Открытый урок по литературному чтению на тему: Иван Федорович Панькин «Легенды о матерях».
МАОУ Апрелевская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
Открытый урок по литературному чтению
на тему:
Иван Федорович Панькин
«Легенды о матерях».
Разработала и провела:
учитель начальных классов
Юртаева Е.В.
Цель урока:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова;
воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к женщинам.
Задачи урока:
работать над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их мотивы.
роль иллюстрации в тексте, связь с другими видами искусств.
вовлечь учащихся в диалог при обсуждении произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.
учить ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них, Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
Оборудование и оформление доски:
1 Толковый словарь Ожегова
2. Детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями, или другие творческие работы на данную тему)
3.Фотографии на доске формата А-4 с изображением моря, маяка, ночного неба со звёздами и т. п., репродукцию картины «Девятый вал» Айвазовского
4. Пословицы о матерях
Ход урока.
Орг. момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас оно торопит в класс
Урок чтения у нас!
И сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем их.
И мы хотим гостей порадовать,Чему нас учат, показать.Ведь гости эти – наши мамы,Они хотят о нас все знать.
Сообщение темы урока. Проблема. Целеполагание.
-Сегодня у нас необычный урок-педагогическая мастерская, творческая мастерская слова.
-Давайте обратимся за помощью к нашему большому другу-толковому словарю под редакцией С .И. Ожегова и посмотрим, что такое мастерская. Кто напомнит, как правильно работать со словарём?
(Читают)
-Вспомним экскурсию в школьную мастерскую. Что вы там видели?
-А. что можно увидеть в мастерской художника?
- На нашем уроке: дощечки, гвозди, краски и холсты-это слова и предложения.
-Будем мастерить.
-МАМАВслушайтесь в это слово Повторяя движения губ матери, вы произнесли первое слово в своей жизни слово: МАМА. Пройдёт 10,15,50 лет забудутся в вашей памяти многие события, люди, встречи. Но, чтобы не пережил ты, вспоминая всегда будут возвращать вас в светлый мир вашего детства, к образу матери научившей вас говорить, ходить и любить больше жизни землю, на которой вы родились и выросли и которая называется РОДИНОЙ.
О маме каждый человек помнит всегда. Даже в войну под пулями. Каждый солдат вспоминал свою маму.
Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновий привет,
Тебя вспоминаю, такую роднуюТакую хорошую-слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я на встречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В народе живёт много хороших. Ласковых слов о матери.
В последний воскресный день ноября во многих странах празднуется день Матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости, дарят подарки, устраивают для них праздник.
Вот и мы с вами сегодня в предверии праздника будем говорить о мамах. Мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Федоровича Панькина «Легенды о матерях».
Иван Федорович Панькин пришел в литературу много испытавшим и пережившим человеком. С детских лет, оставшись сиротой, будущий писатель мечтал о синих морских просторах, романтичной профессии моряка. Ему довелось осуществить заветную мечту, но путь к ее исполнению не был легким: пришлось узнать горькую долю беспризорного, переменить много профессий, в том числе быть и цирковым артистом. В годы Великой Отечественной войны Панькин сражался в войсках морской пехоты, перенес контузию и тяжелое ранение. За ратные подвиги был награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны I степени, боевыми медалями. После войны пришло новое властное желание – желание писать.
Сегодня мы с вами прочитаем одну из легенд о матерях «Откуда у моряков сила?»
- А что такое легенда? Где можно узнать значение слова? Куда можно обратиться? (Толковый словарь).
- Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа. Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?
3.Словарная работа:
ПОБЕРЕЖЬЕ (морской берег),
НЕПТУН (Древнеримский бог воды и морей),
ПУЧИНА МОРСКАЯ (Водоворот, морская бездна),
ВАЛ ( По старинному поверью, самая сильная и опасная волна во время морской бури)
РУСАЛКА
МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ? (Водоросли, морская трава, она имеют длинные и упругие стебли длиной 1,5-2 метра, которые косят обычной косой, а на глубине до 1,5 м. Очищенную от камней и ракушек морскую траву промывают морской водой для удаления песка и ила, а затем отмачивают и промывают в пресной воде для удаления соли. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в длинные жгуты. Канаты из морской травы экологичны, красивы и имеют природный бежевый цвет. Применяются в мебельной промышленности, дизайне помещений).
