Технологическая карта урока Окружающий мир 1 класс тема: Кто такие насекомые? УМК Школа России


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Урок: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Класс: 1
Тема: «Кто такие насекомые?»
Учитель МБОУ Шунтинская НШ-ДС
Саляхова Нелли Александровна
Предметная область: «Окружающий мир»
УМК «Школа России» (авторы: Плешаков А.А., Окружающий мир, 1 класс)Тип урока: урок - исследование
Тема: Кто такие насекомые?
Цель:
Дать общее представление о насекомых (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием насекомых; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать развитию познавательной активности детей.
Формировать УУД:
- Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на поставленные вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать признаки насекомых. Уметь называть части их тела.
Уметь определять отличия насекомых от иных животных.
Личностные:
Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
(Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в письменной и устной форме.
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; составлять ответы на вопросы.
Оборудование урока: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация "Кто такие насекомые?", карточки - тексты, рабочие листы, круги (светофор).№ п\пЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
I. Мотивирование к учебной деятельности (1 мин.)
Цель: активизация обучающихсяОрганизует проговаривание правила поведения на уроке (Слайд №2). Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.
Солнце на небе проснулось,Нам, ребята, улыбнулось.Глазки тихо закрываем,Руки к небу поднимаем.Лучи солнышка возьмёмИ к сердечку поднесём.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, и следовать им.
Личностные: адекватная мотивация учебной деятельностиII.
III. Актуализация знаний и постановка проблемы
( 7мин )Исследование в малых группах. (10мин)
-Сегодня мы поближе познакомимся с одной из групп животного мира. Для того, чтобы узнать с какой, вам нужно решить кроссворд который записан на доске. (приложение №1)
- Действительно – это насекомые.
-Что вы знаете о насекомых?
-А что бы вы хотели о них узнать?

- фиксирует вопросы детей
на бумажных вопросительных знаках, все вопросы размещаются на доске.
- Вопросов у нас много, все они разные. Но давайте попробуем навести среди них порядок, т.е. объединить вопросы в группы по каким-то общим признакам и помогать вам в этом будут «волшебные» ключи, которые я поместила на доску
Строение тела насекомых


Передвижение
насекомых

Окраска и обитание насекомых

Питание
насекомых

Разнообразие
насекомых


Каждой группе учитель раздает часть вопросов
-Вписывают ответы в кроссворд по цепочке.
- Дети делятся своими знаниями о насекомых.
-Дети формулируют вопросы.
(Кто такие насекомые? Как передвигаются насекомые? Как и чем питаются насекомые? Какого они цвета ? Какие части тела имеют насекомые? И т.д.)- Под руководством учителя объединяют вопросы в группы (вопросы перемещаются учителем на доске к соответствующим ключам)
Дети формулирует цель исследования:
Найти ответы на поставленные вопросы для углубления знаний о насекомых.

Поиск ответов с помощью текста – помощника и инструкционным планам к ним.(Приложение №2)
Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отвечать на поставленные вопросы Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные: (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
IV. Физкультминутка (2 мин.) Ребята, сегодня мы с вами говорим о насекомых и представьте себе, что к нам в класс влетел любопытный, добрый майский жук. Давайте вместе с ним выполним упражнение.(слайд № 3,№4,№5) Выполняют упражнения-сценку «У нас в гостях майский жук» дети водят за ним глазами, делают повороты головы, пытаются его выпустить в открытое окно, издают звуки, машут руками. Личностные:
Формируем мотивацию к обучению ;Коммуникативные: Уметь слышать учителя и понимать заданную роль «Наблюдая за жуком»;
Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний и выполнять заданные упражнения.
V. Обмен информацией полученной в ходе исследования (10 мин) - Ребята, вы хорошо поработали, используя тексты и листы – задания, провели исследования в своих группах, но а теперь каждая группа выступит перед всем классом. Каждая группа располагает материалы на доске под соответствующими вопросами. Ребята по очереди рассказывают всему классу об особенностях насекомых, с которыми они познакомились. Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
VI. Организация информации, обобщение ( 7 мин.) - Мы многое узнали о насекомых: о том, как они выглядят, как передвигаются, чем питаются, где обитают.
Предлагаю разделить найденные признаки на 2 группы:
1.какие признаки присущи насекомым и только им.
2. какие признаки присущи другим животным (заранее подготовленные признаки присущие насекомым и животным подготовлены на слайде в соответствии с ответами обучающихся передвигаются к группе (Слайд №6)- Что же теперь мы можем сказать о насекомых? Какие они? Какую главную мысль мы можем теперь сформулировать?
Найденные признаки классифицируют на две группы: те, которые есть только у насекомых, и те, которые встречаются и у других животных.
Детьми формулируется обобщение урока:
- Насекомые – это маленькие представители животного мира, их общий признак – это три части тела и шесть ног. По количеству видов насекомые – самая богатая группа в животном мире.(Слайд №7)
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. - преобразовывать информацию из одной формы в другую; уметь делать выводы в результате совместной работы; - доносить свою позицию до других; - выполнять различные роли в группе.
VII. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. - На какие из поставленных вопросов мы получили ответы? ( соответствующие вопросительные знаки снимаются с доски, параллельно показываются слайды с изображением насекомых Слайд №8,№9,№10).
Оцените свою работу на уроке . Зеленый круг - доволен своей работой на уроке, желтый – не совсем доволен работой, мог работать лучше, красный – недоволен.(слайд №11) Дети называют вопросы на которые они нашли ответы..
Дети показывают круги соответствующего цвета. Личностные:
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные: Осуществлять взаимоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить.
Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли .
Приложение №1
Кроссворд
2. 3. 1. 4. 5.
Отличительная особенность – 8 лапок.
Выкармливают свое потомство молоком.
Чувствуют себя как дома и на суше, и в воде.
У родителей и деток вся одежда из монеток.
Те, с кем мы познакомимся сегодня поближе.
ОТВЕТЫ: 1-паук, 2-звери, 3-земноводные, 4-рыбы, 5-насекомые.
Приложение №2
Инструкционный план:
Внимательно прочитайте текст- помощник.
Подчеркните интересные факты о насекомых.
Постарайтесь ответить на вопросы.
Прочитайте задание на листе и выполните его.
Подготовьтесь к выступлению.

