Курсовой проект Приемы смыслового чтения как способ формирования познавательных УУД у младших школьников
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Курсовой проект
по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
Приемы смыслового чтения как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Исполнитель:
Устинова Я.,
студентка 3б группы
Руководитель:
Кочнева Е.Н.,
преподаватель филологических дисциплин
Камышлов, 2016
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc447004964 \h 3Приемы смыслового чтения, направленные на формирование познавательных УУД у младших школьников PAGEREF _Toc447004966 \h 26Обоснование способов оценки качества методической разработки и показателей успешности её реализации PAGEREF _Toc447004967 \h 30Список источников и литературы PAGEREF _Toc447004968 \h 35Приложение PAGEREF _Toc447004976 \h 40
Пояснительная запискаВ связи с внедрением ФГОС НОО [ REF _Ref448342096 \r \h 42] перед учителем встает задача не просто передать необходимый опыт, дать детям уже готовые знания, а научить детей учиться, научить их активно действовать и самостоятельно добывать знания, решая задания или проблемы. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как умение самостоятельно учиться пригодится человеку на протяжении всей жизни. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.
Многие авторы рассматривали важность формирования учебных действий, подробно описывая её в своих трудах. Так, в свою очередь на это указывали JI.C. Выготский [ REF _Ref447645416 \r \h 44], П.Я. Гальперин [ REF _Ref447645442 \r \h 12], A.A. Люблинская [ REF _Ref447645755 \r \h 23]. Особую роль в развитии подходов формирования универсальных учебных действий имеют положения А.Г. Асмолова [ REF _Ref447007401 \r \h 2], Г.В. Бурменской [ REF _Ref447007401 \r \h 2], И.А. Володарской [ REF _Ref447007401 \r \h 2] REF _Ref447007401 \r \h .
Подробнее хотелось бы остановиться на познавательных УУД, одним из составляющих которых является смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации [2]. Ведь известно, что продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Но, тем не менее, в современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Теоретически существует много приемов, но приемов для определенного класса, системы этих приемов нет.
Еще одним фактом, доказывающим необходимость формирования познавательных УУД у младших школьников, являются результаты проведенного всероссийских проверочных работ у учащихся 4 классов, в частности по русскому языку [ REF _Ref448422251 \r \h 28]. В данном документе отмечено, что у половины учащихся познавательные УУД сформированы на среднем уровне, у десяти процентов учащихся познавательные УУД сформированы на высоком уровне, но есть и те дети, уровень сформированности познавательных УУД у которых низкий, что составляет всего пять процентов детей. Поэтому из всего вышесказанного вытекает следующие противоречия:
- между необходимостью целенаправленного, системного и систематичного формирования познавательных УУД у детей в процессе учебной и недостаточной системностью имеющихся приемов осознанного чтения;
- между наличием огромного потенциала приемов смыслового чтения и недостаточным использованием соответствующих ресурсов в процессе формирования познавательных УУД у младших школьников;
-между требованиями к сформированности познавательных УУД у учащихся начальной школы и недостаточной сформированностью познавательных УУД у младших школьников в реальности.
Таким образом, можно констатировать проблему в поиске средств и необходимости систематизации приемов смыслового чтения, которые могут использоваться для формирования познавательных УУД у младших школьников.
Объект – процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Форма проектирования – приемы смыслового чтения, обеспечивающие формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель – теоретически обосновать особенности использования приемов смыслового чтения, направленных на формирование познавательных УУД у младших школьников и осуществить их поиск.
В соответствие с поставленной целью определены задачи:
выявить сущность процесса формирования познавательных УУД у учащихся начальной школы;раскрыть содержание приемов смыслового чтения, способствующих формированию познавательных УУД на уроках в начальной школе;
подобрать и обосновать диагностический инструментарий;
разработать программу эксперимента.
Практическая значимость исследовательского проекта заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями на уроках в начальной школе, а также студентами на преддипломной практике.
