Статья Создание педагогических условий для развития познавательных способностей младших школьников.
Создание педагогических условий для развития познавательных способностей младших школьников.
МОАУ «СОШ №10»
Учитель: Бухарбаева Расиля ГалиулловнаРабота в школе учителем начальных классов вывела меня на проблему: создание педагогических условий для развития познавательных способностей младших школьников.
Цель системы работы по развитию познавательных способностей младших школьников на основе технологии развивающего обучения – оптимальное общее развитие ученика, его ума, воли, чувств, нравственных качеств школьника, при сохранении его здоровья и как надёжная основа усвоения им знаний, умений и навыков.
Моя система работы по развитию познавательных способностей младших школьников на основе технологии развивающего обучения направлена на:
- рост учебной мотивации через использование приёмов, способных сохранить интерес к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; создание благоприятного фона занятий; использование разнообразных видов деятельности; учет особенностей аудитории.
- углубление уровня понимания учебного материала посредством построения образовательного процесса на основе развивающего обучения с учётом целостности природы ученика ведёт к развитию личностных качеств.
- конструктивное отношение школьников к решению проблем.
-создание здоровьсберегающей среды,которая способствует предотвращению усталости, утомляемости, снятия напряжённости, отрицательных эмоций, давления одного человека на другого.
right1008380 Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Поэтому ставлю перед собой цель – развитие его познавательных способностей, которые помогают развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживают интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Осознав эти проблемы, пробую в своей работе различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, ввод интеграции, использование групповой работы.
Большое значение в развитии познавательной активности я придаю экскурсиям в природу, беседам о природе и бережном к ней отношении не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках.
Коллективные наблюдения учащихся за сезонными изменениями в природе приносят детям радость, дают толчок к самостоятельным наблюдениям и постепенно перерастают в потребность открывать для себя новое. У детей появляется естественная необходимость поделиться своими знаниями, открытиями, чувствами, переживаниями, мыслями.
Ребёнок выражает себя в рисунке, игре и, конечно, в слове.
Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. На уроках организую обмен мнениями при решении различных учебных задач. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения.
Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.
Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.
Я применяю загадки при классификации предметов в определённые группы, работа над многозначностью слов, с прямым и переносным значением слов.
Немаловажную роль играют загадки при запоминании слов из словаря. Дети с удовольствием работают с ними. Загадки могут быть предложены по темам: «Овощи», «Фрукты», «Инструменты», «Животные», «Растения».
Работа над загадками ведётся при объяснении нового и закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках, например, при изучении правил на уроках русского языка:
Безударные гласные.«Без рук, без ног, а подпоясаны». (Сноп – снопы.)«Зубы есть, а рта нет». ( Пил – пила).
Правописание жи-ши, ча – ща, чу – щу.«Хвостом виляет, зубаста, а не лает». (Щука.)« Белые, душистые, в лесу растут, весной рано цветут». (Ландыши.)«Из горячего колодца через нос водица льётся». (Чайник.)
Я стараюсь развить у детей желание много читать. Предлагаю к прочитанному делать рисунки, слушать музыку, сочинять собственные рассказы. Всё это способствует развитию не только речи детей, но и мысли, разума, души, воспитывает культуру чтения, понимание слова.
Составление рассказов по картинке учит детей правильно выражать свои мысли, обогащает их речь, вызывает у детей активность. А это путь к постижению прекрасного, пониманию гармонии. Роль эмоций в процессе познания огромна.
Для оценивания учебных достижений школьников применяю разнообразные тесты. Итоговые контрольные тесты дают мне, как учителю, систематизированный проверочный материал по всем основным темам программы.
Применение их мною имеет ряд преимуществ, так как они обеспечивают:
оперативность проверки выполняемой работы;
тестирование большого количества учащихся;
возможность проверки усвоения теоретического материала;
проверка большого объёма материала маленькими порциями;
объективность оценки результатов выполненной работы.
Кропотливая и настойчивая работа с тестами позволяет выявить пробелы в знаниях с целью дальнейшей ликвидации их, развивать сообразительность и быстроту мышления, сформировать оптимальную практику тестирования; установить уровень знаний, как по отдельному ученику, так и по классу и параллелям класса, диагностировать наиболее «правильные» тесты, а значит своевременно скорректировать учебный процесс.
Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь.
2. Тема самообразования прошедших лет: «Тестирование как средство организации контроля в начальной школе».
Метод тестирование использую на уроках практически по всем предметам, т. к. оно организует непрерывный и быстрый контакт знаний, который выполняет роль обратной связи в системе “учитель-ученик”, обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определённых способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях разовьёт остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика предельной внимательности и собранности. Тесты помогут младшему школьнику не только усвоить учебный материал по предмету, но и воспитать у него самооценку, что окажет положительное влияние на развитие его самостоятельности. При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике её работы.