Текст - помощник
Строение тела насекомых
У всех насекомых тело состоит из трех частей: головы, груди, брюшка.
На голове расположены глаза, усики и хоботок.
На груди находятся крылья и ноги.
У всех взрослых насекомых шесть ног. У большинства насекомых в определенные периоды жизни отрастают крылья.
Лист - задание
Подпишите части тела насекомых.


Инструкционный план:
Внимательно прочитайте текст.
Подчеркните интересные факты о насекомых.
Постарайтесь ответить на вопросы.
Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.
Подготовьтесь к выступлению.
Текст - помощник
Передвижение насекомых
Как передвигаются насекомые?
Многие из них летают. Для этого у насекомых есть крылья. Стрекоза может развивать скорость до 40 километров в час. Некоторые насекомые ходят, прыгают или ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз больше длины его тела.
Лист-задание
Нарисуйте насекомых, которые летают, прыгают, ползают, ходят.


Инструкционный план:
Внимательно прочитайте текст.
Подчеркните интересные факты о насекомых.
Постарайтесь ответить на вопросы.
Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.
Подготовьтесь к выступлению.
Текст - помощник
Окраска и обитание насекомых
Окраска и форма тела многих насекомых зависят от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов.
Одни насекомые благодаря окраске становятся невилимыми.
У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Некоторые выпускают в момент опасности струю едких веществ с резким запахом. Как божья коровка.
Лист- задание
Разукрасьте насекомых и соедините их с местом обитания.
ЛугЛес
Сад Огород

Инструкционный план:
Внимательно прочитайте текст.
Подчеркните интересные факты о насекомых.
Постарайтесь ответить на вопросы.
Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.
Подготовьтесь к выступлению.
Текст - помощник
Питание насекомых
Насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. Другие поедают мельчайшую живность. Некоторые едят и растения, и живность. А некоторые насекомые питаются кровью.
Поэтому ротовые органы у насекомых устроены по-разному. У некоторых из них челюсти выглядят как кусачки. Насекомые ими откусывают кожу и высасывают кровь. А некоторые насекомые хоботками впитывают жидкость, как губка собирает воду.
Лист-задание
Отметьте, кто из нарисованных насекомых чем питается.
Травянистыми растениями
Кровью
Насекомыми

Инструкционный план:
Внимательно прочитайте текст.
Подчеркните интересные факты о насекомых.
Постарайтесь ответить на вопросы.
Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.
Подготовьтесь к выступлению.
Текст – помощник
Разнообразие насекомых
Насекомые – самая богатая по количеству видов группа животных. В ней не менее миллиона видов. Это бабочки, блохи, вши, богомолы, жуки, муравьи, комары, пчелы, стрекоза, тараканы и другие. Многие насекомые – силачи. Стрекозы способны поднять вес в 10 раз больше собственного, пчелы – в 24 раза, муравей способен тащить ношу, которая в 52 раза больше его собственного веса, жук- носорог – в 100 раз.
Лист-задание
Распределите насекомых:
По размеру
По силе