Педагогический проект «Краеведческий подход в формировании эмоционально-ценностного отношения школьников к своей Малой Родине»


Муниципальное образовательное учреждение
Красновосходская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области
Педагогический проект:
«Краеведческий подход в формировании эмоционально-ценностного отношения школьников к своей Малой Родине»
Автор проекта: учитель географии Волкова И.В.
Карабаевка 2013
Введение
Проблема сущности ценностных ориентаций личности и их формирования стала особо актуальной в последние годы в связи с динамикой социально-экономических изменений, происходящих в нашем обществе. Особую роль в формировании ценностных ориентаций личности играет география, а именно краеведческий подход в формировании эмоционально-ценностного отношения школьников к своей Малой родине.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить именно краеведческий подход в формировании эмоционально- ценностного отношения школьников к своей Малой родине.
Объект исследования: организация краеведческой работы по географии в урочной и во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: процесс формирования ценностных ориентаций школьников в ходе изучения курса географии.
В соответствии с проблемой, целью определены следующие задачи исследования:
1.Изучение научно-методической литературы по исследуемой теме.
2.Теоретическое обоснование структурно-функциональной модели ценности «малая родина», по отношению к которой формируются ценностные ориентации.
3.Разработать комплекс ценностно-смысловых учебных заданий краеведческого содержания, посредством которого осуществлять ценностное наполнение курса географии.
4.Выделить критерии определения эффективности процесса формирования ценностных ориентаций школьников и экспериментально проверить эффективность методики формирования ценностных ориентаций старших подростков в процессе изучения курса географии в урочной и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования:
Процесс формирования ценностных ориентаций у учащихся в ходе изучения географии будет эффективным, если:
уточнена сущность понятия ценности «малая родина», по отношению к которой формируются ценностные ориентации;
осуществляется ценностное наполнение курса географии посредством использования ценностно-смысловых учебных заданий краеведческого содержания;
выделены критерии определения эффективности процесса формирования ценностных ориентаций школьников и осуществляется систематическая диагностика ценностных ориентаций учащихся для отслеживания их динамики.
В процессе исследования для проверки гипотезы и решения намеченных задач, достоверности полученных результатов использовались разные методы исследования:
теоретические (анализ философской, социологической, психологической, педагогической, методической, географической, краеведческой литературы по проблеме исследования; анализ школьных программ и учебников; сравнительно-аналитический, типологический); эмпирические (анкетирование, наблюдение, опрос, беседа, педагогическое моделирование, психолого-диагностические методики, педагогический эксперимент); методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных исследования (статистические методы, оформление результатов исследования в виде таблиц, схем, рисунков, диаграмм, компьютерная обработка).
I.Теоретическое обоснование проекта.Основные положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ (2000 – 2025 гг.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требующие поиска новых подходов к развитию и воспитанию подрастающего поколения, а также цели и задачи, установленные в «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года», стали основой формирования Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Принятая Концепция общеобразовательных стандартов нового поколения ставит новые задачи реформирования школы, которые ориентированы на ускоренное совершенствование образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя в качестве одного из требований результаты освоения основных образовательных программ. Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на инновационный характер требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, что отличает их от стандартов первого поколения. Формулировка этих требований отражает предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности.
Личностные результаты школьников, согласно общеобразовательным стандартам второго поколения, проявляются через сформированные ценностные ориентации личности, под которыми понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, основу мировоззрения.
Таким образом, формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, как отмечают общеобразовательные стандарты нового поколения, является важнейшей задачей образования, в содержании которого заключена система ценностей, передаваемая подрастающему поколению.
Формирование ценностных ориентаций происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее благоприятным периодом, по мнению большинства исследователей (И.В. Дубровиной, Г. Крайга, В.А. Петровского, П.И. Якобсона и др.), является старший подростковый возраст, поскольку в этом возрасте у большинства школьников проявляется кризис, связанный с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерная черта которого – появление способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами, в отличие от всех других.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные положения о природе ценностей и ценностных ориентациях личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей (Н.А. Григорьева, А.П. Здравомыслов, А.В. Кирьякова, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К.К. Платонов, В.П. Тугаринов, М.С. Яницкий и др.); идеи личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, Т.И. Кулыпина, В.П. Сериков, И.С. Якиманская); системно-деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); положения о структуре содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.); положения о роли, месте, содержании регионального компонента в стандарте образования (О.А. Бахчиева, Л.Ф. Греханкина, А.В. Даринский, М.А. Никонова и др.). В настоящее время в социологической, философской, психолого-педагогической науке, несмотря на продолжающийся научный поиск, нет единого подхода к пониманию феномена ценностных ориентаций, так как данное понятие разрабатывается разными авторами независимо друг от друга в разных проблемных контекстах.
На основе анализа литературных источников и проведенного исследования было уточнено понятие «ценностные ориентации». Под ценностными ориентациями я понимаю сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура ценностей, потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрений, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.
В данном педагогическом проекте мною в качестве приоритетной ценности, по отношению к которой формируются ценностные ориентации, выступает «малая родина» как ценность, которая формируется при изучении географии.
