Окружающий мир 1 класс. Конспект урока Кто такие рыбы
Урок окружающего мира в 1-б классе
Тема: Кто такие рыбы?
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: знакомство с общими признаками и разнообразием рыб.
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
- знать, что рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуёй;
- приводить примеры речных и морских рыб;
- описывать природные объекты;
- узнавать рыб на рисунках;
- приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.
Метапредметные результаты:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
- моделировать строение чешуи рыбы с помощью кружочков фольги;
- описывать рыбу по плану;
- осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Оборудование: УМК «Школа России» (учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, атлас-определитель «От земли до неба»4), мультимедийный проектор, электронная презентация; кружочки фольги для моделирования, цветные карандаши, раскраски, цветные фигурки рыбок.Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Мотивирование к учебной деятельности Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Протяните ладони и дотроньтесь до ладоней друг друга, тем самым мы передадим хорошее настроение, тепло своих рук своим одноклассникам. Я рада начать урок. Кто хочет улучшить свои знания? Надеюсь, вы будете активными.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех! Приём «Ладошка к ладошке».
Дети говорят вместе с учителем. Личностные: формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленой познавательной деятельности.
2. Актуализация знаний А сейчас послушайте, пожалуйста, такое стихотворение:
- Мотылек, мотылек,
Сядь поближе на цветок.
- Я не сяду на цветок:
У тебя в руке сачок.
- Мотылек, мотылек, я ловить тебя не стану,
Подойду поближе, гляну,
Посчитаю сколько ног у тебя, мотылек.
- Я и сам могу считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять….
Сосчитаю, сколько ног,
Без тебя, дружок!
Ребята, сколько же ног у мотылька? А почему?
Муравьишка Вопросик принёс нам загадки о своих друзьях. Давайте отгадаем их.
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
3. Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня … (Оса)
4. Летит – гудит,
Сядет – молчит. (Шмель)
5. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
6. Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
7. Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
8. Без работы, хоть убей,
Жить не может … (Муравей).
Можно ли их всех объединить в одну группу? Почему?
Кто же такие насекомые?
Дети слушают.
Дети отвечают.
Дети отгадывают загадки.
Дети высказывают свои предположения, называют признаки насекомых. Познавательные: формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные: формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
3. Целеполагание и самоопределение к деятельности Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в вечных снегах и в знойных пустынях, на суше, в воздухе и воде.
Муравьишка приглашает нас к водоёму. Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?» - подумал Муравьишка. И Мудрая Черепаха предложила ответить на этот вопрос, отгадав загадку. Отгадайте её и вы.
По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звёзд не считают,
Людей не знают.
Кто такие рыбы?
Где могут жить рыбы?
Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Давайте прочитаем тему нашего урока на стр.22.
Мы сегодня узнаем:
- каких животных называют рыбами,
- на какие группы делятся рыбы,
- где живут,
- познакомимся со строением тела рыбы.
Дети высказывают свои предположения.
Дети отгадывают загадку.
Дети высказывают свои предположения, формулируют тему урока. Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование умения планировать предстоящую работу.
Регулятивные:
Формирование способности принимать учебную цель и задачу.
Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленой познавательной деятельности.
Восприятие, осмысление и усвоение новых знаний.
Первичное закрепление новых знаний.
Применение знаний.
Подведение итогов.
Рефлексия. Игра «Кто больше?»
Вспомните, каких рыб вы знаете. Называйте по очереди, только будьте внимательны – не повторяйтесь. А мы посмотрим, какой ряд назовёт больше.
Молодцы! Столько рыб назвали!
А как можно отличить рыб от других животных?
А ещё о рыбах есть такие загадки:
В воде они живут,
Нет клюва, а клюют.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
О каких признаках рыб в них говорится?
Работа с учебником.
Мудрая Черепаха предлагает вам посмотреть рисунок на стр. 23 и познакомиться со строением рыбы на примере краснопёрки. А почему эта рыба так называется?
Давайте ещё раз повторим все части хором.
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! –который помогает рыбам нырять, всплывать. Есть ещё удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.
А чем покрыто тело рыбы?
Тело почти всех рыб покрыто чешуёй. Она растёт всё жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет. Чешуйки лежат определённым образом. Кто понял закономерность расположения чешуек?
Давайте попробуем смоделировать чешую рыбы из наших чешуек!
(Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу).Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
Итак, кто же такие рыбы? (Водные животные, тело которых покрыто чешуёй).
Физкультминутка:
Рыбки плавают, ныряют
В чистой тёпленькой воде,
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
Работа с учебником, с. 22-23
Рассмотрите рисунки на стр. 22-23. Какую новую информацию о рыбах вы узнали?
Почему рыбы называются речными?
Почему рыбы называются морскими?
Положите ладошку на тот рисунок, где изображены речные рыбы.
А теперь туда, где изображены морские рыбы.
А сейчас давайте познакомимся с различными рыбами. Я буду показывать вам фотографии, а вы определяйте, речная эта рыба или морская.
Работа в тетради, с. 24, зад 1.
Узнайте рыб по силуэтам. Возле речных рыб закрась кружочки зелёным цветом, а возле морских – синим.
Взаимопроверка – работа в парах.
А сейчас попробуйте отгадать мои загадки и послушайте сообщения о рыбах, которые подготовили ваши товарищи.