Рассмотрим основные понятия исследования: познавательные универсальные учебные действия, процесс формирования познавательных универсальных учебных действий, смысловое чтение, приемы смыслового чтения.
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко-предметными знаниями и навыками [ REF _Ref447007401 \r \h 2].
В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия «познавательные универсальные учебные действия».
По мнению психологов и педагогов, а именно В.В. Давыдова [ REF _Ref447633103 \r \h 6], Д.Б. Эльконина [ REF _Ref447633103 \r \h 6] , умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.
Как указано в примерной образовательной программе [ REF _Ref447311535 \r \h 32], термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Познавательные универсальные учебные действия, по мнению Ларисы Ивановны Лазаревой [ REF _Ref447020489 \r \h 21], – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Анна Викторовна Старикова [ REF _Ref447020608 \r \h 39] отмечает, что познавательные универсальные учебные действия - это способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Вышеприведенные определения позволяют утверждать, что познавательные УУД, прежде всего, система способов познания окружающего мира, построения поиска, исследования, обработки и использования информации.
А.Г.Асмолов [ REF _Ref447007401 \r \h 2] подразделяет познавательные УУД на: общеучебные, логические учебные действия, а так же постановку и решение проблемы, что необходимо на каждом уроке в начальной школе.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблемтворческого и поискового характера.
Процесс формирования УУД – это сложный, поэтапный процесс, по мнению А.Г.Асмолова [2], встроенный в общую систему овладения новым знанием и занимающий много времени. Чем сложнее и разнообразнее знание, которое осваивает учащийся, тем больше способов познания мира ему может понадобиться. Следовательно, можно выделить следующий механизм формирования познавательных УУД:
первичный опыт и мотивация;
приобретение знаний;
тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;
контроль.
Безусловно, универсальные учебные действия, в том числе и познавательные, имеют свои функции:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний;
формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
обеспечение целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания [ REF _Ref447311661 \r \h 17].
Формирование у младших школьников познавательных УУД возможно только при создании условий, обеспечивающих благоприятную среду для их формирования. Эти условия должны соответствовать возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
Познавательные УУД формируются в процессе всего обучения в школе, и на каждом этапе для него характерны свои психологические особенности [ REF _Ref447633470 \r \h 15].
Внимание является обязательным условием успешной работы школьников. Характерная особенность – слабость произвольного внимания. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание, направленное на все неожиданное, яркое, наглядное. Однако младшие школьники весьма впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал.
Восприятие – психический процесс непосредственного познания окружающего мира. В начале обучения отличается особенностями:
малая дифференцированность (связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии);
слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии (часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное при этом не воспринимается);
связь с действиями, с практической деятельностью ребенка;
ярко выраженная эмоциональность: в первую очередь воспринимается то, что вызывает у детей непосредственную эмоциональную реакцию.
У младших школьников память может быть слуховой, зрительной, комбинированной. В литературе по психологии памяти отмечается значительная роль наглядных и словесных опор как приема запоминания. В младшем школьном возрасте при запоминании очень огромна роль наглядных опор. Это важно, поскольку у обучающихся преобладает непроизвольный вид памяти, поэтому запоминание должно быть чем-то мотивировано.
Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Если восприятие и память к началу школьного обучения уже проделали значительный путь развития, как отмечал Л.С. Выготский [ REF _Ref447633568 \r \h 10] , то интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. К первому классу умственный кругозор уже достаточно велик. Выполняя задания, устанавливая связи и отношения между предметами, первоклассник использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-действенную, наглядно-образную, словесно-логическую. Наиболее часто ребенком используется образное мышление, когда он оперирует уже не самими предметами, а их образами.
Воображение – один из важных психических, познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. Воображение первоклассника часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер.