Под «малой родиной» понимается ценность, отражающая географические, культурно-исторические, экономические, национальные особенности региона, в котором происходит жизнедеятельность учащихся.
В территориальных рамках малая родина – это место, которое окружает человека с рождения и индивидуален для каждого жителя этой территории .
Учитывая региональные особенности своей малой родины, появляется возможность воспитывать ответственность за сохранение окружающей среды, являющейся одной из ведущих ценностных ориентаций.
Анализ современных подходов к школьному образованию показал, что теоретико-методологической основой формирования ценностных ориентаций школьников в процессе изучения курса географии выступают личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.
Личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, Т.И. Кулыпина, В.П. Сериков, И.С. Якиманская) в учебно-воспитательном процессе предусматривает ближайшей целью задачу овладения обучающимися комплексом знаний, умений, навыков, выработку качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях современного общества.
Личностно-ориентированный подход предполагает обращение, прежде всего, к личности, ее сущности, ценностным ориентациям.
Основные положения системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) заключаются в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных изменений. Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Основываясь на двух основополагающих теоретико-методологических подходах , личностно-ориентированном и системно-деятельностном , в исследовании выделяются ряд принципов, определяющих формирование ценностных ориентаций учащихся по отношению к ценности «малая родина»: принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип ориентации содержания географии на ценности и ценностные отношения, принцип усиления сознательной и творческой деятельной активности.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам. В соответствии с этим принципом должны учитываться индивидуальные характеристики характера, способностей, воли обучаемых.
Принцип ориентации содержания географии на ценности и ценностные отношения означает постоянство профессионального внимания учителя на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения обучающегося к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Реализация принципа предусматривает также ценностное наполнение содержания курса географии.
Принцип усиления сознательности и творческой деятельной активности обучаемых утверждает их субъектность в учебном процессе. Данный принцип требует развития у школьников аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения, так как недостаточная осмысленность любого из этапов учебной деятельности может сделать этот процесс неуправляемым, вызвать отключение от выполнения необходимых учебных действий, овладение которыми является базой для следующих исследований. Реализация принципа отражается в ценностно-смысловых заданиях разного уровня сложности, рассчитанных на индивидуальные способности и возможности каждого школьника.
Таким образом, изучение курса географии с учетом теоретико-методологических подходов и выделенных принципов формирования ценностных ориентаций школьников обеспечит формирование ценности «малая родина», по отношению к которой будут формироваться ведущие ценностные ориентации личности: ценностные ориентации краеведческой направленности (стремление к познанию своей малой родины, бережное отношение к природе, осознание красоты природы) и ценностные ориентации, определяющие черты характера личности (ответственность, добросовестность, целеустремленность, уверенность в себе, творческая активность).
II.Практическое обоснование проекта
Краеведение не должно, однако, стать самоцелью учителя географии, потому что урок был и останется основной формой изучения предмета. Поэтому нельзя искусственно привязывать краеведческий материал к каждому уроку.Здесь я собираюсь рассказать о том, при изучении каких тем курса, и как, мне приходилось использовать накопленный, краеведческий материал.При изучении темы “План и карта” привлекается план села. Непосредственно на местном материале учащиеся учатся ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки, изучают план.Для закрепления этих знаний и умений проводится урок практической работы с планом. Урок оборудуется учебной топографической картой с помещенной сбоку историей села Карабаевка и условными знаками .Вначале рассматривается история села и определяется абсолютная высота школы . Затем переключаю внимание детей на план села. Дети говорят, в каком направлении вытянуты улицы нашего села. На плане учащиеся показывают направление главных улиц. К плану вызывается ученик, который указывает, где расположена школа, магазины , дом культуры т. д. Каждому учащемуся в классе предлагается определить, где расположен на плане его дом. Вызывается другой ученик и по плану дает характеристику пути от школы до своего дома. Если отвечающий ученик что-либо пропускает, его рассказ дополняется учащимися с мест. Следующий ученик, вызванный для ответа, пользуясь масштабом плана, измеряет расстояние от школы до магазина и говорит, как меняется направление пути. Подобные задания выполняют 2—3 ученика. Затем задание получает весь класс: охарактеризовать по плану путь от школы до своего дома, назвать предметы, встречающиеся на пути, и указать, как будет меняться направление при движении из школы домой и из дома в школу. Обычно все дети хотят рассказать о своем пути по плану. Они не только характеризуют путь, но и измеряют расстояние.