Статья на тему«Как совместное обучение влияет на повышение мотивации младших школьников?»
Новые подходы в преподавании и обучении.
Бралова Салтанат ЗамировнаГУ «средняя школа №35» saltanat_b_71@mail.ru«Как совместное обучение влияет на повышение мотивации младших школьников?»
Цель: повысить мотивацию младших школьников при совместном обучении.
Проучившись на курсах по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго уровня, направленных на удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников в получении дополнительного объема знаний и навыков, содействие готовности казахстанских учителей к непрерывному профессиональному развитию в условиях динамично меняющегося мира (Руководство для учителя, стр. 147), я получила теоретические знания по внедрению идей семи модулей в процессе обучения при работе в группах. А затем все эти знания я применяю в процессе обучения, на базе своей школы, проводя уроки в форме групповой работы. Так как, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. (Руководство для учителя,стр. 229).
15240-1905Я провела с детьми непринуждённую беседу об учёбе в школе и выявила, что некоторые учащиеся не проявляют интереса к учебной деятельности. Низкая мотивация учеников зависит от таких факторов как незаинтересованность, заниженная самооценка, страх ответить что-либо неправильно, настроение на момент урока, семейные обстоятельства. «Учителя должны иметь достаточно обстоятельные знания о том, как происходит обучение, об уровне мотивации отдельных учащихся, о переживаемых ими эмоциях и об их жизни за пределами школы». Руководство для учителя стр.145)
Низкая мотивации это не только моя проблема исследования, но и проблема школы, в которой я работаю, как и многих казахстанских школ, поэтому повышение мотивации в учебной деятельности становится очень актуальным направлением в педагогическом процессе. Мотивация – необходимое условие успешного обучения. Доказано, что на формирование положительной мотивации к учёбе у учащихся младшего школьного возраста способствует вовлеченность в совместную деятельность на уроке через парную, групповую, индивидуальную формы работы. Использование на уроке познавательных игр, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение способствует повышению мотивации. Построение урока на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся мотивирует на дальнейшее обучение. И самое главное это создание коллаборативной атмосферы в классе которая, способствует мотивации учащихся. «Обучение в сотрудничестве- образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта».(Руководство для учителя стр.228)
«Руководство для учителя» - это основной источник по изучению идей семи модулей Программы. Ожидаемыми результатами Программы второго уровня являются готовность учителей к обучению учеников тому, как учиться и сформированность их как независимых, самомотивированных, увлечённых, уверенных личностей с развитым критическим мышлением, проявляющих компетентность в цифровых технологиях. (Руководство для учителя стр.149). Необходимо научить детей «добывать» знания самостоятельно, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и не только свою, но и работы своих одноклассников, уметь аргументировать, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать. Изучив теорию на первом этапе обучения, я для себя поняла, что процесс обучения это не только передача знаний, но и создание комфортных условий для обучения, где ученик без стеснения может высказывать свою точку зрения. Таким приемом является совместная работа, способствующая к повышению мотивации учащихся. В процессе обучение я старалась : повысить мотивацию каждого ученика через совместное обучение. Для того чтобы успешно выполнить поставленную задачу, необходимо внедрить в учебный процесс идеи семи модулей. Создание коллаборативной среды на уроке относится к модулю «Новые подходы в преподавании и обучении», т. е при делении учащихся на группы и при психологическом настрое на урок, на протяжении всего урока мы создаём коллаборативную среду. В процессе своей педагогической деятельности учитель должен создать такую атмосферу в классе, которая в последующем будет способствовать рабочей обстановке во время занятии. Внедрение различных упражнений и игр благоприятно влияют на обстановку в классном коллективе, дети становятся более раскованными, не стесняются выражать вслух свои мысли и идеи. Во время обсуждения в группе активно работают, независимо от того, с кем им выпало быть в группе или в паре.-38105958840
А совместное обучение стимулирует учащихся на размышление, обсуждение и на диалог, тем самым создавая успех сотрудничества и мотивации к дальнейшей деятельности. И в результате у ученика появится желание говорить, выражать своё мнение, пусть даже если оно ошибочное, чем он повторит чужое, ученик сможет свободно излагать свои мысли, спорить, выдвигать свои идеи. Процесс обучения осуществляется в условиях активного взаимодействия всех учащихся и учителя. Без контакта с другими людьми не будет успешного обучения. В процессе обучения на занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая формы работы, у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности, при этом снижается уровень тревожности и страха оказаться «в стороне».
-3810-2540Существенный результат на создание коллаборативной среды и мотивацию оказывает применение на уроках приёмов критического мышления, которые предполагают слаженную работу в группе.
При совместном выполнении задания «сильные» помогают «слабым», тем самым глубже вникают в некоторые вопросы, а слабые понимают материал, что вселяет в них уверенность в себе, повышая мотивационную сторону учебного процесса, «средние» же переходят на ступеньку выше. Совместная работа в отличие от индивидуальной работы, снимает страх перед неудачами у «слабых» учеников, делает прочнее знания «сильных» учеников и способствует улучшению психологического климата в классе, это проявляется во взаимоотношениях друг с другом, у детей формируются такие нравственные качества как взаимоуважение, взаимосогласие и взаимопомощь. Использование новых подходов на уроках, сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению.Так как низкая мотивация некоторых учащихся, приведёт к снижению качества знаний.
Список использованной литературы:
1.Руководство для учителя . Второй уровень(основной) уровень.
3-е изд.-Астана: Изд-во Центра педагогического мастерства (АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2014).
2.Задания для выполнения в период практики в школе: Второй (основной)уровень 3-е изд.-Астана: Изд-во Центра педагогического мастерства (АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2014).
3.«Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения». А.К. Мынбаева, З.М. Садвакасова (Учебное пособие. Алматы 2012).