Групповые формы взаимодействия младших школьников


Групповые формы взаимодействия младших школьников

Важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия.
Групповая работа учащихся является наиболее эффективной формой организации учебного процесса. Во-первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «...мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвертых, только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников. Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.
Я выделяю три этапа становления форм взаимодействия учащихся как между собой, так и со взрослыми.
Первый этап приходится на начало обучения в 1 классе (сентябрь - октябрь). Задача данного этапа — обучение совместной деятельности в малой группе, состоящей из двух-пяти человек. Эта работа организуется в хорошо знакомой детям форме — игре, которая требует участия каждого члена группы. Важно, чтобы материал занятий не был связан с учебными предметами, а по окончании игры должно проводиться обсуждение, т.е. рефлексия.
Приведу примерные игры, которые провожу на первом этапе обучения детей взаимодействию.
Игра «Знакомство»Школьники вместе с учителем рассаживаются в круг. Каждый ученик, передавая мяч по часовой стрелке, называет свое имя. Затем, передавая мяч против часовой стрелки, дети называют имя соседа.
Игра «Назови другого»Ученики сидят по кругу. Среди них выбирается ведущий, который, называя имя участника игры, кидает ему мяч.
По окончании игры проводится беседа.
— Понравилась ли вам такая игра? С кем в группе больше всего понравилось играть? Кто в группе не ссорился? Почему не удалась игра? (В случае неудачи.) Почему игра удалась? (В случае успеха.)
Заключительным моментом является самооценивание по «волшебным линеечкам» или шкалам. Критерии оценивания по шкалам предлагают сами дети.
Учитель. За что бы вы могли себя похвалить?
Ученики. Мы ни разу не уронили мяч. Мы запомнили все имена.
Учитель. Что было наиболее важным — не уронить мяч или познакомиться?
Ученики. Познакомиться.
В настоящее время в моём первом классе учатся дети разного возраста (шести и семи лет), что определяет разную мотивацию игровой деятельности. Младшие ученики приходят в школу, чтобы поиграть, а старшие воспринимают игру в школе как несерьезное мероприятие. Для преодоления подобных ситуаций я меняю состав групп, а также роли детей внутри группы. В зависимости от ситуации можно усложнять условия игры.
Второй этап начинается примерно в ноябре 1 класса и заканчивается в начале или середине 2класса. На нем происходит включение в групповую работу предметного материала, связанного с выполнением практических задач.
Первые задания даю на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
Приведу примеры практических задач, на содержании которых организуется групповое взаимодействие учащихся.
На уроке обучения грамоте в 1 классе ученики должны составить звуковую модель слова, работая в парах. Один произносит слово, интонационно выделяя звуки, а другой составляет модель слова. Затем происходит смена ролей.
На уроке математики в 1 классе работу по повторению состава числа в пределах 10 часто организовываю в парах, применяя магнитные доски, карточки с цифрами и решётку, разделённую на две половины. Даётся задание повторить состав какого-либо числа в пределах 10. Один ученик на свою половину решётки прикрепляет число, другой дополняет это число до заданного числа учителем. Затем роли меняются.
На уроке окружающего мира в 1 классе, при изучении темы " Дикие и домашние животные", ребятам в группах по шесть человек нужно составить совместный рассказ - описание животного.
(У детей каждой группы части картинки определенного животного: собаки, медведя, вороны, лягушки). Правильно соедините части животного.
Составьте рассказ по плану:
1 ученик - Назови животное
2 ученик - Домашнее или дикое животное.
3 ученик - Где ты видел это животное? Среда обитания.
4 ученик - Как выглядит? (существенные признаки)
5 ученик - Чем питается?
6 ученик - Какую пользу приносит людям?
Дети, выполняя поставленную перед собой задачу, старались придерживаться правил работы в группах:
1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.3. Не бойся высказывать своё мнение.4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.5. Думай сам, а не рассчитывай на других.6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
Третий этап начинается примерно с середины 1 класса, когда в коллективе складываются устойчивые группы, в которых дети могут брать на себя разные обязанности. Во 2 классе формой удерживания совместной работы школьников является деятельность учащихся по разработке инструкций (порядка действия или алгоритма работы) как средства формирования индивидуального учебного действия — планирования.
На уроке математики во 2 классе надо сравнить периметры фигур с помощью проволоки или нитки.
Для ее выполнения группе детей, состоящей из трех учеников, необходимо распределить предметные операции между собой. Первый участник группы отмеряет длину, второй — поддерживает нитку (проволоку), третий — записывает результат измерения. При сравнении периметров следующих двух фигур ученики меняются ролями.
Важно избегать ситуации, когда ученики каждый раз выполняют одну и ту же роль, так как при этом они не пробуют себя в разных позициях. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать, следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один. Прежде чем представить “продукт” совместного труда, дети должны обменяться мнениями, поэтому нельзя требовать в классе абсолютной тишины. У нас существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик).
Уже со второго класса на уроках литературного чтения использую групповые формы взаимодействия учащихся при работе с текстом. Например, группам предлагается распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой (или про себя - каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. Не менее интересна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между её членами роли. Нацеливаю ребят на то, что важна работа группы, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению обязанностей в группе. Роль автора берёт на себя, как правило, наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. У доски выступают всей группой. И каждый раз мы становимся свидетелями рождения маленького спектакля, разыгранного в лицах. Удовольствия получают и те, кто стоит у доски, и те, кто сидит в классе.
Организация групповой работы активизирует учебную деятельность учащихся, повышает результативность урока.