Ситуационные технологии на уроках теоретического и производственного обучения.
А.В. Томилец.
Ситуационные технологии на уроках теоретического и производственного обучения.
Сущность ситуационных технологий: повышение эффективности уроков, улучшение качества подготовки студентов определили роль развития профессионального интереса студентов
Новизна: методические приемы и способы по развитию профессионального интереса. Формирование профессионального интереса у учащихся по профессии
«Мастер сухого строительства»
1. Основные направления:
Первое-воспитание у студентов убежденности в овладении избранной профессией;
Второе-воспитание у студентов индивидуально-психологических качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности:
Третье-настойчивость в достижении цели, внимательность, дисциплинированность, организованность и т.д.
2. Активизация мыслительной деятельности.
3. Использование проблемно-поискового метода обучения.
4. Необходимость включения в учебно-воспитательный процесс нетрадиционных форм обучения (уроки-соревнования, уроки-экскурсии, конференции по предмету, КВНы, викторины, комбинированные и бинарные уроки).
1.1. В условиях центра чаще всего более сильное положительное влияние оказывает группа факторов, относящаяся к организации учебно-воспитательного процесса. Отрицательное же влияние на учащегося может оказать какой-либо один сильный фактор. Успех развития профессионального интереса зависит от того, насколько внимательно будут изучаться факторы, воздействующие на учащихся:
1. Пригодность к выбранной профессии.
2. Глубокая заинтересованность профессией.
3. Санитарно-гигиенические условия в училище.
4. Авторитет мастера п/о и преподавателя спецтехнологии.
5. Материально-техническая оснащенность рабочего места в мастерских.
6. Постановка в училище спортивной работы.
7. Функционирование предметных и других кружков.
1.2. Молодой специалист, способный успешно работать в современных условиях, должен обладать следующими личностными качествами:
1. Профессиональная направленность - понимание роли профессионализма в условиях рынка.
2. Профессиональная самостоятельность - способность ставить перед собой цели трудовой деятельности; способность качественно и в срок выполнять задания мастера; наличие хорошо развитого самоконтроля.
3. Конструктивные умения - выбор материалов и инструментов, выбор оптимальных технологических приемов и способов ведения работ.
4. Уровень обученности и познавательной самостоятельности: наличие системы знаний, умение находить источники информации, добывать и систематизировать ее; наличие технического мышления.
5. Нравственная воспитанность: знание морально-этических принципов, умение принимать решения в критическую минуту.
6. Коммуникативные умения и навыки - гуманного демократического общения с людьми, установление правильных взаимоотношений с товарищами, умение установить деловые отношения с руководством.
Перечисленные свойства личности рабочего формируются в процессе активной учебной деятельности, основой которой является проблемно-поисковая деятельность.
2. Один из важнейших путей развития интереса к избранной профессии на уроках спецтехнологии - активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения ими знаний, а одно из основных средств активизации - внедрение проблемного метода обучения. Применение этого метода направленно прежде всего на формирование активного отношения учащихся к обучению, на развитие творческого мышления. Активность учащегося заключается в том, что он должен анализировать фактический материал и так им пользоваться, чтобы самому получить из него новую информацию, то есть происходит расширение и углубление полученных ранее знаний.
В целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках спецтехнологии практикуются упражнения по планированию последовательности отделочных работ - составлению технологических карт, организации рабочего места, расчет потребности материалов. Рассматривая технологическую последовательность выполнения работ, преподаватель четко объясняет способы выполнения каждой операции, применяемые для этого инструменты, материалы, приспособления и средства механизации, меры безопасности при выполнении работ. При изучения спецтехнологии учащиеся систематически привлекаются к самостоятельной работе с технической и справочной литературой, технической документацией, работе с книгой.
В процессе объяснения учащиеся должны конспектировать новый материал. Помогая учащимся успешно вести конспекты, преподаватель выполняет следующее:
Записывает на доске тему урока и основные вопросы;
Записывает новые термины на доске;
Основные определения предлагает записать под диктовку;
Периодически проверяет конспекты учащихся.
3. В своей деятельности Вербицкая И.В. больше всего использует частично-поисковый метод, изложение с проблемным началом, когда имеющиеся у учащихся знания нужно применить в новых практических условиях. Например, при объяснении темы «Выполнение высококачественной штукатурки» по ходу ведения урока преподавателем задаются вопросы: «Можно ли обойтись без провешивания стен?», Почему оптимальное расстояние между соседними маяками должно быть 2м?», «Почему деревянные маяки применяются редко?» и т.д. Ребята постоянно ищут ответы на эти вопросы.
Проблемное обучение развивает навыки самостоятельного мышления, но оно должно сочетаться с другими видами обучения. Новый материал нужно уметь преподносить так, чтобы учащимся постоянно было интересно присутствовать на уроке и внимание их не ослабевало бы. Это зависит и от структуры урока, и от выбранных методов изложения и закрепления нового материала, и от содержания излагаемого материала, и от КМО предмета, а также от личности самого преподавателя: от его эмоциональности, умения говорить и доходчиво объяснять, от его внешности и доброжелательного отношения к учащимся.