Такая практическая работа, на мой взгляд, очень ценна при изучении данной темы. Ведь здесь дети “путешествуют” по такому плану, на котором им хорошо известен каждый столб, каждый камень, а также хорошо известно действительное расстояние, которое они видят на плане в уменьшенном виде.Во время этих “путешествий” по своей местности дети идут не по отвлеченным условным знакам. Перед ними возникают образы живых, известных им ориентиров. После такой работы они хорошо ориентируются на любой топографической карте.Изучение темы “Воды суши” начинается с просмотра отчетов учащихся об экскурсии, проведенной осенью. Учащиеся на основе непосредственных наблюдений рассказывают, что в нашей местности имеется. Затем вспоминают данные характеристики нашей речки Карабаевка , её длину, ширину, глубины, прозрачность и дополняют сведения о реке , определяя особенности её рельефа, строение речной долины. Затем рассматриваем тип питания и режим реки. При изучении Мирового океана устанавливаем, в бассейне какого моря, а затем океана расположена наша местность.Меньше, чем в других темах, применяю краеведческий материал в теме “Земля и ее движение”. Здесь приходится определять широту и долготу своего района. Определить координаты своей местности дети VI класса затрудняются, поэтому определяем их по ближайшему к нам городу Ульяновск.Более активно используется краеведческий материал при изучении темы “Погода и климат”. Чтобы накопить этот материал, у нас каждый ученик ведет календарь погоды. К моменту изучения темы “Погода и климат” у детей накапливается большое количество материала о погоде в своей местности. В период изучения этой темы дети учатся составлять отчеты за месяц и по сезонам года.На экскурсии по изучению природных зон, учащиеся вспоминают о диких животных наших мест—лисице, зайце, суслике, волке, косуле, зарисовывают некоторые следы, рассмотренные в летнем походе - и о домашних животных.В ходе беседы выясняем, как человек вмешивается в жизнь животных, отбирая для разведения лучшие породы домашних животных. После экскурсии приступаем к изучению понятия о своей природной зоне, о взаимосвязи между ее климатом, растительностью и животным миром.На первом уроке ставлю задачу выяснить зависимость между климатом и растительностью. Учащиеся рассказывают о растительности нашей местности, устанавливают, почему у нас лимон, апельсин, фикус и инжир не растут в открытом грунте, но успешно культивируются в комнатных условиях. А виноградная лоза в нашей местности на зиму укрывается слоем земли. Выясняются причины установленных природных фактов и явлений.От характеристики местного растительного мира внимание учащихся постепенно переключается к рассмотрению на основе выявления черт сходства и различия особенностей растительности холодного и жаркого климата. Учащиеся, опираясь на знания своей зоны, климата других поясов, правильно объясняют, как зависит растительность от климата. Изучение животного мира строю так. Прежде всего, обращаю внимание на условия жизни какого-нибудь хорошо известного учащимся местного зверька, например суслика (живет в норе, питается зерном и т.д.). После этого устанавливается, как зависит животный мир от растительности. Обычно учащиеся по этой зависимости приводят много примеров: белка живет в дупле дерева, питается семенами и орехами; обезьяна живет в лесах жаркого пояса, в наших лесах ей нечем питаться, а зимой она замерзнет; лось живет только в лесах, потому что питается сосновыми и еловыми ветками, и т. д. Опираясь на примеры, хорошо известные учащимся, говорю о той закономерной зависимости, которая объективно имеет место между климатом, растительностью и животным миром.Выяснив такую зависимость, рассказываю о природной зоне в целом, вспоминая при этом понятие о тепловых поясах. На карте рассматриваем тепловые пояса и основные природные зоны. Определяем, в какой зоне расположена наша местность. Учащиеся, используя свои наблюдения, рассказывают о природе лесостепи, т. е. той зоны, в которой они живут.Особое внимание уделяю вопросам преобразования природы человеком и его хозяйственной деятельности.
Сегодня, учитывая региональные особенности своей малой родины, появляется возможность воспитывать ответственность за сохранение окружающей среды, являющейся одной из ведущих ценностных ориентаций.
Анализ современных подходов к школьному образованию показал, что теоретико-методологической основой формирования ценностных ориентаций школьников в процессе изучения курса географии выступает не только системно-деятельностный подход, но и личностно-ориентированный .Личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, Т.И. Кулыпина, В.П. Сериков, И.С. Якиманская) в учебно-воспитательном процессе предусматривает ближайшей целью задачу овладения обучающимися комплексом знаний, умений, навыков, выработку качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях современного общества. Личностно-ориентированный подход предполагает обращение, прежде всего, к личности, ее сущности, ценностным ориентациям.
Основные положения системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) заключаются в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных изменений. Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога, основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.В связи с этим, используя современные образовательные технологии на уроках географии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся.

III.Апробация проекта
В современных условиях демократизации и гуманизации образования, когда важную роль играет воспитание нравственности подрастающего поколения, является весьма актуальной краеведческий подход формировании эмоционально – ценностного отношения школьников к своей Малой родине. Краеведческий подход в географии помогает актуализировать формирование ценностных ориентаций.
