Доклад монологической речи учащихся на уроках казахского языка


Доклад "Развитие монологической речи учащихся на уроках казахского языка"
Подготовила: Казбекова С.Б.,
учитель казахского языка и литературы
«Развитие монологической речи у учащихся
 на уроках казахского языка »
Введение
Основное назначение  языка как предмета  школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на казахском  языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.
Следует отметить, что проблема обучения монологической речи является одной из самых актуальных проблем в методике обучения казахскому  языку. Обучение монологической речи - чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат - сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношений его виды весьма специфичны.
Актуальность данной проблемы рассматривается в творческом использовании различных форм и  схем для совершенствования учебно-воспитательного процесса в каждой методике.
Цель работы:
Выявить эффективные условия использования различных форм и  схем для развития монологической речи на уроках казахского языка
§1.1 Сущность понятия «монологическая речь»
По определению Г. В. Роговой:
Монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания.
Именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.
«Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе.
В отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью».  В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных условиях  сформированности  монологической речи в зависимости от самостоятельности и творчества, которые проявляют обучаемые.
Репродуктивный уровень речи не предполагает самостоятельности и творчества со стороны учащихся, как в выборе языковых средств, так и в определении содержания высказывания, оно создается извне.
Репродуктивно- продуктивный уровень предполагает некоторые элементы творчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения.
Продуктивный уровень речи характеризуется полной самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении наличием оценки происходящего со стороны говорящего.
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
- эмоционально-оценочная.
Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения . В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на казахском  языке эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.
§1.2 Обучение монологической речи на уроках  казахского языка 
Целью обучения монологической речи для начальной школы является составление небольших монологических высказываний:
 рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на иллюстрацию.
Для основного общего образования в данном документе выделяются следующие требования для монологической речи:
·        кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание/ характеристика, повествование/ сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
·        передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
·        делать сообщения по прочитанному/ услышанному тексту;
·        выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Методически важными являются:
·        Характер опор, с помощью которых выполняются упражнения
·        Цель высказывания
Опорами могут быть:
·        наглядность,
·        текст,
·        ситуация
·        тема, проблема
На начальном этапе на первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, серии картинок после усвоения языкового материала в диалогической речи. Эти высказывания не имеют коммуникативной ценности, они преследуют учебную цель: употребить ранее изученный материал(лексику, грамматику) в самостоятельной связной речи с опорой на наглядно представленные предметы или лица, речевые ситуации. Овладев речевыми образцами: Ответы на вопросы, диалогах-переспросах, диалогах – расспросах учащиеся описывают свой класс.
Аналогичным образом строится элементарное монологическое высказывание-описание с опорой на картинку. Этот вид опоры часто (наглядность ) часто сочетается с другим видом опоры  письменным или устным текстом.
Аудирование  связных элементарных текстов, содержащих полностью знакомый материал, может стать  опорой для монологического высказывания учащихся.
В старших классах также могут использоваться те же опоры –наглядность, текст, ситуация, но уровень монологической речи может и должен быть высоким. В старших классах текст может быть темой для дискуссий. При этом возможны различные  трансформации текста:
ü Пересказ близко к тексту,
ü Пересказ своими словами
ü Комментарий
На этом этапе особую роль приобретает работа с (Прочитанным) текстом.
Проводятся творческие упражнения, высказывания об идее текста, о поступках героев.
Вывод:
Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными.
В педагогической работе мною используются различные упражнения по формированию монологической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.
Copyright © 2007-2016 UNIPRADEВсе права защищены Обратная связь • Контакты • Пользовательское соглашение