Исследовательская работа «Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Пётр Ильич Хохлов»
Районный (заочный) конкурс проектов и исследовательских работ обучающихся образовательных организации, посвященный памятным датам военной истории
Номинация проектно-исследовательская работа «Эхо войны» (об исторических личностях и событиях, связанных с героическим прошлым Подмосковья);
Полное наименование ОУ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Глубоковская основная общеобразовательная школа»
Тема
«Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации
Пётр Ильич Хохлов»
Автор:
Хвостова Анастасия Андреевна,
дата рождения: 31.05.2001
Руководитель:
Агеева Лариса Викторовна,
Должность: классный руководитель 9 класса,
контактный телефон: 8(496)6734738
2015 год
«По крупицам собирая данные
О боях минувших и бойцах, С честью пронесем заветы славные В благодарных памятных сердцах»
Данная проектно - исследовательская работа рассказывает об исторической личности Герое Советского Союза генерал-лейтенанте Петре Ильиче Хохлове, уроженце села Есипово Серебряно-Прудского района. П.И. Хохлов прошел путь от младшего авиатехника до начальника штаба авиации Военно-Морского Флота СССР. Совершил 192 боевых вылета, участвовал в бомбардировке Берлина в первые месяцы войны.
В работе использованы выдержи из книги П.И. Хохлова «За тремя морями», воспоминания ветеранов морской авиации, строки из стихотворения «Марш 1-го гвардейского полка», фотоматериалы, аудиозапись П.И. Хохлова «О первых налетах на Берлин».
Материал рассчитан для широкой аудитории, интересующейся историческим прошлым нашей Родины. Работа может быть использована для проведения уроков мужества, классных часов, внеклассных мероприятий в организациях образования и культуры.
Оглавление13 TOC \f \o "1-9" \o "1-9" 14Введение 4
Основная часть 5
1. Биография героя-земляка П.И. Хохлова 5
2. Заслуги перед Родиной. 7
3. П.И. Хохлов в исторической и художественной литературе: 8
Аудиозапись с голосом П.И. Хохлова 13
Заключение 14
Список литературы и источников: 15
Приложения 1615
Введение
Объект исследования – история родного края (исторические личности Подмосковья).
Предмет исследования: Жизнь и подвиги уроженца с. Есипово Серебряно-Прудского района Московской области Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Петра Ильича Хохлова.
Цель исследования: Создание практических материалов для изучения истории Великой Отечественной Войны, истории родного края и истории России.
Для достижения целей исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить историческую литературу по теме исследования.
Изучить Интернет-ресурсы
Систематизировать полученную информацию и создать практические материалы.
Использовать полученные материалы на внеклассных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, уроках истории России.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ литературы;
классификация исторических источников;
обобщение и систематизация данных;
Практическая значимость проекта заключается в том, что изученный и систематизированный материал можно использовать в изучении
истории родного края и истории России.
Основная часть
Биография героя-земляка П.И. Хохлова
Заслуги перед Родиной.
П.И. Хохлов в исторической и художественной литературе.
Фото- и аудиоматериалы
1. Биография героя-земляка П.И. Хохлова
Хохлов Пётр Ильич - начальник штурманской службы - флаг-штурман 1-го минно-торпедного авиационного полка 10-й авиационной бригады Военно-воздушных сил (ВВС) Краснознамённого Балтийского флота, капитан.
Родился 12 января 1910 года в селе Есипово ныне Серебряно-Прудского района Московской области в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. С 1929 года работал токарем на заводе имени М.И. Калинина в Москве.
В Военно-Морском Флоте с июля 1932 года. В декабре 1933 года окончил 2-ю Вольскую Военно-техническую авиационную школу. С декабря 1933 - младший авиатехник 8-й транспортной авиационой эскадрильи в Ростове-на-Дону. С февраля по декабрь 1936 года обучался на курсах при Военной школе морских лётчиков и летнабов имени И.В. Сталина в городе Ейск Краснодарского края. После их окончания - младший лётчик-наблюдатель в 27-й отдельной авиационной эскадрилье ВВС Балтийского флота. С сентября 1937 года - штурман звена, а с апреля 1938 года - штурман эскадрильи ВВС Балтийского флота. В должности штурмана авиационного отряда участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года.
С мая 1940 года - флаг-штурман 1-го минно-торпедного авиационного полка (с июня 1941 года должность именовалась "начальник штурманской службы - флаг-штурман полка").