Для меня , как учителя географии, краеведение приобретает огромное значение потому что, занимаясь им, учащиеся глубоко познают особенности природных условий, населения и хозяйства своей местности и имеем возможность дать учащимся отчетливое и всестороннее представление о ней. Школьное краеведение по своему содержанию включает в себя разностороннее изучение местного края. В связи с этим конкретное место для своих предметов в школьном краеведении находят учителя литературы, истории, биологии и географии. Благодаря синтезирующей, комплексной особенности географической науки, я, как учитель географии часто выступаю организатором, руководителем школьного краеведения. Школьное географическое краеведение - составная часть школьного краеведения. Оно направлено на всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками (в учебное и внеурочное время) природы, природных богатств, населения и хозяйства края, т. е. изучение географии своей местности, или “малой географии”. На примерах знакомых фактов, касающихся окружающей природы и хозяйства, учащиеся практически, наглядно знакомятся с важнейшими географическими понятиями. Следовательно, развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся—краеведческий принцип в преподавании географии.Эти примеры не случайны, и объясняются тем, что география — наука комплексная, обладающая возможностью через обобщение и установление связей между различными краеведческими явлениями и фактами создать целостное и всестороннее научное представление об определенной территории. Школьное географическое краеведение является важным средством в решении проблемы связи школы с жизнью. Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь. Краеведческая работа позволяет “отразить мир в капле воды”. По содержанию географо-краеведческие мероприятия чаще всего включают в себя изучение отдельных компонентов природы ближайшего окружения школы, административного района и даже области. Обыкновенно в работе по краеведению значительное внимание я уделяю изучению поверхности, слагающих ее горных пород, полезных ископаемых, вод, изучению климата, почв, растительности и животного мира. Всё это отражается в разработанных презентациях и проектах.Много внимания в этом проекте краеведческой работы уделяется охране и восстановлению природы: охране почв от эрозии, рек и источников от загрязнения, охране растительного и животного мира. Надо отметить, что с каждым годом усиливается внимание юных краеведов к мероприятиям по охране и восстановлению природы. Возникновение и распространение этой формы—свидетельство того, что краеведение является средством совершенствования всей учебно-воспитательной работы школы. Изучение опыта краеведческой работы в школе показало, что внимание к краеведению на местах основано на глубоком убеждении учителей и руководителей школ, что у учащихся-краеведов вырабатываются прочные умения наблюдать, собирать и обрабатывать накопленные материалы в виде статистических данных, различных графических работ, альбомов, карт, схем и т. д. Важно отметить , что краеведение стало не только важным средством обучения и воспитания, источником разносторонних знаний о жизни страны, но и широкой ареной для применения полученных знаний и умений на практике. В связи с этим возникает необходимость поставить вопрос о двух основных, направлениях работ по географическому краеведению в школе. Первое направление — обязательная географо-краеведческая работа как условие для успешного выполнения государственной образовательной программы. Эта работа предполагает совместную деятельность учителя и учащихся по наблюдению и пополнению краеведческих знаний. Содержание ее от класса к классу углубляется и расширяется, а также несколько изменяются ее формы и методы. Например, по начальному курсу физической географии на краткосрочных учебных экскурсиях собираются данные о характере местных форм поверхности, о горных породах, водах, растительности, животном мире, об использовании отдельных элементов природы в хозяйстве; путем систематических наблюдений накапливаются факты о погоде и ее элементах. Я в своей работе ,для проведения учебных экскурсий с шестиклассниками, из года в год использую сравнительно небольшой маршрут с необходимыми природными объектами в окрестностях села. Расстояние экскурсионного маршрута не превышает пятисот метров: это участок речки Карабаевка, где их года в год проводим небольшие исследовательские работы на местности. (Приложение 1). В старшем звене, я в своей работе для проведения учебных экскурсий с учащимися 9 классов использую в последние годы экскурсию в ФГУП «Новоникулинский», так как основополагающее предприятие села Карабаевка - «Прогресс», мягко говоря , почти не функционирует , а соседнее ФГУП пока «держиться на плаву». Итогом экскурсии является краткое описание предприятия в форме реферата (Приложение 2).
Второе направление работ по географическому краеведению в школе — внеклассное краеведение. В современном опыте школ наблюдается такое положение, когда обязательное программное краеведение по географии, в котором участвовали бы все школьники, еще повсеместно не выполняется. Но, не вооружив всех учащихся определенным минимумом краеведческих знаний, нельзя успешно осуществить и краеведческий принцип в обучении. Поэтому я в школе ещё по мере возможностей уделяю внеклассному краеведению по географии. Это направление сейчас даже находится на определенном подъеме. Наблюдаемое оживление краеведческой работы в целом и по географии вполне закономерно. Краеведение — одно из важнейших средств связи обучения географии с жизнью, путь практического применения и дальнейшего совершенствования знаний и умений учащихся по географии и другим предметам, условие для расширения и обогащения школьников краеведческими знаниями и наблюдениями. Сейчас, как отмечалось выше, внеклассная краеведческая работа во многом опирается на знания учащихся по географии и совершенствует их. В дальнейшем внеклассное краеведение по географии, вероятно, должно вытекать и являться продолжением обязательного, программного образования. Развитие внеклассного краеведения на этой основе даст возможность более глубоко и всесторонне подойти к изучению своей местности, используя особенно широко для этого летние месяцы, а также некоторые дни весной и осенью. В педагогическом отношении внеклассное краеведение по географии позволяет учесть и удовлетворить индивидуальные интересы многих школьников к изучению родного края.
Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта Наименование мероприятия Место проведения Предполагаемая дата проведения Ответственный за выполнение
Поисково-эмпирическийреализовано Изучались общие тенденции развития и состояния школьного географического образования в России, выяснялись проблемы и противоречия субъективного и объективного характера. МОУ Красновосходская СОШ МО «Цильнинский район» 2008-2009 учебный год Учитель Волкова И.В.