4. Нетрадиционные формы ведения уроков спецтехнологии также способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся:
Уроки-экскурсии в музей центра или на предприятие;
Проведение конференций по предмету, когда учащиеся сами не только изучают большую часть материала, но и находят дополнительный материал в библиотеке или интернете;
Уроки-соревнования по предмету, КВНы, викторины.
Целям развития профессионального интереса служит проведение бинарных уроков, на которых четко прослеживается меж предметная связь. Например, урок на тему «Воздушная известь» проводится совместно с преподавателем химии. При обжиге, гашении и твердении извести, как известно, протекают различные химические реакции, знание которых необходимо учащимся для правильной работы с известковыми растворами.
Комбинированный урок спецтехнологии.
Урок начинается с подготовки учащихся к восприятию нового материала. Преподаватель создает у них «стартовое» состояние, желание активно воспринимать новый материал. Один из способов - повторение основных моментов ранее изученного. С этой целью используются карточки-задания, работа с которыми рассчитана на 5-8 минут, словарная работа с основными терминами (например, по очереди, в зависимости от желания преподавателя, закрывается одна сторона карточки), а также краткое изложение учащимися пройденного материала.
Мастерок
Инструмент для набрасывания и намазывания раствора
Изложение нового материала ведется с использованием постановки проблемных ситуаций. Устное изложение самим преподавателем нового материала занимает не более 10-15 минут. Основную работу учащиеся выполняют сами, умело направленные педагогом в нужное русло. По характеру ответов учащихся преподаватель следит за тем, как они усваивают новый материал. Работа организована так, чтобы, не допуская утомления учащихся, поддерживать их внимание на протяжении всего урока. Один из способов предупреждения утомления учащихся - разнообразие форм и приемов работы на уроке, использование наиболее продуктивной части урока для усвоения изучаемого материала.
Внимание большинства учащихся рассеяно, не обладает длительной устойчивостью, поэтому по ходу урока преподаватель применяет так называемые психологические разрядки напряженности внимания. Достигается это обычно использованием примеров из жизни, переходом к изложению более легкого для усвоения материала. Заканчивать необходимо обобщением сказанного и подведением итогов. В заключительной части нужно перечислить основные моменты изложенного материала, дополнительно обратить внимание на узловые моменты, повторить основные выводы. Кроме того, нужно отметить ребят, активно работавших на уроке, выставить и прокомментировать оценки. Перечисленные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках спецтехнологии способствуют лучшему усвоению нового материала, что влечет за собой развитие их профессионального интереса.
Усвоенные знания проверяются практическим применением, а практика влияет на ход усвоения знаний. В целях закрепления нового материала на уроках спецтехнологии учащимся предлагаются различные упражнения. Например, при изучении темы «Разбивка пола в помещении под укладку плитки» дается задание произвести разбивку в прямоугольном и непрямоугольном помещении. На большинстве уроков при объяснении порядка ведения того или иного процесса в качестве закрепления учащиеся составляют технологическую карту этого процесса. Технологические карты составляются для того, чтобы у учащихся с самого начала формировались умения планировать технологические процессы, правильно и рационально осуществлять выбор инструментов, приспособлений и инвентаря, выбирать способы выполнения операций.
При изучении тем «Инструменты штукатура», «Инструменты маляра», «Выполнение высококачественной штукатурки» преподаватель предлагает учащимся составить кроссворд на эту тему, где зашифровываются названия всех инструментов, специальные термины. Обычно кроссворды составляются в малых группах по 2-4 человека. Ребята составляют свои кроссворды и обмениваются ими с другой группой. В качестве закрепления целого раздела можно проводить урок-соревнование между тремя звеньями; преподаватель предлагает вопросы каждому звену, правильность ответов оценивает жюри под руководством преподавателя.
Для закрепления нового материала учащимся предлагаются расчетные задачи, такие, как «Расчет количества обоев для оклейки помещения определенных размеров», «Расчет модуля крупности песка», «Определение норм времени».
Прочность овладения знаниями, умениями и навыками, их закрепление и совершенствование достигается организацией регулярного повторения учебного материала. Повторяя материал, используя его в разных ситуациях, учащийся находит в нем новые стороны, осмысливает факты, уточняет понятия, обогащает выводы.
Текущее повторение на уроках спецтехнологии Вербицкая И.В. проводит по карточкам-заданиям. Они включают количественные и качественные задачи, а также вопросы, ответы на которые учащийся должен написать сам из приводимых в карточке. Например, «Выбрать состав строительного раствора для оштукатуривания фасада бетонного дома зимой:
:1:3 + ceresit;
1:1,5:4 + NaNO3
1:0,5:5 + поташ
1:3:4 + NaCl»
«По какой причине образуются дутики на оштукатуренной поверхности?