Таким образом, можно сделать вывод, что лишь учитывая все вышеперечисленные психические особенности младших школьников, использование приемов смыслового чтения для формирования познавательных УУД будет эффективным.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия [ REF _Ref448342096 \r \h 42]:
развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве с взрослым и самостоятельно;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;
умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
Одним из способов формирования познавательных УУД у младших школьников могут выступать приемы смыслового чтения. Но прежде, чем говорить о приемах, рассмотрим понятие смысловое чтение.
Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [ REF _Ref447633696 \r \h 16]. По сути, в данном определении предложен перечень основных умений смыслового чтения, которые постепенно должны осваиваться обучающимися в начальной школе. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Михаил Ростиславович Львов [ REF _Ref447633716 \r \h 22], в свою очередь, дает определение понятию сознательное чтение и трактует его как понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и понимание общего смысла всего текста.
В концепции универсальных учебных действий под редакцией А.Г. Асмолова [ REF _Ref447007401 \r \h 2] наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость смыслового чтения в образовательном процессе. Как отмечает Н.Чуракова [ REF _Ref447633799 \r \h 45], одной из важнейших задач речевого развития младших школьников продолжает оставаться умение осмысленного чтения.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятия смысловое чтение, сознательное чтение очень близки и их объединяют следующие сходства:
восприятие и понимание текста разных жанров;
осмысление цели чтения;
извлечение необходимой информации из текста.
При определении сущности приема смыслового чтения в работе Шабановой Вероники Александровны [ REF _Ref447023965 \r \h 46] были проанализированы научные труды и диссертационные исследования отечественных и зарубежных специалистов: Э.Г.Азимова, Дж. Бруннера, Т.Л. Ван Дейка, Г.Клауса, Дж.О'Маллея, А.Шамо, Дж. Рубина, А.Л. Сиротока, H.H. Сметанниковой, Р. Эллиса. В результате Вероникой Александровной было установлено, что сущность приема смыслового чтения заключается в том, что он подлежит выбору и обладает гибкостью, действует автоматически на неосознаваемом уровне, формируется в ходе познавательной деятельности, которая инициирует речевую, что обеспечивает развитие речемыслительных действий и операций. В ходе овладения приемами смыслового чтения учащийся воспринимает текстовую информацию, «вникает» в её смысл, интерпретирует её и создаёт собственное суждение. Эффективное чтение происходит в том случае, если читающий умеет выбирать и пользоваться "правильными" приёмами смыслового чтения, т.е. его стратегиями.
В толковом словаре С.И.Ожегова [ REF _Ref447024099 \r \h 26] понятию прием дается такое определение: способ в осуществлении чего-либо. Таким образом, можно сделать вывод, что прием смыслового чтения – это способ в осуществлении навыка осмысленного чтения.
Некоторые из существующих приёмов смыслового чтения были предложены следующими авторами: М.И Омароковой [ REF _Ref447633904 \r \h 27], О.В. Минько [ REF _Ref447633881 \r \h 25]. Они предлагали такие приемы по работе над текстом:
вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста. Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации держится на понимании стереотипности текстов;
упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста;
исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте;
сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.;
перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот;«мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста;
называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);
составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);
множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ);
деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них;
составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам;
предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста;
викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию;
логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.;
заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации;
верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
При чтении любого текста необходимо обращать внимание на использование приемов работы с книгой.