Практический реализовано Создание творческих групп учащихся для участия в исследовательской деятельности речки Карабаевка
С.Карабаевка Цильнинского района
Участок речки Карабаевка в 500 метрах от МОУ Красновосходская СОШ Сентябрь , май учебного года Учитель Волкова И.В.
Экскурсия на местное предприятие ФГУП «Новоникулинский» в 5 км от МОУ Красновосходская СОШ декабрь учебного года Учитель Волкова И.В.
Создание творческих групп учащихся для участия в исследовательской деятельности государственного ландшафтного заповедника «Новоникулинский»
Государственный ландшафтный заповедник «Новоникулинский»
в 9 км от МОУ Красновосходская СОШ 2012-2013 Учитель Волкова И.В.
Обобщающе-аналитическийреализовано Проводилось теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику.
МОУ Красновосходская СОШ 2012-2013 Учитель Волкова И.В.
Уточнялись и формулировались выводы, выявлялись перспективы последующего развития проекта.
МОУ Красновосходская СОШ Учитель Волкова И.ВУчастие в исследовательских конкурсах 2013 Учитель Волкова И.В.

IV.Практическое обоснование проекта
Результатом моих педагогических исканий стала исследовательская работа : «Изучение внутренних вод».Малая река - чрезвычайно занимательный объект для изучения. Здесь просто огромный простор для ведения интереснейших наблюдений.
В течении моей работы в данной школе, а это 25 лет , я веду группы учащихся на экскурсию наблюдать за состоянием реки.
По данной исследовательской работе определены следующие цели:
Провести исследовательскую работу по изучению характера течения, глубины и ширины реки, прозрачности.
Изучить экологические проблемы реки.
Ознакомится с флорой и фауной реки.
Проследить изменения в данной экосистеме, происходящие в течение определённого периода времени.
Исходя из вышеназванных целей, были обозначены следующие задачи:
Выбрать подходящий водоток для полевых исследований.
Вычислить примерную ширину и речки .Измерить скорость течения реки, глубину дна.
Провести простейший анализ запаха воды естественного происхождения.
Составить перечень состава животного и растительного мира участка реки.
Собрать информацию о хозяйственном использовании реки.
Оформить наработанные материалы в виде проекта.
Связь теории с практикой в школьном обучении является необходимой составной частью. В школьном курсе географии эта связь осуществляется, главным образом, в процессе выполнения практических работ.
Практические работы проводятся во время экскурсий в природу, на сельскохозяйственные предприятия, на промышленное производство.
В своей педагогической практике при проведении экскурсии я ссылаюсь на соответствующие части пройденного материала.
Здесь надо отметить, что лучше проводить экскурсию после изучения определённого теоретического материала.
Опыт познания краеведческой действительности, отражённый в сознании учащихся, является тем необходимым мостиком, который даёт возможность, применяя краеведческий принцип, повести учащихся от частного к общему, от абстрактного к конкретному, от доступных непосредственному наблюдению природно-производственных фактов и явлений к глубоким выводам и обобщению основ географической науки..Для организации учебной экскурсии необходимо прежде всего провести педагогическую оценку выбранной для экскурсии предприятия.
Учитывая то, что мы проживаем в районе, где в основном сосредоточены предприятия,. входящие в состав АПК, я считаю целесообразным проведение экскурсии на сельскохозяйственное предприятие или же на предприятия, относящиеся к пищевой промышленности.
Цель экскурсии:
Познакомить учащихся с историей предприятия, с производственным процессом в данной отрасли. с организацией и путями повышения эффективности производства
Задачи экскурсии:
1. Выявить последовательностью технологического процесса и особенностями производства, определяющими принципы размещения предприятий данной отрасли, со структурой предприятия и основными производственными специальностями.
2. Научить школьников вести краткие записи по ходу объяснений экскурсовода, анализировать статистические показатели деятельности предприятия, сравнивать производительность и условия труда рабочих в разных цехах предприятия.
3. Собирать данные для составления схем последовательности производственного процесса ,внутри- и межотраслевых связей по сырью и готовой продукции.
Подготовка к экскурсии:
Как показывает опыт, в подготовительный период,который длится 1-2 недели, в зависимости от класса, познакомить учащихся с отчётами предыдущих лет, литературой по родному краю, картографическими материалами, фотографиями.
Готовясь к экскурсии на предприятие, учащиеся знакомятся с историей его возникновения, устанавливают, к какой отрасли оно относится.
Хорошо получить ответы на эти вопросы, работая с материалами газет, журналов, в которых характеризуется изучаемое предприятие.
В подготовительный период учащиеся знакомятся и с методами исследования, которые они будут использовать во время экскурсии.
Идя на экскурсию, учащиеся составляют план экскурсии, в котором намечается последовательность изучения производственных объектов, содержание объяснения учителя и экскурсовода, вопросы и задания учащимся для наблюдения и сбора материала.
Необходимо обратить внимание на то, что в проведении заключительной части экскурсии необходимо подвести итоги увиденного и услышанного, заострить внимание на основные вопросы технологии производства, её влиянии на окружающую среду, т.е. раскрыть важную мировоззренческую идею взаимодействия природы и общества.
Собранный учащимися краеведческий материал на учебной экскурсии, а также во время предварительной теоретической подготовки оформляется в виде реферата.
