Педагогические условия развития социальной зрелости студентов педагогического колледжа
«Педагогические условия развития социальной зрелости студентов педагогического колледжа»
В условиях современных преобразований общества проблема воспитания социально-зрелых людей приобретает характер государственной значимости. Значительные изменения, происходящие в мировом образовательном пространстве, влекут изменения и в общественном сознании людей, преобразуя их нравственные и духовные ориентиры и идеалы. Накопленный в гуманитарных науках опыт социального развития человека недостаточен для современного социума, что подтверждается практикой работы образовательных учреждений всех уровней системы образования, выпускающих специалистов с низким уровнем социальной зрелости.
Особенное значение и смысл имеет социальная зрелость при подготовке специалистов сферы образования. Социально-педагогическая среда, в которой протекает их профессиональная деятельность, требует высоких моральных и личностных качеств, без которых социальная зрелость несостоятельна. Поэтому в образовательных учреждениях, наряду с теоретическим обучением и практической деятельностью студентов, необходима общественно значимая деятельность обучающихся, наполненная личностными смыслами.
Вместе с тем, к настоящему времени субъектная позиция студентов колледжей в развитии социальной зрелости не была предметом научного рассмотрения, так же как и условия образовательного пространства педагогических колледжей.
В условиях глубоких социально-экономических и политических преобразований проблема развития социальной зрелости личности становится проблемой государственной значимости.
Социальная зрелость способствует успешной социализации специалиста в сложной, требующей высочайшей ответственности социально-педагогической среде. Связующим звеном между теоретическим обучением будущих педагогов и их практической деятельностью в образовательных учреждениях является общественно значимая деятельность специалиста.
Становление социальной зрелости рассматривается с различных субъектных позиций: обучающихся и выпускников средних школ; курсантов и воинов армии; рабочих и специалистов. Несмотря на многообразие подходов к рассмотрению проблемы, к настоящему времени недостаточно изученными остаются вопросы развития социальной зрелости студентов педагогических колледжей. Это положение обуславливает актуальность проблемы и обозначает следующие противоречия:- между объективной потребностью общества в социально зрелой личности и реальной практикой подготовки выпускников колледжа;
-между стремлением молодого человека к социальной самореализации и его недостаточными способностями к использованию индивидуального социального опыта;- между желанием студенческой молодежи достичь жизненного успеха и традиционным содержанием педагогического образования, не в полной мере обеспечивающим будущему специалисту социальный опыт жизнедеятельности.
Актуальность проблемы и обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, каковы педагогические условия развития социальной зрелости студентов педагогического колледжа?
Целью исследования является выявление сущности и специфики педагогических условий педагогического колледжа по развитию социальной зрелости студентов.
Объект исследования: развитие социальной зрелости студентов.
Предмет исследования: педагогические условия педагогического колледжа, способствующие развития социальной зрелости студентов.
Гипотеза исследования: развитие социальной зрелости студентов в образовательном процессе педагогического колледжа будет успешно, если будет обеспечено создание в колледже социокультурной среды посредством:
реализации принципов социально-ценного взаимодействия, для интериоризации социального опыта студентов;
создания ситуаций развития мотивации к социально значимой деятельности в системе ученического самоуправления;
оптимизации внеучебной составляющей воспитательной работы посредством обеспечения социально-ценного опыта деятельности студентов.
дополнения учебного плана колледжа учебными предметами, способствующими социальному взрослению студентов.
Цель, предмет и гипотеза обусловили решение следующих задач исследования:
Провести анализ теоретических основ и современного состояния проблемы развития социальной зрелости личности в педагогике и психологии.
Выявить содержание терминов и понятий, раскрывающих сущность исследуемого процесса: «зрелая личность», «социальная зрелость», «личностная зрелость», «психологическая зрелость», «социально-психологическая зрелость», «условия» «педагогические условия», «организационно-педагогические условия», «психолого-педагогические условия», «педагогические условия колледжа», «социальная зрелость студентов колледжа» и др.
Охарактеризовать возможности образовательного процесса педагогического колледжа по развитию социальной зрелости студентов.
Обосновать педагогические условия развития социальной зрелости студентов педагогического колледжа.