предварительный просмотр книги – это первоначальное знакомство с книгой. Он важен потому, что иногда чтение этим и ограничивается. Просмотр аннотации, оглавления, предисловия и послесловия, некоторых разделов, абзацев главы, титульного листа позволяют составить общее представление о языке, стиле, содержании книги. При этом обучающиеся оценивают книгу в смысле возможности её использования, т.е. нужно ли читать её или поискать что-то другое;
систематическое чтение с карандашом в руке – широко используемый приём. Возвращаясь потом к книге, можно по пометкам восстановить в памяти прочитанное, быстро извлечь ту информацию, которая необходима;
выписки из книг и статей, собственные записи (дневники, записки, книжки); дословные (цитаты) или свободные, когда мысли автора читатель излагает своими словами. Яркие и важные места из произведений лучше всегда приводить дословно. Всегда полезно давать точные ссылки на источники: записывать, из какой книги взята цитата, с какой страницы;
чтобы отметить нужные места, полезно пользоваться закладками. Они могут не только отмечать страницы книг, но и нести разную информацию. Больше того, закладки помогут организовать труд, - на них можно делать и заметки;
план – это коротко записанные мысли и заголовки, это «скелет» произведения. Запись в виде плана учит чётко формулировать свои мысли.
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом [ REF _Ref447634223 \r \h 34].
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Классификация вопросов Б.Блума:
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование познавательных УУД у младших школьников - это обязательная задача современного образования. Кроме того, само формирование познавательных УУД у младших школьников может происходить с помощью использования приемов смыслового чтения на уроках в начальной школе. При работе над формированием познавательных УУД необходимо помнить и учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
В таблице 1 проанализированы задания из учебников УМК «Перспектива» (авторы: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., Горецкий В.Г., Дорофеев Г.В., Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)
Формируемые УУД Задания
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет Русский язык:
«Найди в толковом словарике учебника определение слова честный»
Математика:
«Найди правила, по которым записаны числа: 16,26,27,37,38; 6,25,17,36,28»
Литературное чтение:
«Найди произведения Ш.Перро в библиотеке. Выбери и прочитай одно произведение»
Окружающий мир:
«Узнай в дополнительной литературе, Интернете, гербы каких других городов показаны на рисунке. Подпиши»
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ Русский язык:
«Спишите последнее предложение. Проверьте себя»
Математика:
«Выпиши только те примеры, решением которых будет являться число 18»
Литературное чтение:
«Прочитай диалог мамы с сыном. Запиши в творческую тетрадь, какой ты считаешь свою маму»
Окружающий мир:
«Запиши, чем похожи и чем различаются бледная поганка и шампиньон»
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач Русский язык:
«Составь слово по модели ¬͡ ˆ »
Математика:
«Сделай схематический рисунок и реши задачу»
Литературное чтение:
Окружающий мир:
«Повтори правила безопасности. Придумай и нарисуй условные знаки к памятке «Чтобы не было пожара».
строить сообщения в устной и письменной форме Русский язык:
«Составьте по рисункам рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите составленный текст»
Математика:
«Рассмотри рисунок и объясни записи»
Литературное чтение:
«Расскажи о мальчике. Какой он? Используй слова внимательный, отзывчивый, добрый, порядочный, заботливый!»
Окружающий мир:
«Расскажи, что самое ценное в дружбе?»
ориентироваться на разнообразие способов решения задач Русский язык:
Математика:
«Найди три способа выполнения задания»
Литературное чтение:
«Прочитай пословицы, которыми братья подтверждали правильность своего выбора. А как бы поступил ты?»
Окружающий мир:
«Сформулируйте и напишите правила к условным знакам. Результаты своей работы обсудите в классе. Выберите наиболее удачные знаки и формулировки правил».
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) Русский язык:
«Прочитайте басню. Озаглавьте её»
Математика:
Литературное чтение:
«Определи основную мысль сказки «Краденое солнце»
Окружающий мир:
«Прочитай текст. О каких вежливых словах в нем говорится?»
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Русский язык:
«Прочитайте текст. Определите его тему»
Математика:
«Выбери все высказывания, верные для этого рисунка»
Литературное чтение:
«Что общего между сказкой В.Бианки народной сказкой «Колобок» и чем они различаются?»