из-за нанесения всей штукатурки в один прием;
из-за применения отмороженного раствора;
из-за нанесения штукатурки на сухую поверхность».
Ответ нужно обосновать.
Обобщающее повторение проводится в конце изучения темы и имеет цель - систематизацию знаний и умений учащихся. Один из приемов обобщающего повторения - обзорная лекция, когда преподавателем излагается ранее изученный материал в систематизированном виде, с обобщенными выводами. Также проводятся развернутая беседа по материалу изученной темы, обобщающее повторение в виде семинара. Чтобы беседа дала эффект, преподаватель заранее дает учащимся вопросы, по которым они должны подготовиться к заключительному занятию по теме. Вопросы должны охватывать только основные узловые моменты материала темы. В ходе семинара отдельные учащиеся делают сообщения по основным вопросам, другие дополняют их, уточняют. Приводят примеры из практики.
Итоговое повторение проводится в конце года с целью выставления годовых оценок. Преподаватель проводит его обычно в виде зачета: сначала коллективно повторяются основные узловые моменты пройденного материала, а затем каждому учащемуся выдается индивидуальное задание по карточке. При выставлении оценок учитывается как правильность выполнения индивидуального задания, так и активность учащегося при совместном повторении.
Одним из критериев прочности усвоенных знаний является умение учащихся в частном найти общее и в общем - частное. Такие умения формируются при выполнении упражнений по систематизации изученного материала. Систематизация предполагает мысленное распределение понятий по группам и подгруппам в зависимости от их сходства или различия. Такие упражнения проводятся в форме заполнения обзорно-повторительных таблиц. Вопросы в таблице формируются так, что на них нельзя ответить без вдумчивой и осмысленной работы, необходимо использовать книги, нормативные документы, записи в тетрадях.
Характеристика связующих для водных окрасочных составов
Связующие свойства, недостатки, достоинства, область применения
1. Известь 2. Жидкое стекло.3. Животный клей.4. Растительный клей
Наряду с упражнениями и системой повторения одним из способов закрепления и совершенствования знаний является домашняя работа учащихся. Успех ее зависит от того, как прошел урок, как учащиеся подготовлены к выполнению домашнего задания. Учащиеся повторяют по учебнику или конспектам материал, изложенный преподавателем на уроке, и выполняют заданную работу. Иногда домашняя работа представляет собой продолжение классной. Например, закончить составление технологической карты (записать инструменты, приспособления и инвентарь, необходимые для выполнения какого-либо процесса отделки, и охарактеризовать технологические условия) или закончить работу по систематизации: заполнить последнюю графу таблицы.
Дефекты неводных окрасок и способы их устранения
Дефект, причина появления, способ устранения,
1. Ржавые пятна просачивание смолистых пятен, не удаленных при подготовке поверхности, пятна зачистить, промыть 3% раствором HCl, покрыть нитролаком
2. Грубая фактура окраски недостаточно прошпатлевана поверхность, окраска произведена непроцеженным колером прочистить поверхность пемзой и заново окрасить новым колером и т.д.
Кроме того, может быть задание, носящее описательный характер. Это или письменный ответ на предложенные преподавателем вопросы, или сравнение вариантов. Например, перечислить процессы оштукатуривания, которые могут быть механизированы, и те, которые в настоящее время выполняются только вручную. Домашнее задание всегда носит творческий характер. Например, при изучении темы «Разбивка пола под облицовку плиткой» это задание «Определить, является ли прямоугольным помещением ваша ванная комната, кухня и т.д.».
Помимо уроков спецтехнологии и производственного обучения развитие интереса к избранной профессии происходит и на внеклассных мероприятиях: экскурсии на производство, встречи с выпускниками ПУ, работающими по специальности, или просто встречи, беседы с рабочими-отделочниками (это могут быть и родители учащихся). С этой же целью силами ребят оформляется уголок «Новое в отделке», куда учащиеся сами приносят интересные статьи о строительных материалах. На заседаниях предметного кружка преподаватель рассказывает о достижениях русских ученых прошлого века, сравнивает с новейшими достижениями, причем ребята активно помогают в подборе информации. Во всех этих выступлениях отражается значимость профессии отделочника в современных условиях жизни.
Отмечая важность развития у учащихся интереса к избранной профессии следует иметь в виду, что роль преподавателя не только в том, чтобы пробудить этот интерес, а в том, чтобы постоянно расширять его.
Для этого необходимо:
Систематически привлекать внимание учащихся к возможностям изучаемой профессии;
Поддерживать это внимание, пока оно не разовьется в интерес к профессии;
Закреплять интерес до тех пор, пока он не проявится в деятельности учащегося;
Направлять эту деятельность на успешное овладение профессией.