Провести апробацию педагогических условий развития социальной зрелости студентов педагогического колледжа.
Методологическую основу исследования составляют: аксиологический подход, позволяющий выделить мотивационные и ценностные аспекты социальной зрелости (А.В.Кирьякова, И.С.Батракова, В.И.Андреев, др.).
Определить ведущую роль организационных форм учебной и общественной деятельности в развитии социальной зрелости позволяет социально-деятельностный подход (С.А.Расчётина, А.А.Прихожан, А.А.Реан, др.).
Теоретические основы исследования:
- теория развития социальной эффективности и социального опыта личности, философские положения которой определены Э.Фроммом, Дж.Дьюи, А.Адлером, др.
- теория преодоления социальной инертности личности посредством развития потребности выполнения общественного долга, изучавшаяся В.В.Зеньковским, Л.И.Божович, Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, др.;
– теоретические основы организации образовательного и учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже, сформулированные В.П.Вишневской, Г.В.Звездуновой, Н.В.Матолыгиной и др.
- теоретические положения о социальной активности как условии развития социальной зрелости личности и социальной зрелости как балансе между адаптацией и обособлением человека в обществе (А.В.Мудрик, Н.А.Каргапольцева, Д.И.Фельдштейн, Т.И.Мальковская, др.).
Для подтверждения гипотезы в исследовании применялись следующие методы:
- теоретические методы — сравнительно-сопоставительный анализ, системно-обобщающий синтез, моделирование, прогнозирование и конструирование педагогического процесса, математическая обработка полученных данных, т.д.;
- диагностические методы — создание ситуаций успеха, проектирование способов разрешения ситуаций, анкетирование (опросники), ранжирование, анализ документов и продуктов деятельности обучаемых, методика неоконченных высказываний, др.
Практическая значимость исследования состоит в построении теоретических выводов и положений, содержащих новые представления о развитии социальной зрелости студентов педагогического колледжа, а также в разработке комплекса научно-методических материалов для применения в условиях колледжа по развитию социальной зрелости студентов.
Этапы исследования: Первый этап - поисково-теоретический (2013-2014 гг.), на котором осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической литературы, выявлялись ведущие противоречия, определялись объект, предмет, гипотеза исследования, изучался опыт образовательных учреждений по развитию социальной зрелости студентов, определялась программа опытно-экспериментальной работы.
Второй этап — опытно-экспериментальный (2014-2015 гг.), включал в себя составление характеристики педагогических условий колледжа для развития социальной зрелости студентов, подготовку и проведение констатирующего этапа эксперимента.
Третий этап — заключительно-обобщающий (2015-2016 гг.), предусматривал систематизацию и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование теоретических выводов диссертационного исследования, техническое оформление диссертации.
Модель социальной зрелости студентов педагогического колледжа (рисунок)
Выделенные параметры позволили разработать модель социальной зрелости личности студента педагогического колледжа, компонентами которой являются: рационально-гностический, эмоционально-эмотивный, рефлексивно-оценочный, мотивационно-поведенческий.
Разработанная теоретическая модель отражает сущность изучаемого феномена «социальная зрелость личности».
Педагогические условия развития социальной зрелости студентов педагогического колледжа (рисунок)
Развитие социальной зрелости студентов в образовательном процессе педагогического колледжа будет эффективным при создании социокультурной среды, посредством интегрирования реализованных принципов социального взаимодействия, для интериоризации опыта студентов.
Ситуации мотивированности на значимую социальную деятельность, создаваемые в учебном и воспитательном пространстве педагогами, находят естественное воплощение в системе ученического самоуправления.
Оптимизировать внеучебную составляющую воспитательной работы помогают мероприятия и акции, проводимые национальными и культурными центрами, общественными объединениями, музеями, обеспечивая социально-ценный опыт деятельности студентов.
Учебные предметы, дополнительно включенные в учебный план, спортивные и творческие секции, факультативные курсы и курсы по выбору, предметные кружки и клубы по интересам создают в образовательном пространстве колледжа необходимую среду, способствующую социальному взрослению студентов.
Взаимодействие образовательного учреждения с субъектами внешней среды регулируется внутренними и внешними параметрами. Колледжи выстраивают свое взаимодействие с потребителями своих услуг, согласовывают потребности в образовании с возможностями учреждения.