Окружающий мир:
«Выпиши из текста учебника слова и словосочетания, которые раскрывают значение традиций в нашей жизни»
осуществлять синтез как составление целого из частей Русский язык:
«Прочитай текст. Передай его содержание одним из сложных прилагательных»
Математика:
«Начерти фигуры, как на чертеже. Вырежи их. Сложи из них квадрат»
Литературное чтение:
«Прочитай текст и перескажи его в 1 предложении»
Окружающий мир:
«Какие правила поведения в школе, на уроке ты выполняешь?»
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям Русский язык:
«Запишите слова в две группы: в первую – одушевленные имена существительные, во вторую - неодушевленные»
Математика:
«Выпиши только те уравнения, решением которых является число 18»
Литературное чтение:
«Ты прочитал много текстов. Твоя задача, распределить их на следующие группы: рассказы, сказки, стихотворения»
Окружающий мир:
«Сравни флаг России и флаг Франции. Чем они отличаются?»
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений Русский язык:
«Прочитайте текст. Докажите, что это текст-описание»
Математика:
«Подумай, что может получится, если вместо второго множителя 6 поставить 0?»
Литературное чтение:
«Согласны ли вы с тем, что писать о птицах, цветах, деревьях – это не главное? Если нет, то поясните, почему»
Окружающий мир:
«Нужна ли в школе культура общения? Зачем?»
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Русский язык:
«Прочитайте. Объясните смысл одной из пословиц»
Математика:
«Повтори, что нужно сделать, чтобы умножить круглое число»
Литературное чтение:
«Расскажи, почему ребята обрадовались приказу спасти утят?»
Окружающий мир:
«Опиши достопримечательность по фотографиям и своим впечатлениям»
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи Русский язык:
«Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак»
Математика:
«Закончи выводы и приведи свои примеры»
Литературное чтение:
«Подведем итог: что же предлагает делать В.В.Бианки, чтобы сохранить нашу природу?»
Окружающий мир:
«Какие же цветы называются дикорастущими?»
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза устанавливать аналогии Русский язык:
«Сравните два предложения, которые вы видите на доске. Чем они похожи?»
Математика:
«Составь задачу, похожую на предыдущую с цифрами 8 и 4»
Литературное чтение:
«Чем похожи произведения «Сосулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и еж»?
Окружающий мир:
«Сравни пословицы: Кто добру учится, тот добром и живет. Жизнь дана на добрые дела. Что в них общего?»
владеть рядом общих приёмов решения задач
Таблица 1- Анализ учебников УМК «Перспектива» (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Дорофеев Г.В., Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)
Проанализировав учебники УМК «Перспектива», можно увидеть, что заданий в учебнике довольно много, но большинство из них направлены лишь на умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Очень мало заданий, направленных на работу с таблицами и графиками, на речевое высказывание заданий недостаточно, задания на подведение под понятие представлены в малом количестве, также как и задания на умение владеть рядом общих приемов решения задач.
Приемы смыслового чтения, направленные на формирование познавательных УУД у младших школьниковЦель – подбор заданий с использованием приемов смыслового чтения, направленных на формирование познавательных УУД у младших школьников по разным предметам
В соответствии с целью вытекают задачи:
-отобрать познавательные УУД, которые должны быть сформированы к концу обучения в начальной школе;
-подобрать задания, которые направлены на формирование познавательных УУД;
- обосновать подобранные задания.
При подборе заданий, содержащих в себе приемы смыслового чтения, которые направлены на формирование познавательных УУД у младших школьников, были использованы следующие принципы:
принцип обратной связи – после проведения занятия, учитель обязан побеседовать с обучающимися и изучить из мнение, настроение, степень участия в занятии;
принцип успешности – учитель должен видеть участие каждого ученика, инструментом успешности обучающихся может служить слово учителя, его интонация, мимика;
принцип гуманизации;
принцип индивидуализации;
принцип открытости – учитель должен быть убедительным и использовать в свое арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности;
принцип сотворчества – в нем соединяются два слова: сотрудничество и творчество;
принцип опоры на жизненный опыт ребенка;
принцип субъектности.