Тема: Экскурсия на ФГУП “Новоникулинский ”.
Цель экскурсии
: Познакомить учащихся с историей предприятия, с производственным процессом в данной отрасли, с организацией и путями повышения эффективности производства.
Задачи экскурсии:
1. Познакомить учащихся с последовательностью технологического процесса и особенностями производства, определяющими принципы размещения предприятий данной отрасли, со структурой предприятия и основными производственными специальностями.
2. Научить школьников вести краткие записи по ходу объяснений экскурсовода, анализировать статистические показатели деятельности предприятия, сравнивать производительность и условия труда рабочих в разных цехах предприятия.
3. Собирать данные для написания реферата .Ход экскурсии
Экскурсия начинается на предприятии (в специальном помещении).
Здесь организована лекция или беседа следующего содержания:
1.Оценка географического положения хозяйства.
2.Агроклиматичекие ресурсы.
3.Специализация хозяйства.
4.Технико-экономические особенности производства.
5.Перспективы развития.
Планируя свою работу на период каникул, я продумываю задачи и цели, которые должны быть выполнены в результате реализации краеведческо-исследовательского проекта: «По малой родине моей» (Приложение 3).
Особенности таких проектов в том, чтобы показать детям, что интересное находится не за тридевять земель , а рядом. Ещё К.Д.Ушинский говорил : «Назовите меня варваром в педагогике,  но я вынес из впечатлений моей жизни  глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное  воспитательное влияние на развитие  молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что  день, проведённый ребёнком среди рощ  и полей… стоит многих недель,  проведённых  на учебной скамье.» Во-первых,  при выполнении данного проекта ученик  приобретает качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это – владение новыми (помимо привычных условий классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время путешествия, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет  его представления о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы. Для выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования.
Во-вторых, в краеведческо -исследовательской деятельности можно обучить школьников навыкам сотрудничества. Ведь само участие в проекте в подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого – качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представления о моральных нормах поведения общества и формируют отношения к ним как к ценности. Ребёнок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.
В-третьих,  туристическая вылазка имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у её участников интерес к жизни в коллективе сверстников.
В-четвёртых, включение ученика в систематическую исследовательско -краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе,  способствует формированию у него готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом направлении можно дать ученику специальные знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказание первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у школьников формируется отношения к собственному здоровью как к ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию. Опыт похода поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок, создаёт у ученика представление о возможностях организации  собственного досуга активными методами на природе.
В-пятых, в процессе похода можно сформировать у учащихся готовность природоохранительной деятельности. Что же способствует этому? Смена ландшафтов, посещение природных памятников становится основой восприятия ребёнком значения живой природы для общества и каждого человека. Краеведческое  исследование даёт знание о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы, формируют эмоционально-ценностное отношение школьников к своей Малой родине.
В-шестых, данный вид похода может охватывать разновозрастные группы детей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ведь  во время похода группа и её руководитель находится вне криминализированной среды, влияния неблагоприятных факторов, вызванных техногенным характером (дорожно-транспортные происшествия,  пыль, шум, стрессы и др.)
Цели:
Пропаганда здорового образа жизни;
Выявление и описание достопримечательностей местной природы;
Сбор краеведческого материала и изготовление на этой основе необходимых дидактических пособий (планы и картосхемы своей местности, гербарии, коллекции горных пород);
Воспитание патриотизма, эмоционально-ценностного отношения к своей малой Родине;
Формирование  экологической культуры;
Задачи:
Совершенствование навыков туристического мастерства;
Создание условий для развития физической активности и оздоровления;
Развитие у подростков чувства товарищества и взаимопомощи;
Организация интересного досуга;
Изучение природных условий родного края на основе исследовательской работы;
Привитие навыков экологического общения с окружающей средой;
Пропаганда туризма как эффективного средства активного отдыха, способствующего поддержанию  здорового образа жизни.
Форма работы
Туристско-краеведческий проект предполагает изучение природы памятника природы Государственного ландшафтно-экологического комплексного заказника областного масштаба «Новоникулинский» с обучением навыкам исследовательской деятельности   в природе .-34671078740
Место работы учащихся: заказник «Новоникулинский» в 9 км от школы
Заранее был составлен план график мероприятий:
Предполагаемыми конечными результатами были:
Удовлетворение духовных потребностей при посещении памятных мест, природных достопримечательностей.
Повышение образовательного уровня  всех участников проекта.
Для педагога проект – школа педагогического мастерства.
