Календарный план на факультатив по литературному чтению 2 класс
Бекітемін Келісемін Қаралды
Утверждаю: Оқу ісінің меңгерушісі Рассотрено:
Директор: Матвиенко Л.И. Согласовано: на заседании МО
« ____»_____________ зам директора по УР Каулы /Протокол № ________
_________________ «____»_____________ 2016г «_____»______________ 2016 г.
_____________________ ______________________
Факультатив по литературному чтению
«Как хорошо уметь читать»
2 класс
КГУ «Воробьёвская основная школа»
Учитель начальных классов : Лаптова
Надежда Алексеевна
2016-2017уч.г.
Пояснительная записка
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Для современного ребенка чтение – одно из органичных условий восхождения к собственному образу, выбор точки зрения в сегодняшнем культурном ландшафте. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Общая характеристика факультатива.
Факультатив «Как хорошо уметь читать» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Главные цели факультатива:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.
Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Факультатив рассчитан на учащихся 2 класса, содержит 34 часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В результате освоения программы факультатива «Как хорошо уметь читать» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
— различать виды и типы книг;
— составлять отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
— работать с детскими газетами и журналами.
Форма проведения занятий: нетрадиционная и интегрированная, обязательно с применением компьютера.
Виды уроков в нетрадиционной форме:
-урок – игра;
-КВН;
-презентация проекта;
-урок – концерт;
-урок – сказка;
-урок – путешествие;
-урок – конкурс;
-урок – отчёт;
-викторина.
Ожидаемые результаты:
Работая по данной программе факультативного курса, следует стремиться превратить обычного ученика начальных классов общеобразовательной школы в личность, которая:
-не боится высказывать свои смелые идеи;
-легко вступает в обсуждаемую тему разговора;
-свободно выражает свои мысли как устно, так и письменно;
-приводит аргументы к своим суждениям;
-имеет богатый словарный запас;
-мыслит нешаблонно;
-уверен в себе, психологически ориентирован на успешность любой деятельности.
- создание книги своими руками.
-составление проекта на тему «Книга - мир знаний»
№ Тема Форма проведения Кол-во часов сроки
1 Устное народное творчество Урок –игра 1 8.09
2 Мир сказок и загадок Слайдовая презентация 1 15.09
3 Как сделать синквейнСлайдовая презентация 1 22.09
4 Русская народная сказка «Хаврошечка» Слайд-фильм 1 29.09
5 Тест «Там на неведомых дорожках…» Интерактивный тест 1 6.10
6 А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Интерактивная викторина раскраска 1 13.10.
7 К.И. Чуковский «Федорино горе» 1 20.10
8 В. Бианки «Музыкант» Слайдовая презентация 1 27.10
9 Сказки Г.Х. Андерсена Изучение нового материала 1 10.11
10 «Поле чудес» по сказкам Г.Х. Андерсена Урок –игра 1 17.11
11 Братья Гримм «Госпожа метелица» Слайд-фильм 1 24.11
12 К. Ушинский «Проказы старухи зимы» Слайд-фильм 1 8.12
13 «Здравствуй, гостья-зима». Стихи русских поэтов о зиме Конкурс чтецов 1 15. 12
14 Звёздный час «Что за прелесть эти сказки» Игра 1 22.12
15 Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» Изучение нового материала 1 29.12
16 В. Драгунский «Всё тайное становится явным» Слайдовая презентация 1 12.01
17 В. Драгунский «Дениска и его друзья» Изучение нового материала 1 19.01
18 Кроссворд по творчеству В. ДрагунскогоИнтерактивный кроссворд 1 26.01
19 В.М. Гаршин «Лягушка -путешественница» Слайдовая презентация 1 2.02
20 Катаев «Цветик - семицветик» Комбинированный 1 9.02
21 Сказки Ш. Перро Изучение нового материала 1 16.02
22 С. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев Изучение нового материала 1 23.02
23 Н. Носов « Живая шляпа» Комбинированный 1 2.03
24 Мамин-Сибиряк «Серая шейка» Комбинированный 1 9.03
25 Посещение библиотеки. «День новой книги». Экскурсия 1 16.03
26 Изготовление книги Практический 1 6.04
27 Изготовление книги Практический 1 13.04
28 Конкурс чтецов «Моя Родина- Казахстан!» Конкурс чтецов 1 20.04
29 Создание проекта «Книга – мир знаний» Комбинированный 1 27.04
30 Создание проекта «Книга – мир знаний» Комбинированный 1 4.05
31 Создание проекта «Книга – мир знаний» Комбинированный 1 11.05
32 Защита проекта «Книга- мир знаний!» Слайдовая презентация 1 18.05
Литература:
Толковый словарь школьника;
Энциклопедии, художественная литература для детей;
77упражнений для увеличения скорости чтения . О.И. КрупенчукКроссворды
Игры
Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Учебное пособие . Г.Г. МисаренкоКнига для внеклассного чтения
Портреты поэтов и писателей и их биография.
Детская литература для чтения.
Интернет ресурсы:
www.dnevnik.ruhttp://school-collection.edu.ruhttp://clubook.spb.ru/read/http://clubook.spb.ru/files/materials/read.rar)http://clubook.spb.ru/files/materials/buk_metod.rar