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука)
Сообщение Макарова Кирилла:
Щука – одна из крупных речных рыб. Она хорошо маскируется, благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, и неподвижно ждёт в засаде, пока не появиться добыча. Тогда щука внезапно бросается вперёд и хватает её своими острыми зубами. Длина тела щуки достигает 1 метр 50 сантиметров, а вес – 35 килограммов.
Драчун и забияка
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ёрш)
Сообщение Зубова Андрея:
Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом. Ёрш по образу жизни очень схож с речным окунем. Ёрш хищник, но иногда не прочь набить желудок травой или осокой.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Сообщение Ахмаева Руслана:
Сом – это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Это самые крупные из обитающих в Европе рыб. Длина тела сома достигает 2 метра 50 сантиметров, а вес – 150 килограммов. Днём сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся активными. Считается, что в природе сом может прожить до 80 лет.
На дне один
Лежит плоский блин. (Камбала)
Сообщение Ганиной Маши:
Камбала – морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала меняет окраску под цвет дна. Это помогает защищаться ей от врагов. Прячась, камбала засыпает себя песком, помогая плавниками.
Живу глубоко,
Плыву легко,
Зубастая, большая,
Я рыба – морская. (Акула)
Сообщение Лебедева Валеры:
Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Если зубы выпадают, на их месте вырастают новые. Самая маленькая акула достигает длины 1 метр. Гигантская акула вырастает до 12 метров и весит почти 4 тонны. Ещё больше – 18 метров – китовая акула. Но оба эти гиганта поедают только мелкую рыбу и совершенно безопасны для человека.
О каких рыбах мы ещё не поговорили? (Окунь, карась, треска, сельдь)
Давайте попробуем рассказать о них по плану:
Название рыбы.
Речная или морская рыба.
Размеры рыбы (большая, маленькая, средняя).
Форма тела.
Окраска туловища, плавников.
Физкультминутка:
Учитель называет различных животных, если это рыба – дети приседают, если другое животное – хлопают в ладоши.
А теперь давайте немножко посчитаем!
Повезло опять Егорке!У реки сидит не зря:Пять карасиков в ведеркеИ четыре пескаря.Но смотрите - у ведеркаПоявился хитрый кот…Сколько рыб домой ЕгоркаНа уху нам принесет?
А теперь послушайте такое стихотворение!
УловДовольный с рыбалки идет рыбачок.Хороший попался улов на крючок:Консервная банка, дырявый башмак,Проколотый мячик и старый пиджак.Да-да, без ухи он остался пока,Зато ему скажет "спасибо" река.
Ребята, почему река скажет рыбаку «спасибо»?
А вы знаете, как надо вести себя на реке?
А теперь вернёмся к учебной задаче урока. Каких животных называют рыбами?
Приведите примеры речных и морских рыб.
Все ли учебные задачи мы выполнили?
Ребята, а теперь оцените свои достижения на уроке. У нас на доске нарисован аквариум. А у вас на столе лежат фигурки рыбок.
- Если вы всё усвоили на уроке, у вас всё получилось, то возьмите зелёную рыбку.
- Если были затруднения, но вы сними справились, жёлтую рыбку.
- А если вам чего-то не удалось, что-то не получилось, то красную рыбку. Приклейте своих рыбок в аквариум, пусть там будет весело!
Ребята, многие из вас приготовили весёлые стихи про рыбок. Давайте их послушаем!
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Я вам дарю раскраски с разными рыбками – морскими и речными. Спасибо за урок! Дети называют известных им рыб.
Дети высказывают свои предположения.
Дети отгадывают загадки и определяют признаки рыб.
Дети рассматривают строение рыбы в учебнике.
Дети рассматривают строение рыбы на доске.
Дети слушают рассказ учителя и рассматривают слайды.
Дети в парах моделируют чешую рыбы из картонных кружочков.
Дети формулируют вывод о признаках рыб.
Дети выполняют упражнения.
Дети на иллюстрациях учебника рассматривают речных и морских рыб.
Дети по фотографиям определяют речных и морских рыб.
Дети выполняют задание в рабочей тетради, проверяют друг друга.
Дети отгадывают загадки и слушают сообщения одноклассников о рыбах.
Дети отвечают.
Дети по плану характеризуют рыб.
Дети определяют среди названных животных рыб и выполняют упражнения.
Дети считают названных рыб.
Дети слушают стихотворение.
Дети высказывают свои предположения, называют правила поведения у реки.
Дети называют основные признаки рыб, виды рыб.
Дети оценивают свою работу на уроке: выбирают рыбку нужного цвета и приклеивают её в «аквариум» на доске. Коммуникативные:
Формирование умения слушать друг друга и вступать в диалог.
Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные:
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.
Регулятивные: формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Формирование умения работать в паре, сотрудничать.
Познавательные:
Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.
Познавательные:
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.
Познавательные: формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Регулятивные:
Формирование умения оценивать действия других с целью обнаружения отклонений и отличий.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать друг друга и вступать в диалог.
Регулятивные:
Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умения работать по плану.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать друг друга и вступать в диалог.
Личностные:
Осознавать бережное отношение к живой природе.
Коммуникативные:
Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение и делать выводы.
Регулятивные:
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.
Личностные:
Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.