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Балтийском море. Летал в глубокий тыл противника для минных постановок на коммуникациях врага, на разведку в море, на бомбардировку Берлина и других военных объектов гитлеровской Германии, на торпедирование кораблей и транспортов врага.
Старший штурман 1-го минно-торпедного авиаполка (10-я бомбардировочная авиабригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) капитан Xохлов П.И. в ночь на 8 августа 1941 года во флагманском экипаже командира авиаполка полковника Е.Н. Преображенского, в составе группы бомбардировщиков "Ил-4", участвовал в первом налёте советской авиации на столицу гитлеровской Германии - город Берлин.
Стартовав с аэродрома на острове Сааремаа, пройдя вдоль берега Балтийского моря до Штеттина (Щецин, Польша), а затем повернув к Берлину, лётчики произвели бомбометание, в результате которого были уничтожены или сильно повреждены сортировочная станция Силезского вокзала, военные заводы в районах Шпандау и Лихтенфельд, несколько складов с боеприпасами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество капитану Хохлову Петру Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 524).
С августа 1942 года - флаг-штурман 8-й авиационной бригады ВВС Северного флота, с июня 1943 года - флаг-штурман 63-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота. С июля 1943 года - флаг-штурман 1-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, участник боевых действий по освобождению Таманского полуострова и Крыма. С июля 1944 года - флаг-штурман Управления ВВС Северного флота, участвовал в Петсамо-Киркинесской наступательной авиации. Всего до Победы подполковник П.И.Хохлов совершил 192 успешных боевых вылета. Потопил несколько боевых кораблей и транспортов противника.
С декабря 1945 по октябрь 1946 года обучался на Академических курсы офицерского состава ВВС и ПВО при Военно-Морской академии имени К.Е. Ворошилова. С февраля 1947 года - главный штурман ВВС Северного флота, в декабре 1948 года вновь убыл на учёбу.
В декабре 1950 года окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С декабря 1950 года полковник П.И.Хохлов - главный штурман авиации ВМФ - первый заместитель командующего авиацией ВМФ. Генерал-майор авиации (21.01.1951).
С марта 1953 года - начальник штаба ВВС 4-го ВМФ (Балтийское море), с января 1956 года - на той же должности в ВВС Балтийского флота. С февраля 1961 года - начальник штаба авиации Военно-Морского Флота СССР. С января 1971 года генерал-лейтенант авиации Xохлов П.И. - в запасе. Жил в Москве. Умер 7 марта 1990 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
2. Заслуги перед Родиной.
Генерал-лейтенант авиации (25.05.1959). Награждён 2 орденами Ленина (13.08.1941; 30.12.1956), 3 орденами Красного Знамени (15.06.1942; 26.02.1953; 31.10.1967), орденом Нахимова 2-й степени (№ 202 от 12.11.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (10.06.1943; 11.03.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (30.05.1944), Красной Звезды (6.11.1947), медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944), другими медалями.
3. П.И. Хохлов в исторической и художественной литературе:
Хохлов П.И. «Над тремя морями» Ленинград: Лениздат, 1988
Из воспоминаний Ветерана морской авиации полковника в отставке С. Бортан
Фрагмент из книги: Буров А.В. Твои герои, Ленинград, Л., Лениздат, 1970
Н. Браун «Марш 1-го гвардейского авиаполка»
Уроженец села Есипово Серебряно-Прудского района, П.И. Хохлов в годы Великой Отечественной войны воевал в составе 1-го минно-торпедного авиационного полка на Балтике, лично совершил 192 боевых вылета. О нелегких боевых буднях, о своих боевых товарищах П.И. Хохлов рассказал в книге «Над тремя морями».
Хохлов П.И. 'Над тремя морями' - Ленинград: Лениздат, 1988 - с.240Книга воспоминаний посвящена героическим будням 1-го минно-торпедного авиационного полка на Балтике в период Великой Отечественной войны.
Автор, морской летчик, Герой Советского Союза, рассказывает о своих товарищах, о первых бомбовых ударах по Берлину в 1941 году, об участии в разгроме фашистских войск под Тихвином и в других операциях.
Из воспоминаний Ветерана морской авиации полковника в отставке С. Бортан.
Сегодня мало кто знает, что в городе Пионерском сразу после окончания Великой Отечественной войны на бывшем немецком аэродроме, где в наши дни до недавнего времени, располагался учебный аэродром авиационного отряда, дислоцировался 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк ВВС, тогда еще Краснознаменного Балтийского флота.
