Статья Формирование учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья


Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Доклад на тему
Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ
на уроках в начальной школе.
Учитель: Аверьянова Н.В.
Тамбов 2016
Введение.
Мотивация (от лат. Motive - побуждение; от франц. Motif - побудительная сила, причина) ‒ это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям. Основное условие успешного обучения.
Учебная мотивация детей младшего школьного возраста с ОВЗ носит особый характер. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Учитывая ослабленность их мотивационной сферы, учитель должен решать одну из основных педагогических задач на уроке ‒ формирование учебных мотивов.
Основная часть.
В классе обучаются дети с различными, часто с сочетанными нарушениями: 4 человека с РАС, 3 человека с легкой умственной отсталостью и 3 человека с умеренной умственной отсталостью, кроме того в классе обучаются дети с грубыми речевыми нарушениями (моторная алалия, аутичная алалия), дети с психоэмоциональными нарушениями. У многих обучающихся отсутствует или значительно снижена критичность мышления.
Исходя из этого, можно условно выделить 3 группы с различным уровнем мотивации:
1 уровень ‒ хорошая школьная мотивация (дети успешно справляются с учебной деятельностью), осознают себя в роли учеников.
2 уровень ‒ познавательные мотивы сформированы удовлетворительно (дети стремятся действовать по образцу, ждут, когда задание выполнит кто-нибудь другой);
3 уровень ‒ низкая школьная мотивация (у детей наблюдается тотальное психическое недоразвитие и нарушения в психо-эмоциональной сфере).
Для формирования положительного отношения школьников к учебе можно выделить следующие направления в работе учителя:
Терпение, терпимость, безусловное приятие любого ребенка;
Забота о создании общей положительной атмосферы на уроке;
Постоянное снижение тревожности детей;
Стремление исключить страх школьников перед риском ошибиться, неверно ответить;
Создание ситуации успеха в учебной деятельности;
Опора на игру как ведущую деятельность ребенка с ОВЗ, включая дидактические игры.
Стимулировать познавательный интерес можно многообразием приемов занимательности, которые необходимо использовать в коррекционной работе, проводимой на каждом этапе урока.
Организационный момент ‒ традиционное начало урока, построенное на основе различных методов концентрации внимания. Чтобы привлечь внимание школьников, необходимо использовать сюрпризы, загадки, занимательные коррекционные упражнения, которые становятся мотивом активной работы на уроке.
На уроках чтения, например, следует применять различные игровые упражнения, направленные на коррекцию зрительного внимания («Узнай букву», «Буквы рассыпались», «Глаз - фотограф», таблица Шульте, различные коррекционные пробы и т.д.).
На уроках русского языка можно использовать задания на коррекцию слухового и зрительного восприятия и внимания: «Составь буквы из элементов», «Завяжи поясок», «Дополни слово».
На уроках математики полезно использовать игровые задания, направленные на коррекцию мышления, основанные на упражнениях в распределении, исключении лишнего понятия («Четвертый лишний», «Забей гол», различные логические задачи и т.д.).
Потребность дать ответ на предложенные учителем загадки, интересные вопросы, становится мотивом активной работы на уроке. Так организационный этап можно превратить в мотивационно-ориентировачный.
Чтобы поддержать интерес к работе на протяжении всего урока перед каждым его этапом необходимо ставить посильные задачи. На этапе актуализации знаний также можно использовать коррекционные упражнения, осуществляя индивидуальный, дифференцированный подход, так как уровень знаний, умений и навыков обучающихся разный. На каждом уроке следует давать индивидуальные задания на уровне возможностей ребенка. В рамках каждого уровня необходимо продумать моменты, когда дети чувствуют свою успешность.
Например, повышению мотивации на уроках чтения способствует создание  игровых ситуаций. Можно применять следующие коррекционные упражнения: соотнесение картинок и слов, подобранных из текста, чтение слоговых и словообразовательных таблиц, подбор отрывков текста к иллюстрациям в учебнике. Подобные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, испытывающих трудности в работе с текстом. Продуктивным приемом является применение хорового чтения, особенно для детей имеющих нарушения в речевом развитии.
Формирование учебной мотивации на этапе закрепления и повторения изученного материала имеет свои особенности. Программой предусмотрено достаточно большое количество часов на прохождение тем. Поэтому очень важно поддерживать интерес школьников к изучению материала в течение продолжительного времени. На этом этапе очень важна роль дидактической игры и других специфических приемов, используемых для формирования положительной мотивации.
Особое значение в формировании положительного отношения к учебе имеет частая смена деятельности на уроках, использование физминуток для снятия напряжения, а также яркая наглядность.
После каждого этапа необходимо подводить итоги, где выделяются старательные ребята. Желательно находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить хотя бы небольшие его достижения.
На заключительном этапе урока урока выставляются оценки с комментированием. Этот этап должен быть ярким и успешным для ребенка. Итоговая оценка за урок складывается из малейших достижений и оценочных суждений об успехе ребенка, а своевременная поддержка придает уверенность, внушает оптимизм. Обосновывая оценку, необходимо сравнивать ученика только с его личными достижениями, оценивая динамику его развития.
Заключение.
Учитывая индивидуальные особенности детей и ослабленность их мотивационной сферы, учитель должен решать одну из основных педагогических задач на уроке ‒ формирование учебных мотивов. С детьми, имеющими слабо сформированную учебную мотивацию, необходимо на каждом уроке и во вне урочное время проводить коррекционную работу по формированию положительного отношения к учебной деятельности, развитию познавательного процесса. Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать словесное внушение, для того чтобы воспитать чувство должного отношения к учебе, школе.
В результате коррекционной работы проводимой в 4 А классе у обучающихся второй группы наблюдается повышение уровня мотивации, а у обучающихся первой группы стойкое улучшение показателей в учебе.
Список литературы.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений.- М.: "Академия", 2000. -160 с.
Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11лет. МД-решетка Шмальта. Серия "Библиотека практического психолога", вып.5. "Когито-Центр", 1998. - 36 с.
Дети с временными задержками развития. /Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971 , с. 7-15 .
Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. - М.,1994.
Карпова Г.П. , Артемьева Т.П. Дети с задержкой психического развития. - Екатеринбург: Изд - УрГПУ, 1994. – 112 с.
Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов вузов./Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400с. - (Высшее образование).
Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. - М.: Сфера, 2005. – 320
Журнал "Дефектология" 2000 год №3
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- М.: Педагогика, 1986. т.1.-426 с.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- М.: Педагогика, 1986. т.2.-374 с.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2002. – 350 с.