Таким образом, одной из возможностей колледжа для привлечения потребителей является нацеленность на социальные результаты, предоставляя широкий ассортимент образовательных услуг.
Социальную зрелость рассматривают в контексте теории социализации.
В период ранней юности подростки направлены на мобильность личности, осознающей свои права, представляют спектр самореализации.
Возраст студентов колледжа – период осмысления и определения своего места в социальных отношениях, формирование убеждений и принципов.
Остальная жизнь вносит небольшие коррективы в личностную структуру.
Условия для развития социальной зрелости на этом этапе следующие:
введение в учебный план дополнительные предметы;
создание системы ученического самоуправления;
усиление внеучебной составляющей социализации.
Выводы и результаты
Развитие социальной зрелости студентов в образовательном процессе педагогического колледжа будет эффективным при создании социокультурной среды, посредством интегрирования реализованных принципов социального взаимодействия, для интериоризации опыта студентов.
Ситуации мотивированности на значимую социальную деятельность, создаваемые в учебном и воспитательном пространстве педагогами, находят естественное воплощение в системе ученического самоуправления.
Методика строилась по специально разработанной Программе опытно-экспериментальной работы и предполагала триадное взаимодействие (педагог – студент – родитель студента), включала систему тренингов, классных часов, этических бесед, собраний, бесед, семинаров и условно разделена на три блока.
Проведённый эксперимент и полученные в его ходе диагностические данные подтверждают предположение о том, что без организации специальной деятельности развитие социальной зрелости студентов в учебно-воспитательном процессе колледжа происходит неэффективно.
Концептуальное видение исследуемого процесса предполагало актуализировать потенциал образовательной сферы колледжа и ориентировать на развитие личностных качеств студентов при акцентировании на субъектности жизнедеятельности, усилении взаимодействия с семьей и учреждениями внешнего социума.
Методика строилась по специально разработанной Программе опытно-экспериментальной работы и предполагала триадное взаимодействие (педагог – студент – родитель студента), включала систему тренингов, классных часов, этических бесед, собраний, бесед, семинаров и условно разделена на три блока.
Теоретические положения и практические выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем социальной зрелости личности, для осмысления и совершенствования процесса развития социальной зрелости учащейся молодежи в условиях других образовательных учреждений и социальных институтов, а также могут найти применение и быть полезны в сфере социального воспитания и гражданского образования молодежи, служить основой для создания курсов учебных дисциплин в вузах и в системе переподготовки педагогических кадров.
Список литературы
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 334 с.
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. -299 с.
Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. / По изд.: «Наука жить» - Киев: Port-Royal, 1997. -26 с.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. — М. : Наука, 1977.
Ананьев Б.Г. Структура развития психофизических функций взрослого человека //хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Ин-т практ. психол., 1996.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2001. -288 с.
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. -Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. — Издание второе, перераб. и доп. — М.: АспектПресс, 2000. — 288 с.
Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии [Электронный ресурс] /В.Ф Анурин. – Н.Новгород: НКИ, 1998. –358 с. – Режим доступа: http://forstudy.h1.ru/books/anurin/interact.htm, 19.11.2011.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: Изд-во «Институт пр. психол.», 1996. — 768 с.
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования : учебное пособие / А.Г. Асмолов. –Москва: Изд-во Московского университета, 1984. – 105 с.
Балицкий А.Г. Роль социалистического производственного коллектива в формировании социальной зрелости рабочих: Дисс. канд. филос. наук. — Свердловск, 1987. — 176 с.
Бардин Ю.П. Социальная зрелость личности: Дисс. канд. филос. наук. — Харьков, 1986. — 173 с.
Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. -М.: Владос, 2004. - 357 с.
Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Перевод А.А.Грузберга. BerneE. WhatDoYouSayAfterYouSayНello? The Psychology of Human Destiny. -N.Y.: Grove Press, 1972; Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. Терминологическая правка В.Данченко-К.: PSYLIB, 2004.
Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. -М.: Политиздат, 1984.