За годы войны этот авиационный полк стал поистине геройским. Уже 22 июня 1941 г. две эскадрильи полка под командованием будущих Героев Советского Союза капитанов М. Плоткина и В. Гречишникова нанесли первый удар советской авиации по тылам фашистского рейха, обрушив бомбы и торпеды на военно-морскую базу Мемель.
В ответ на варварские бомбардировки Москвы и Ленинграда летчики полка под командованием полковника Е.Н. Преображенского в ночь с 7 на 8 августа 1941г. бомбили логово фашистской Германии Берлин. А 13 августа 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР пятерым из них: полковнику Е. Преображенскому, капитанам В. Гречишникову, А. Ефремову, М. Плоткину и П. Хохлову было присвоено высокое звание Героев Советского Союза.
18 января 1942 г. за проявленный героизм, мужество и высокое боевое мастерство 1-й минно-торпедный авиационный полк стал первым гвардейским полком на Балтике. Тогда, на фронтовом аэродроме под Ленинградом, гвардейцы дали свою клятву Родине: «Пока наши руки держат штурвал самолета, пока глаза видят истерзанную фашистами землю, пока в груди бьется сердце и в жилах течет наша кровь, мы будем драться, громить, истреблять нацистских зверей, не зная страха, не ведая жалости, презирая смерть во имя полной и окончательной победы над фашизмом». Они свято выполняли свою священную клятву.
Летчики полка героически защищали блокадный Ленинград, прикрывали с воздуха дорогу жизни, крушили объекты врага, его аэродромы, не давая подняться в воздух их самолетам, топили корабли и транспорты в Балтийском море, в портах и базах. За время войны гвардейцами 1-го гмтап фашистам был нанесен огромный ущерб.
В 1-м гвардейском минно-торпедном полку в боях с фашистами 33 летчика и штурмана стали Героями Советского Союза, а летчики полка А. Мазуренко и Н. Челноков в других полках были отмечены второй Золотой звездой. Восемь летчиков полка стали героями в других полках. Еще восемь воздушных бойцов 1-го гмтап уже в наши дни удостоены звания Герой России.
Многие герои полка не дожили до победного дня, погибнув в боях, но их имена навечно вписаны в летопись воинской славы. Об этом мы все должны помнить, гордиться ими и на их примере воспитывать патриотов Отечества из молодого поколения.
Улицы городов Пионерского, Светлогорска, п. Янтарный названы именами летчиков-героев Н. Афанасьева, В. Балебина А. Ефремова, В. Меркулова, Э. Гептнера, А. Рензаева, С. Смолькова, П. Стрелецкого, И. Шаманова. Имя командира полка И. Борзова носит одна из улиц города Калининграда и 4-й отдельный гвардейский морской штурмовой полк авиации Балтийского флота.
Именами героев 1-го гмтап названы классы, школы, колледжи и учреждения, бороздят моря и океаны корабли и рыболовецкие суда.
В последнее время хорошей традицией в авиации стало присваивать имена летчиков-героев самолетам и вертолетам.
В авиации МЧС России самолеты-амфибии нового поколения Бе-200ЧС назвали именами летчиков-героев балтийцев: Иван Борзов, Евгений Преображенский, Василий Раков, Иван Сухомлин.
В конце июня 1941 г. экипаж маршала авиации Ивана Ивановича Борзова участвовал в нанесении бомбового удара по переправам немецких войск через Западную Двину. После бомбового удара при отходе от цели самолет Борзова атаковали «мессершмитты». В ожесточенном воздушном бою экипаж бомбардировщика сбил пять истребителей, но был подбит и загорелся. Иван Иванович был ранен, у него обгорели лицо и руки, но он дотянул поврежденный самолет до своего аэродрома, спас экипаж и машину.
В сентябре после излечения в госпитале отважный летчик вернулся в полк. Опять боевые вылеты и встречи с вражескими истребителями. В районе Тосно под Ленинградом его самолет Ил-4 был подбит. Экипаж покинул самолет на парашютах. Борзова уже считали погибшим, но на седьмые сутки изнурительных блужданий по лесам и болотам он вывел своих товарищей на аэродром и привел целую роту бойцов, сплотивших вокруг себя.