СОДЕРЖАНИЕ
Прочитай текст и придумай 2 вопроса к нему. Задай их соседу.
«Не покорять её нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил тысячу деревьев – столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу – дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и без рыбы. Мало тебе зверей в лесу – организуй лесное хозяйство. Но не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню!»
Прочитай текст. Как бы ты поступил на месте мальчика в рассказе «Как папа бросил мяч под автомобиль»?
Прочитай текст. Найди в нем ошибки. Исправь их.
Мы увидели мальчика, который стоял, облокотившись плечом на фонарный столб. Он сказал: "Сегодня соревнований не будет. Они состоятся завтра. Торопитесь скорее записаться".
Мы спросили, кто записывает.
- Да вот тот парень, у которого книжки и веснушки на носу.
Мы с Васей захохотали таким оглушительным хохотом, что долго не могли остановиться.
Ваня записал краткий пересказ текста В.В.Бианки. Что нарушил Ваня? Восстанови последовательность частей в тексте и запиши его. Наступила темная ночь. Налетел ветер. Закачались ветки деревьев. У деда слетела шапка. Голодные волки шапку разорвали в клочья. Мой дед- лесной сторож. Вдруг услышал вой волков. Дед влез на ель и сел на сук. Поздно вечером он шёл домой. Утром волки скрылись. Волки увидели его и остановились. Дед спустился с дерева и пошел в сторожку.
Прочитайте следующие высказывания о природе. Что в них общего? Докажи.
-В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин
-Природа — дом, в котором живет человек. Дмитрий Лихачев
-Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Иван Тургенев
Прочитайте текст. Выпишите его названия, а от названия поставьте стрелочки и укажите, какие ассоциации у вас возникают при чтении данного текста. Сказка «12 месяцев» С.Я.Маршака
Прочитайте небольшой отрывок биографии М.М.Пришвина. Предположите, о чем он писал произведения?
Прочитайте рассказ. Выпишите ключевые слова, которые помогут вам пересказать его.
Прочитайте текст. Какие слова в нем часто повторяются? Сколько раз? Составьте к этому слову синквейн.
Прочитай статью об имени существительном. После, плюсом и минусом ответь, согласен ли ты со следующими утверждениями:
- Имя существительное – это самостоятельная часть речи? - Имена существительные отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? -Имена существительные отвечают на вопросы «Кто? Что?»
-Имена существительные обозначают действие предмета?
- Имена существительные обозначают предмет?
-Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?
-Имена существительные имеют три рода?
-Имена существительные изменяются по родам?
При организации занятий, способствующих формированию познавательных УУД у младших школьников, необходимо использовать активные методы обучения, позволяющие включить обучающихся в активную деятельность, которая поможет достигнуть высоких результатов:
объяснительно-иллюстративные;
проблемного изложения;
частично-поисковые;
исследовательские.
Обоснование способов оценки качества методической разработки и показателей успешности её реализации
Исполнитель эксперимента: Устинова Яна Александровна, студентка 3 курса, специальности «Преподавание в начальных классах»
Педагогической целью исследовательского проекта является формирование познавательных УУД у младших школьников.
Цель эксперимента: доказать, что приемы смыслового чтения являются способом формирования познавательных УУД в начальной школе.
Гипотеза: если использовать приемы смыслового чтения при формировании познавательных УУД, то уровень их сформированности будет намного выше.
Для реализации цели эксперимента был подобран следующий диагностический инструментарий: рабочая тетрадь 1 и 2 варианта «Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий», под редакцией М.Р.Битяновой, С.Г.Яковлевой.
Методы и методики диагностики отобраны в соответствии с целью психолого-педагогического исследования уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников.
Для диагностики уровня сформированности познавательных УУД используется метод тестирования.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
Оценка выполнения заданий А и Б
В заданиях А и Б ребенок должен дать два правильных ответа. За каждый правильный ответ он получает 1 балл. Таким образом, за каждое задание ребенок может набрать от 0 до 2 баллов.
