, камерной, Пиковая дама. Проверка разминки: сначала читает правильный вариант 1 ученик, а затем следом повторяет весь класс.
8. «Исправь ошибку!»
Учитель диктует словосочетания, в которых допущены ошибки, учащиеся записывают в исправленном виде.
Словосочетания: много связывало (надо многое связывало);
звучат из произведений (надо звучат в произведениях);
вклад развития камерной музыки (вклад в развитие камерной музыки);
делать душу полной, богатой, человечной (надо делать душу полнее, богаче,человечнее).
9. Словарная работа.
У доски работает ученик, графически объясняя написание данных слов.
Гениальный
творений
мелодичности
героическая
национальной
жизнь
вклад
стараться
опера «Евгений Онегин».
10. Индивидуальная работа по карточкам.
Пока выполняется словарная работа, у доски работают по карточкам 2 ученика, которые после выполнения своего задания проверяют друг друга.
Карточка №1
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Е...о творчество одно из высш..х достижений не только ру...кой но и украинской н... ц... ональной культуры.
Карточка №2
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Он автор опер балетов си...фоний инструм...нтальных к...нцертов.
11. Музыкальная пауза + экспресс-анкетирование.
Учащиеся слушают запись вальса цветов из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и записывают на листах-свитках, которые учитель пустил по 3- м рядам, имена одноклассников, которых они считают «богатыми», человечными людьми, затем учитель собирает листы. Зачитывает имена; встают ученики, чьи имена звучали несколько раз.
Класс хлопает этим ученикам, учитель благодарит их.
12.Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги урока и возвращается к теме урока:
Вначале урока было написано: «Комплексный анализ текста. Великий композитор - «...». Сейчас вы должны будете дописать тему урока.
Учащиеся предлагают свои варианты.
Затем учитель задает вопрос:
Дети, какие виды работ вам понравились и почему?
Ученики называют их и объясняют почему.
13.Домашнее задание.
Учитель:
Запишите домашнее задание: ответить на вопрос «Что я почувствовал, прослушав вальс цветов из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»?
14.Оценка ответов учащихся.