Заключение
Все школьные предметы призваны выходить на такие нравственные категории, как верность идее и долгу, честность и доброта, отвага и готовность к защите Родины. Наши ученики должны осознавать связи между знаниями и нравственностью, формальной образованностью и подлинной интеллигентностью через книги, жизнь, походы и путешествия по родной земле, родному краю и району.Важным средством воспитания, гармоничного развития подрастающего поколения, становления его гражданственности является туристско-краеведческая работа, педагогический потенциал для которой очень велик. Поэтому пропагандирование туризма и краеведения в школе, направление деятельности экспедиционных отрядов, туристских групп школы, развитие активной позиции в утверждении принципов и требований самоопределения и самоутверждения, самообразования и самовоспитания, самоконтроля и самоуправления играют очень важную роль в становлении учащихся как достойных граждан своей страны. Воспитание патриотизма и гражданской ответственности должно основываться не на отвлеченных понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволяет познать наши богатства, народные и национальные традиции, осознание справедливости и личной порядочности. Трудно сейчас представить школу, где бы не велось преподавание на местном материале, где бы ребята не совершали экскурсии по природным, историческим местам своей малой родины. Поэтому туризм и краеведение является сейчас действенным средством всестороннего развития личности ребенка, средством связи школы с жизнью, стимулом к развитию в учащихся чувства собственного достоинства, гордости за свою страну, становления ребенка как личности. Следуя этим критериям, и была построена работа по данному направлению. Пропагандирование здорового образа жизни, привитие исследовательского интереса учеников, самообразование, уже нашли свое отражение в наших учениках. Анализируя результаты работы над проектом за истекшие четыре года, наверное, рано говорить о кардинальных изменениях в поведении наших учеников, о пересмотре жизненных позиций и т.д. Но, тем не менее, те, из учащихся школы, кто активно участвует в туристско-краеведческой деятельности, уже зарекомендовали себя с положительной стороны; и это не обязательно отличные показатели в учебе. Скорее всего, изменения затронули душевные и моральные качества моих учеников. Ведь если девятиклассник находит в себе мужество указать взрослым на вопиющую бесхозяйственность, а семиклассники – по собственной инициативе высаживают аллею , младшие с энтузиазмом очищают берег реки, то, наверное, в этом я и могу видеть результаты своей работы. Выделенные урочные и внеурочные формы организации обучения способствуют формированию ценностных ориентаций школьников по отношению к ценности «малая родина» благодаря созданию при их реализации атмосферы доброжелательности, воспитанию товарищеской взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей личной учебе, но и к успехам всего коллектива, а также общей учебной заинтересованности по изучению своей малой родины. Проведенное анкетирование выявления сформированных ценностных ориентаций учащихся позволила определить структуру ценностных ориентаций школьников. Наиболее значимыми для современных учащихся , согласно диагностике являются следующие ценностные ориентации: Я-ценность, любовь, здоровье, материально-обеспеченная жизнь, наличие хороших друзей, интересная работа, аккуратность, целеустремленность. Выделенные в педагогическом проекте ценностные ориентации краеведческой направленности и ценностные ориентации, определяющие черты характера личности, приоритетной ценностью которых является «малая родина» для современных учащихся незначимы и второстепенны.
После проведения формирующей части педагогического эксперимента была выявлена эффективность процесса формирования ценностных ориентаций в ходе изучения курса географии посредством сравнения первичной диагностики структуры ценностных ориентаций учащихся. Целью итогового исследования было выявление значимых изменений, произошедших в структуре ценностных ориентаций учащихся школы по отношению к ценности «малая родина».
По методике «Диагностика ценностных ориентаций школьников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина) определялась сформированность таких ценностных ориентаций как стремление к познанию своей малой родины, ответственность, по методике «Ценностные ориентации» (по М. Рокичу) – осознание красоты природы, уверенность в себе, по методике «Сферы интересов» (М.П. Нечаев) – общение с природой, экскурсии, краеведение, по методике «Самоанализ личности» (М.П. Нечаев) – бережное отношение к природе, творческая активность, целеустремленность, добросовестность.
Изменения, произошедшие в структуре ценностных ориентаций обучающихся по отношению к ценности «малая родина» после повторной диагностики по выделенным методикам, отражают таблицы 1-3, рисунки 2-4.
Таблица 1.
Уровни сформированности ценностных ориентаций учащихся, участвовавших в проекте (по методике М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой).
Ценностные ориентации старших
подростков до проекта после проекта
Стремление к познанию своей малой родины 5 8
Ответственность 5 6
Рис.2 Изменение уровней проявления стремления к познанию своей малой родины и ответственности учащихся .Таблица 2.
Ранги исследуемых ценностей по списку М. Рокича подростков школы.
Исследуемые
ценности Ранг ценностей подростков до проекта Ранг ценностей подростков после проекта
1.Осознание красоты природы 13 7
2.Уверенность в себе 6 2

Рис.4 Изменение уровней проявления осознания красоты природы и уверенности в себе учащихся .* – показатель считается возрастающим при приближении к 1.

Таблица 3.
Изменение значимости выраженности интереса у подростков
к общению с природой, экскурсиям и краеведению.
Сферы интересов Оценка значимости сферы интересов обучающихся до проекта Оценка значимости сферы интересов обучающихся после проекта
Общение с природой 3 4
Экскурсии и краеведение 3 4
Рис.4 Изменение уровней значимости сферы интересов обучающихся
подростков .
Таким образом, результаты проведенного опроса свидетельствуют о росте значимости для участников проекта ценностных ориентаций, приоритетной ценностью которых является ценность «малая родина»: ценностные ориентации краеведческой направленности (стремление к познанию своей малой родины, бережное отношение к природе, осознание красоты природы) и ценностные ориентации, определяющие черты характера личности (ответственность, добросовестность, целеустремленность, уверенность в себе, творческая активность). В заключение, необходимо сказать, что цели и задачи, поставленные перед началом работы над проектом достигнуты, но работа над усовершенствованием проекта будет продолжаться и в дальнейшем.