В командование полком Борзов вступил 19 сентября 1943 года. Под его командованием летчики-торпедоносцы полка потопили до конца войны 83 фашистских транспорта, 4 подводные лодки, миноносец, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, 4 танкера. Сам Борзов лично торпедировал вражеский корабль в лунную ночь, расширив тем самым боевые возможности применения авиации на Балтике. За отличное выполнение боевых заданий командования флота 22 июля 1944 года Ивану Ивановичу Борзову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В послевоенном 1948 г, полковник И.И. Борзов окончил военно-морскую академию. Командовал авиационной дивизией, авиацией Северного и Балтийского флотов, а с1962 по 1974 командующий авиацией ВМФ. В 1972 г. ему было присвоено звание маршал авиации. С его именем связан переход морской авиации на реактивные самолеты-ракетоносцы, развитие получила корабельная и противолодочная авиация.
Интересно будет знать жителям улиц, названных в память о героях - летчике Петре Стрелецком и его штурмане Николае Афанасьеве, как они воевали.
–Остановлюсь на их одном боевом вылете на торпедирование вражеских кораблей в Балтийском море.
Чтобы пройти к цели незамеченными и не обстрелянными в зимнее время экипажи и группы уходили на задание затемно, чтобы с рассветом выйти в район ожидаемого противника.
Ранним зимним утром экипаж капитана Стрелецкого ушел на задание. Штурман после длительного полета над морем на малой высоте, заметил из-за горизонта на встречном курсе дым. Он попросил командира набрать высоту, и они увидели огромный транспорт в охранении сторожевых кораблей. Торпедируем, - дал команду командир экипажа.
При выходе на боевой курс самолет Стрелецкого подвергся сильному зенитному обстрелу. Петру осколком попавшего снаряда перебило ногу. На мгновение он потерял от боли сознание. Придя в себя, он ясно видел, идущий транспорт. По команде штурмана удалось вывести самолет в атаку. Теперь в прицеле Николай отчетливо видел мачты, трубы, мечущихся по палубе немцев и огненные трассы зениток.
Истекая кровью, Петр видел, что нос самолета чуть впереди корпуса транспорта и мысль, что торпеда пойдет в цель, успокоила его. Но чтобы подтвердить потопление, нужно было привезти документальное подтверждение – фотоматериалы тонущего транспорта. Стрелецкому было не до нового захода для фотографирования. Раненый, на подбитой машине он понимал, задание выполнено, теперь надо дотянуть до своего аэродрома, спасти экипаж и израненный самолет.
Теряя несколько раз сознание, Петр по командам и подсказкам штурмана привел самолет на свой аэродром и, коснувшись взлетной полосы, от потери крови потерял сознание.
Врачи морского госпиталя спасли жизнь летчика, сохранили ногу, ему перелили несколько литров крови, когда ее не хватало, ее отдавали своему боевому товарищу летчики полка и его экипаж.
31 мая 1944 г. Петру Стрелецкому и его штурману Николаю Афанасьеву было присвоено высокое звание Героев Советского Союза.
Можно еще многое рассказать о героях: полярном летчике Иване Шаманове, о судьбе Александра Разгонина и других, воевавших в 1-м гмтап, чьими именами названы улицы Пионерского.
Фрагмент из книги
·1. С.71
·: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Руки Хохлова до того застыли, что он с трудом держал в негнущихся пальцах карандаш. Где-то там, на земле, августовская духота, а здесь - на большой высоте мороз.
Вдруг туманная пелена исчезла. Внизу появились мерцающие огоньки. Это Штеттин. Слева темноту рассек отливающий серебром луч прожектора, второй...
Вот уж где ни к чему чистое небо! Лучше бы пройти это место в облаках, чем лететь на виду - при звездах и при луне. Но лучи прожекторов не стали шарить по небу. Помаячив вдали, они легли на землю яркой дорожкой.
"Аэродром, - догадался штурман. - Наверное, думают, что это их бомбардировщики возвращаются с задания".
Приняли за своих, приглашают садиться, - сказал Хохлов командиру. Покорно благодарим, - ответил полковник. - Нам не сюда, нам в Берлин. За Штеттином погода опять испортилась. Самолеты попали в мокрое месиво. Даже в кабинах стало сыро. Стекла покрылись густым матовым налетом. Перед самым Берлином открылись звезды. Очень хорошо была видна и земля. Берлин освещен. К чему светомаскировка, когда у русских нет авиации! И лишь когда начали рваться бомбы, огни погасли. Фашистская столица погрузилась во мрак. Ее озаряли только отсветы пожаров да мечущиеся по небу щупальца прожекторов... Нелегким был и обратный маршрут. Многое из того, что встретилось на пути к Берлину, пришлось снова преодолеть, возвращаясь домой. Все тяготы побороли балтийцы в этом дальнем тяжелом полете, который без малейшего преувеличения можно назвать героическим. А ведь Преображенский, Хохлов, Плоткин, Ефремов, Гречишников не раз летали на фашистскую столицу. У подвига, совершенного в ночь на 8 августа, было продолжение.
