Конспект занятия Карнавал животных подготовительная группа


Цель: знакомить детей с классической музыкой программного содержания.
Задачи:
Учить детей различать изобразительность музыки.
Воспитывать слушательскую культуру детей;
Развивать музыкально-творческие способности, умение передавать в движении музыкально-эстетическое содержание произведения.
Материал:
картинки с изображением льва, слона, лебедя.
картинка с изображением контрабаса; разноцветные атласные ленты, металлофоны, треугольники, колокольчики.
Ход занятия:
Дети входят в зал.
- Сегодня мы с вами отправимся на карнавал.
Карнавал. Что за странное слово, и что оно обозначает?
(Ответы детей).
Правильно, это праздник, на котором все обязательно должны надеть маску или карнавальный костюм или просто разукрасить себя так, чтобы никто не узнал.
Но наш карнавал необычный - он музыкальный и гостями на нем будут различные животные: рыбы, птицы, звери. Итак, начинается карнавал животных.
Послушайте загадку и отгадайте, кто пришел первым на праздник.
Хищный клык, страшный рык
Слышат звери обомлев.
Кто же этот хищник?
(Здесь и далее загадки из сборника "2000 загадок от А до Я", составитель Белякова Т.Я., Изд. ПОИПКРО, 1995 г.)
(Ответ детей).
Конечно же, это Лев - царь зверей. Именно он открывает праздник. Сейчас мы услышим музыку, которая называется "Королевский марш льва". Послушайте, как лев собирается на праздник, гордо трясет гривой и величественно выходит. Звучат фанфары. Они созывают зверей на карнавал.
Звучит вступление к пьесе "Королевский марш льва"
Лев не просто важно идет, иногда слышатся резкие звуки - это лев рычит.
Слушание фрагмента "рычание".
А сейчас мы еще раз послушаем музыку и выполним задание: как только лев в музыке зарычит, вы тоже вместе с ней будете рычать. Будьте очень внимательны.
Прослушивание пьесы "Королевский марш льва".( при повторном прослушивании дети показывают при помощи ударов по коленям поступь льва.)
На празднике все веселятся, шутят, разыгрывают друг друга. Вот и следующий гость пожаловал на наш карнавал. Кто же это?
Очень много силы в нем, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос,
Будто он лет сотню рос:(слон).
Слон решил стать цирковым артистом и тяжеловесно закружился в вальсе. Давайте вспомним, что такое вальс? (Ответы детей)
Вальс - это танец, который танцуют парами, кружась.
Прослушивание пьесы "Слон".
Что мы можем рассказать про эту музыку?...(Ответы детей).
Эту музыку слушаем с улыбкой - тяжелый, неповоротливый слон танцуют вальс. Тему вальса исполняет самый большой струнный музыкальный инструмент - контрабас. Его низкий и густой звук с юмором изображает легкий и изящный вальс. Очень неуклюжий и смешной получается у слона танец.
Показать детям картинку с изображением контрабаса.
Звучит фрагмент пьесы "Слон".
Вот так цирковой слон! Мы сейчас тоже превратимся в слонов ,и неуклюже закружимся в вальсе.
Звучит пьеса "Слон". Дети под музыку импровизируют.
Музыкальный руководитель напоминает детям, что слон неуклюжий, медлительный. После танцевальной импровизации отметить наиболее удавшиеся образы.
Замечательные слоны танцевали вальс.
Слышен плеск волн.
На окошке пруд,
В нем рыбки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.
Что за домик на окне?.. Конечно, аквариум. Аквариумных рыбок тоже пригласили на карнавал. Что вы скажете про эту музыку?
Прослушивание пьесы "Аквариум"
Ответы детей.
Музыка искрится и переливается, как будто в аквариуме плавают волшебные рыбки. Нежно поют скрипки, блестят и переливаются фортепианные пассажи, звенит челеста: все это рисует чудесную картину подводного волшебного мира. Рыбки плавают бесшумно, собираются парами, кружатся, то поднимаются вверх, то опускаются ко дну и все вокруг наслаждаются их красотой. Музыка словно скользит, искрится. Это же настоящее чудо!
Сейчас наш музыкальный зал превратится в аквариум, а мы - в рыбок.
Танец-импровизация с лентами.
Звучит муз. произведение “Лебедь”.
Ребята, послушайте эти волшебные звуки скрипки. Как –будто слышен лёгкий плеск волн. Кто-то грациозно плывёт по воде. Кто это? ( ответы детей).
Предлагает взять муз. инструменты и поиграть под музыку.
Сколько разных образов животных и птиц побывало на муз. карнавале. И обо всех нам сегодня рассказала музыка. А написал эту музыку французский композитор- Камиль Сен-Санс. Давайте вместе повторим и запомним эту фамилию. На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с его волшебной музыкой.
А сейчас мы поиграем в игру "Превращения".
Вы по муз. отрывку будете угадывать название пьесы и изображать животное или птицу.( вызывает несколько детей).
Игра "Превращения"
Дети слушают фрагменты прослушанных ранее пьес, узнают их и движениями изображают животных.
Молодцы! Всех животных узнали, а как зовут композитора, написавшего эти музыкальные произведения?
(Ответы детей).
На этом наше путешествие подошло к концу, до новых встреч в музыкальном зале.