Список литературы
Аналитика и экспертиза инновационных проектов. – М.: Эврика, 2003. - 80 с.
Голуб,Г.Б, Великанова, А.В. Препрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению / Под ред. профессора Е.Я. Когана. – Самара: Изд. дом «Фёдоров», 2006. – 160 с.
Закон РФ «Об образовании».
Инновационное содержание образования. – М.: Эврика, 2003. – 144 с.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Вестник образования. - 2005. - № 20. – с. 10 - 42.
Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ. /Под ред. А.Г.Каспржака, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2004.- 416 с.
Подготовка к профильному обучению в школе / Авторы-сост. В.В.Елисеев, В.А.Основина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004, - 48 с.
Региональный базисный учебный план и учебные планы для образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования. /Утверждён распоряжением МО Ульяновской области 15. 03. 2012 г. № 929-р. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 32 с.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Утверждён приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312. // Вестник образования. – 2004. - № 10. – с. 8 – 40.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Части 1 и 2. – М., 2004. – часть 1. – 221 с.;
часть 2 - 266 с.
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 23. 12. 2005 года № 803.
Приложение 1
Исследовательская работа : «Изучение внутренних вод»
цели:
1.Провести исследовательскую работу по изучению характера течения, глубины и ширины реки, прозрачности.
2.Изучить экологические проблемы реки.
3.Ознакомится с флорой и фауной реки.
4.Проследить изменения в данной экосистеме, происходящие в течение определённого периода времени.
задачи:
1.Выбрать подходящий водоток для полевых исследований.
2.Вычислить примерную ширину и речки .3.Измерить скорость течения реки, глубину дна.
4.Провести простейший анализ запаха воды естественного происхождения.
5.Составить перечень состава животного и растительного мира участка реки.
6.Собрать информацию о хозяйственном использовании реки.
7.Оформить наработанные материалы в виде проекта.
Проект: «Изучение внутренних вод»

п/пТема Задача Способ
выполнения,
участники Результат
1. Исследование малых рек и выявление их экологических проблем. Выбрать подходящий водоток для полевых исследований. Обсуждение, выбор природного объекта
с учащимися. Река Карабаевка Цльнинского района Ульяновской области.
2. Работа с топографической картой Найти на топографической карте участок исследуемой реки. Подгруппа картографов .Выбор подходящего участка на топографической карте ,определение местонахождения истока, измерение длины маршрута в пределах карты, направления течения реки, характера рельефа местности Исток реки находится к северо востоку от села Карабаевка в 3 км от села.,длина водотока -5км.
Это правый приток речки Грязный Ключ, который через 1 км впадает в реку Сухой Бирюч.
Длина исследуемого участка=5 км. Общее направление речки –с-з. Параллельно руслу реки расположено село Карабаевка. Течёт по равнинной местности, на реке имеется бетонный мост.
3. Опрос знающего человека Провести беседу с одним из старейших жителей. Проведение беседы с одним из старейших жителей, который может дать интересные сведения о хозяйственном использовании изучаемого водного объекта, собрание исторических сведений о реке, её названии истории хоз. Освоения. Подгруппа “историков”. Использовали воду для орошения. Ловили рыбу, купались. Устраивали пруды, родники по руслу реки.
4. Экскурсия по реке. Изучить речную долину (найти исток, вычислить ширину реки, измерить скорость течения, глубину дна, составить профиль по данным исследованиям). Закрепить на местном материале понятие и представление о речной долине, питании, режиме, речном бассейне. Подготовка оборудования бригадного: поплавки, часы, секундомер, компас, шест, рулетка, фотоаппарат ,школьный нивелир, тренога, верёвка с цветными вязочками- маркерами, водный термометр.
Индивидуальное: дневник, карандаш, ластик, линейка, транспортир. Перед выходом на местность- занятие по технике безопасности. Исследование начинаем от истока реки, идём по руслу, проводим измерения ширины, глубины при помощи шеста. Вода в речке пресная, без запаха, прозрачность полная. По руслу реки нет искусственных водоёмов. Ширина реки на первой точке измерения-1 м,10см., глубина-18см. t+11С.скорость течения колеблется от 7-9м/сек. Вода не имеет осадка, по качеству вода прозрачная, видно дно. Животное население реки : дождевые черви, водомерка панцирная, гладыш (клоп), ручейник, ондатры, бобры из рыб краснопёрка и др. Из представителей флоры можно выделить: ряску малую, многокоренник обыкновенный, рогоз широколистный, поручейница. Рис.1
5 Экологические проблемы Выявить, по каким причинам происходят изменения в экологическом состоянии данной реки (положи - тельным или отрицательным). На основе визуальных наблюдений в ходе экскурсии Берега реки всегда содержались в чистоте, но теперь в этом году появилась свалка бытового мусора (человеческий фактор).
Рис.2
6 Изменения в данной экосистеме Выявление изменения в данной экосистеме По рассказам учителя Изменилось русло реки ,глубина речи, повысилась облесённость.
Рис.1

Рис.2