С каждым новым полетом на Берлин росло боевое мастерство летчиков, росла их выносливость. Да и отличились они не только в этом. Они были героями многих боев, происходивших и раньше и потом. Еще в июле сорок первого самолет полковника Преображенского был сильно подбит зенитками. Вести его надо было, соблюдая множество предосторожностей. Вместо этого Преображенский вступил в бой с "мессершмиттами". Попытаться уйти от них он не рискнул. Трудно ли истребителям догнать поврежденный бомбардировщик! И вот, когда "мессершмитты" пошли в атаку, полковник развернул свою подбитую машину навстречу им. Боясь столкновения, немцы отвалили. Это повторялось несколько раз.
Умелый маневр летчика, огонь штурмана и стрелка сводили на нет атаку за атакой. Выигрывая время, Преображенский оттягивал бой к линии фронта, поближе к своим зениткам. В конце концов "мессершмиттам" пришлось отвязаться. Когда полковник посадил машину, в ней оказалось два прямых попадания и тридцать семь осколочных!
В первую военную зиму на долю Преображенского и его боевого друга Хохлова выпало еще одно нелегкое испытание: пришлось вести самолет с подбитым мотором. Штурман Хохлов сбросил бомбы точно на цель. Боевое задание было выполнено. Но домой самолет не вернулся. Пришлось сесть на болото, вдали от советских войск. Четверо суток без еды, при жестоком морозе, утопая в снегу, пробивались летчики к своим. И пробились.
Поэт Н. Браун сочинил «Марш 1-го гвардейского авиаполка», где были строки о нашем земляке
·2. С.34
·:
Как Игашев, в бою суровом
Тараном бей из облаков!
Сияй нам, мужество Хохлова,
Веди в полет нас, Челноков!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заключение
Тема данной исследовательской работы является актуальной, интересной и востребованной, кроме этого имеет большую практическую значимость. В процессе работы над темой исследования и для решения поставленных задач, мы пришли к выводу, что память о героях остается жива и по сей день.
Поставленная цель - создание практических материалов для изучения истории Великой Отечественной Войны, истории родного края и истории России в ходе исследования достигнута.
В своей работе мы проследили жизнь и подвиги уроженца с. Есипово Серебряно-Прудского района Московской области Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Петра Ильича Хохлова.
Мы считаем, что молодое поколение должно поимённо знать всех участников Великой Отечественной войны нашего района, уважать и чтить их память.
В результате исследования изучена историческая литература и Интернет-ресурсы. Систематизирован материал по теме исследования и создана презентация.
Работа может быть использована для проведения уроков мужества, классных часов, внеклассных мероприятий в организациях образования и культуры. Мы надеемся, что в будущем, наша работа будет служить дополнительным материалом для изучения историю своего родного края.
Список литературы и источников:
Буров А.В. Твои герои, Ленинград, Л., Лениздат, 1970 – 270 с.
Хохлов П.И. «Над тремя морями» Ленинград: Лениздат, 1988 240 с, ил.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложения
Приложение 1
Начальник штаба авиации Военно-Морского Флота СССР генерал-лейтенант авиации П.И. Хохлов.
Фото взято с Интернет-сайта «Википедия»
Приложение 2
Майор Хохлов П.И. в звании Героя Советского Союза.
Фото с сайта «Погранец.РФ. Всесоюзный форум пограничников»
Приложение 3
Перед вылетом.
Фото с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 4
В кабине самолета.
Фото взято из фотоархива «Частный архив военно-исторической фотографии», автор не известен.
Приложение 5
Памятник и мемориальная доска на территории Вольского высшего военного училища тыла (военный институт) напротив здания управления ВУЗа.
Автор снимка Кащеев Сергей Леонидович (г. Вольск Саратовской области). Дата снимка 2.10.2009 г.
Приложение 6
Хохлов Пётр Ильич умер 7 марта 1990 года.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Памятник установлен на Ваганьковском кладбище в Москве (участок 12). Фото Валерия Воробьёва, 12.06.2010.
13 PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 215