Оценка выполнения задания ВВ задании В ребенок должен выбрать задание 1 или 2 (поставить галочку в соответствующий квадрат), а затем верно выполнить его. Правильный выбор задания оценивается в 1,5 балла, а выполнение – в 0,5 балла, то есть так же, как и в заданиях А и Б, ребенок может набрать от 0 до 2 баллов.
Метод диагностики Методика диагностики (название, автор, возраст испытуемых) Цель диагностики Диагностические показатели Обработка результатов (уровни, шкалы и др.) Форма проведения диагностики (групповая,индивидуальная), время проведения Замер
Тестирование «Учимся учиться и действовать. 1,2 вариант», под ред. М.Р.Битяновой, С.Г.Яковлевой отслеживание развития и формирования УУД у учащихся начальных классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса. 1.Умение использовать данные диаграмм и таблиц для ответа на вопрос.
2.Умение осуществлять логическое действие «классификация
3.Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
4.Умение осуществлять логическое действие «анализ».
5.Умение осуществлять логическое действие «синтез».
6.Умение осуществлять логическое действие «сравнение».
7.Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
8.Умение строить простые умозаключения по аналогии.
9. Умение строить индуктивные умозаключения
10.Умение относить объекты к известным понятиям
Высокий уровень – ученик понимает и справляется с заданием, умеет читать таблицы, анализировать и соотносить высказывания с диаграммой; умеет объединять объекты по 1 признаку, находит их и соотносит, делит объекты на группы; находит связи между явлениями, осуществляет поиск причин и объясняет их;
умеет мысленно делить целостную структуру объекта на составные части и соединяет их в единое целое; умеет сопоставлять свойства предметов в целях выявления их сходства и различий; умеет мысленно объединять предметы и явления по их общим и существенным признакам; умеет сопоставлять предметы, находить общее;
умеет делать общий вывод от единичного к общему;
умеет распознавать объект и умеет давать ему наименование тем или иным понятием.
Средний уровень – допускает 1-2 ошибки при выполнении заданий на умение читать диаграммы и таблицы, не до конца умеет классифицировать предметы по какому-либо признаку, объединять их в группы; имеет сложности при нахождении причин и их объяснений; делит единое целое на части и соединяет эти части в целое с определенными сложностями, допуская ошибки; допускает ошибки при нахождении общего и различий у предметов; частично объединяет предметы и явления по их существенным признакам;
не в полной мере сопоставляет предметы и видит что-то общее; затрудняется делать общие выводы; частично умеет давать название определенным объектам с помощью какого-то понятия.
Низкий уровень - не умеет читать таблицы и извлекать информацию из диаграмм; не распределяет предметы на группы, не видит в них общие признаки; не находит причины возникновения явлений и не дает им объяснения; не осуществляет деление целого на части и не составляет единое целое из этих частей; не выявляет сходства и различия объектов; не умеет мысленно объединять предметы и явления; не находит общее у явлений и объектов; не может сделать общий вывод от единичного к целому; не может дать название объекту тем или иным понятием. Индивидуальная, 3 дня по 2 урока в день 1,2
Таблица 2 - Диагностические методы и методики для определения уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников.
Таким образом, выбранные методы и методики соответствуют предъявляемым требованиям и позволят исследовать формирование познавательных УУД у младших школьников, а также сопоставление двух результатов двух контрольных замеров, с использованием подобранных методик, позволит сделать вывод о действительности выбранных методов коррекции формирования познавательных УУД.Список источников и литературыАнтонова Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования. М.: Академия, 2012.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000
Белоусова С.В. Формирование универсального учебного действия: смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования: автореф. учитель нач. кл. Пермь, 2014.