4. Знакомство с новым произведением
(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики)
Читает УЧИТЕЛЬ начало произведения:
Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.
Задание - работа с карандашом для всех учащихся
- подчеркнуть откуда у моряков сила.
5. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)
- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?
- Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?
- Подтвердились ли ваши предположения?
6. Анализ произведения -
выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста).
- Что сказано о жизни людей?
- Что узнали о стрелах счастья?
- Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.
- Что узнали о чайках?
- Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом)
- Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?
- Можно ли поступок матерей считать героическим?
- Как же надо относиться к нашим мамам?
7. Рефлексия.
Мы сегодня много говорили о высоком назначении женщины, о матери. Я думаю, что у каждого из вас сегодня чувство тепла, нежности переполнили вас. Скажите, часто ли вы признаетесь в любви своим матерям?
Запомните, от каждого нежного слова, каждого признания, поцелуя сердца ваших мам будут крепнуть, лица молодеть, а силы прибавляться. Помните об этом, дети!.
(Звучит отрывок из стихотворения)
Первое слово ребенок сказал – мама.Вырос, солдатом пришел на вокзал, мама.Вот он в атаке на дымную землю упал, мама.Встал и пошел, и губами горящими к жизни припал, мама.Люди, братья мои, берегите своих матерей.Настоящая мать человеку дается однажды.
Сейчас, после всего сказанного, зачитайте свои сочинения в которых вы выразили свои чувства к маме.
Дети зачитывают свои сочинения о маме
8. Работа с пословицами в парах. (соединить начало пословицы с её окончанием)
Нет такого дружка, как родная матушка.
Мать кормит детей, как земля людей.
Сердце матери греет лучше солнца.
Слепой щенок и тот к матери ползёт.
Материнская молитва со дна моря достанет.
- Какая пословица непосредственно подходит к произведению?
9. Выбор качеств настоящего мужчины.
- Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым.
10. Итог урока, рефлексия, домашнее задание
- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?
-Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?
-А любить и во всём помогать своей мамочке?
-Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.
Молодцы! Желаю взаимопонимания и любви. БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ.
11. Поэтическая минутка.
От чистого сердца,Простыми словамиДавайте, друзья,Потолкуем о маме.
Мы любим её,Как хорошего друга,За то, что у насС нею всё сообща,За то, что, когдаНам приходиться туго,Мы можем всплакнутьУ родного плеча.
Мы любим её и за то,Что пороюСтановятся строжеВ морщинках глаза,Но стоит с повиннойПрийти головою Исчезнут морщинки,Умчится гроза.
За то, что всегдаБез утайки и прямоМы можем доверитьЕй сердце своё.И просто за то,Что она наша мама,Мы крепко и нежноЛюбим её.
Чудесные подарки мы
На праздник маме дарим:
Красивые поделки,
Воздушный красный шарик.
Ещё мы дарим песенку –
Пусть будет маме весело.
Исполнение песни «Мама»
Никогда не станет большим, благородным человеком тот, кто с детства не умел быть хорошим сыном, нежной дочерью.
Подумайте только, как многим обязаны вы своей маме!
Сколько бессонных ночей провела она над твоей кроваткой, когда ты был малышом! Сколько забот отдала она тебе, пока ты подрос! Да и сейчас, наверное, ты ей стоишь немало труда. Ведь она готова пожертвовать всем, лишь бы тебе было хорошо.
А всегда ли вы цените её любовь к вам?[
- А я хочу обратиться к вам дети со словами стихотворения Расула Гамзатова:
Как бы ни манил вас бег событий,Как ни влёк бы в свой водоворот,Пуще глаза маму берегитеОт обид, от тягот и забот.Боль за сыновей сильнее мелаВыбелила косы до бела.Если даже сердце очерствело,Дайте маме капельку тепла!Если стали сердцем вы суровы,Будьте, дети, ласковее с ней.Берегите мать от злого слова, Знайте, дети ранят всех больней!Если ваши матери устали,Отдохнуть им очень нужно дать.Вам наказ даю, напоминаю:Дети мира, берегите мать!
15