Библиотека электронных ресурсов Тестотека / Опросник Басса – Дарки. – 2014. – Режим доступа:
Богданова О.С. и др. Этические беседы с подростками: Кн. для учителя / О.С. Богданова, О.Д. Калинина, М.Б. Рубцова. – М. : Просвещение, 1987. – 192 с.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. -352 с.
Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 301 с.
Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1980. - № 2. - С.3-12.
Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: МГУ, 1968. — 268 с.
Булыгин И.Л. Процесс формирования нравственной зрелости старшеклассников: Дисс. ... канд. пед. наук. — М., 1985. — 199 с.
Васильева 3.И. Воспитание убеждений в процессе обучения. — Учебное пособие к спецкурсу: Л.; 1981. — 41 с.
Вишневская В.Г. Педагогические условия управления учебным процессом педагогического колледжа: Дисс. к. п. н., Магнитогорск, 1998. 168с.
Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
Громов И.А., Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь в обществе. — В кн.: Человек и общество, вып. VI — Л. Изд-во Ленингр. ун-та, — 1969. — с. 8.
Гундарь О.Н. Социальная зрелость личности как проблема теории научного социализма: Дисс... канд. филос. наук. — Ростов-на-Дону, 1990. — 187 с.
Гусева Т.Н. Формирование гражданской зрелости учащейся молодежи: Автореф. дисс. ... канд. фил.наук. — М, 1991. — 20 с.
Даниленко И.М. Моральные критерии социальной зрелости личности. — М.: Знание, 1980. —64 с.
Деркач А.А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А.А. Деркач, Л.Е. Орбан. -М.: Изд-во РАГС, 1995.
Дмитриева С.И. Социальная ответственность подрастающего поколения как фактор общественного прогресса. –Киев, 1988. -221 с.
Есиркепов Ж.М., Маханова Н.Б., Кужамбердиева С.Ж., Абжалелов Б.Б. Формирование социально-ценных потребностей у сельских школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности // Международный журнал экспериментального образования. -№8, 2014(часть 3). -С. 14-16.
Журавская Н.В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода: автореф. дис. ... канд.пед.наук / Н.В. Журавская. –Спб., 2011. –26 с.
Заплавный Н.И. Методологические проблемы формирования социальной зрелости личности курсанта: Автореф. дисс. ... канд. фил.наук. — М., 1988. —20 с.
Звездунова Г.В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущего учителя: Дисс. канд. пед. наук Ростов на Дону, 1998. -180с.
Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» /М.В.Зверева //Новые исследования в педагогических науках. -М.: Педагогика. -1987. -№1. -С. 29-32.
Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. -М., 1980.
Зимичев А.М. Избранные произведения. –СПб: Изд-во Центра политических и психологических исследований, 2008.
Зинкевич Е.Р. Становление педагогического колледжа как личностно и профессионально ориентированной образовательной системы: Автореф. дисс. ... канд. пед.наук 13.00.01; Санкт-Петербург, 1999. -29 с.
Зыбарева В.И. Управление воспитательно-образовательным процессом в педагогическом колледже: Дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01: Кемерово, 2001. -221 с.
Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. На пороге гражданской зрелости. (Об активной жизненной позиции современного молодого человека). — Л.: Лениздат, 1982. — 176 с.
Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия: сущность, классификация // GeneralandProfessionalEducation. №11. 2012. С. 8-14. ISSN 2084-1469.
Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис.…д-ра пед.наук / Н.В. Ипполитова. –Челябинск, 2000. –383 с.
Казанцева А.К. Общий менеджмент.- М.: Институт профессионального образования РАО, 1994.- 99 с.
Марков В.Н. Проблемы профессиональной самореализации кадров управления / В.Н. Марков; под ред. A.A. Дергача; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. -М.: РАГС, 2004. -103 с.
Маслоу А. Мотивация и личность./ пер. с англ. – 3-е изд. – СПб.: Питер., 2003. – 392 с.
Матолыгина Н.В. Профессиональное становление студентов на основе индивидуально-творческого подхода в условиях педагогического колледжа: Диссерт. к.п.н., Кемерово, 1999. 190с.
Михайлов Г.С. Совершенствование стиля управленческой деятельности // Журнал прикладной психологии. 2002. № 1. С. 2-11.
Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981.