Березина М.В. Аналитическая справка по результатам мониторинга сформированности УУД у учащихся 2 класса. URL: http://infourok.ru/analiticheskaya_spravka_po_rezultatam_monitoringa_uud_2_klassy-428648.htm (дата обращения: 5.04.16)
Бескорская Е. Суть умения школьников учиться. URL: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/1477-sut-uminnja-shkoljariv-uchitisja.html (дата обращения: 5.04.16)
Битянова М.Р., Яковлева С.Г. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: рабочая тетрадь. Вариант 1, 2. – Самара, 2014.
Борисова С.В. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у младших школьников: автореф. канд.пед.наук, Москва, 2012 год
Быкова Т.Л. Овладение навыками смыслового чтения как метапредметный результат обучения математике//Начальная школа. 2012. №8
Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. URL:http://pidruchniki.com/10810806/psihologiya/vygotskiy_pamyat_razvitie_detskom_vozraste (дата обращения: 5.04.16)
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.
Гальперин П.Я. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: МГУ, 1985. – 231 с Гончарова С.Н. Методы и приемы смыслового чтения: автореф. филолог. Мордовия, 2014.
Двоеглазова Е.А., Ладанова Н.В.Возрастные особенности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников: презент.: Нытва, 2010.Друзина И.В. Приемы работы над смысловым чтением в начальной школе: автореф. препод. Екатеринбург, 2014.Есаулова О.Б. Формирование познавательных УУД: автореф.учитель.нач.кл. Хакасия, 2015 год Заика Е.В.Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии, 1995. -№ Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Начальная школа, 2007, №3
Колганова Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой//Начальная школа.2013.№11
Лазарева Л.И. Формирование универсальных учебных действий.//Начальная школа, 2014, №6Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.Люблинская А.А. Детская психология URL: http://lib.unidubna.ru/search/files/psy_lublinskaya/~psy_lublinskaya.htm (дата обращения: 5.04.16)
Мали Л.Д. Методика обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроке чтения: автореф. канд. пед. наук. Москва, 1985 год
Минько Э.В. Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения. Учебно-методическое пособиеОжегов С.И. Толковый словарь. URL: http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 15.03.16)
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – Москва.:Аркти, 1999.-160сОписание проверочной работы по русскому языку. URL: http://vpr.statgrad.org/media/custom/2015/11/29/vpr_ru4_opisanie.pdf (дата обращения 5.04.16) Осмоловская И.М., Л.Н.Петрова. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов//Начальная школа. 2012. №10
Перспектива: учебно-методический комплекс. URL: http://old.prosv.ru/umk/perspektiva (дата обращения: 5.04.16)
Петрова Л.Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики: автореф. учитель нач.кл. Москва, 2012 год Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. Пронина Т. Основы смыслового чтения и работы с текстом: автореф. учитель начальных классов. Москва, 2014.
Ромашка Блума. URL: http://mezhdu-strok.ru/page/romashka-bluma (дата обращения: 5.04.16)
Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. - М., «Просвещение», 1977Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2 Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: 2005Сонина Л.А. Формирование познавательных УУД, через систему заданий, вопросов, учебных ситуаций на уроках в начальной школе: автореф. учитель нач.кл. Яшкино, 2015 год
Старикова А.В. Познавательные универсальные учебные действия: автореф. педагог-психолог. Москва, 2014 год Сюсюкина И.Е. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в оценочной деятельности: автореф. канд. пед. наук, Магнитогорск, 2010 год
Фатина Л.Ф. Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников: автореф. учитель нач. кл., респ. Мордовия, 2014 год
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение, 2010 Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?- Рига: Эксперимент, 2000
Цукерман Г.А. Совместная деятельность как основа умения учиться. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20036.php (дата обращения: 5.04.16)
Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику В.Ю.Свиридовой.-Москва. 2000.-92сШабанова В.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках изобразительного искусства: автореф. канд.пед.наук, Москва, 2014 годШирокова А.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики: автореф., 2013 год Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа.- 2010 , №5
Приложение