Конспект урока по математике на тему Движение вдогонку (4 класс)
Тема: "Движение вдогонку"
Цели урока:
Подвести детей к выводу о зависимости между расстоянием, скоростью и временем движения вдогонку. Отразить эту зависимость в формулах.
Проверить сформированность навыка работы с формулами движения навстречу и в противоположных направлениях.
Развивать вычислительные навыки, речь учащихся, умение обобщать и делать выводы.
1.Организация к уроку.
2.Актуализация знаний.
1). Индивидуальная работа.
3 человека решают задачу на карточках.
Мальчик и девочка едут на велосипедах навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно 480 м. Мальчик движется со скоростью 10 м/с, а девочка - 6м/с. Через какое время они встретятся? Сколько метров проедет каждый из них?
2).Математический диктант.
Разность чисел 86 и 16 увеличить в 8 раз.
Произведение 90 и 5 уменьшить на 370.
От суммы чисел 550 и 350 найти девятую часть.
Разность чисел 640 и 510 умножить на частное чисел 36 и 6.
Третья часть неизвестного числа равна 15. Чему равно число?
(940-310):7=
Пассажир был в пути 2суток и 6 часов. Сколько всего часов он был в пути?
560, 80, 100, 780, 45, 90, 54.
3) Формулы движения.
- Какие формулы здесь лишние? Почему? Уберите их.
- Что объединяет эти формулы?
P=(a+b)·2 V=s:t Vсбл.=V1+V2 V=a·b·c S=V·t
C=a·n Vуд.= V1+V2 t=S:V
-Что такое V сближения? Удаления?
( расстояние, на которое сближаются движущие объекты за единицу времени.Скорость сближения – Vсбл..; расстояние, на которое удаляются движущиеся объекты за единицу времени, Скорость удаления – Vуд.)
3. Постановка учебной задачи.
Прочитайте задачу.
Из пунктов А и В, удалённых друг от друга на 200км, одновременно в одном направлении выехали автобус и велосипедист. Скорость велосипедиста 10 км/ч, а автобус догоняет его со скоростью 60 км/ч. Чему будет равно расстояние через 2ч?
- Как движутся объекты в задаче? (В одном направлении.)
- Догонит ли автобус велосипедиста? (Догонит, т.к. Vавтобуса больше Vвелосипедиста.)
- Как могут называться такие задачи?
- Какую цель мы поставим себе на этот урок? (Составить формулу и научиться решать задачи нового вида.)
- А моя цель?
4. "Открытие нового знания"
- Давайте решим эту задачу. Начертите схему к задаче.
- Какое расстояние было между автобусом и велосипедистом в самом начале? 200км
- Что будет происходить с расстоянием?
- Почему расстояние между объектами будет уменьшаться?( Автобус догоняет, у него скорость больше.)
- На сколько? 60-10=50км/ч - запишите в тетрадь
- Как узнали?
- Как же узнать, каким будет расстояние через 1 ч? (200-50=150км)
Что будет происходить дальше? Потом они сблизятся на 50км, потом ещё и т.д.
- Как же определить расстояние через 2ч? 200 - (60-10)·t
- Через сколько часов они встретятся?
Вывод:
1. Чтобы найти расстояние между объектами в данный момент времени, можно из первоначального расстояния вычесть скорость сближения, умноженную на время в пути.
2. Первоначальное расстояние равно скорости сближения, умноженной на время до встречи.
5. Физкультминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Тихо сели, к работе – приступили.
6. Первичное закрепление.
1. Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря – со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени мальчики встретятся?
- Прочитайте задачу. Кто сможет её прокомментировать?
- Что надо узнать в задаче? Как узнать?
Работа в парах
Проверка.
2. Из пункта А и В одновременно в одном направлении выехали 2 поезда. Скорость первого поезда равна 80 км/ч, а скорость второго поезда, идущего вдогонку первому поезду, равна 110 км/ч. Встреча произошла через 4 ч после выезда поездов. На каком расстоянии друг от друга находятся пункты А и В?
- Прочитайте задачу про себя.
- Обратите внимание ЧТО надо узнать!
Самостоятельная работа.
Проверка по эталону на доске. ( у доски работает один ученик)
3. Блиц – турнир.
– Найдите карточки с «Блиц-турниром» (5 минут на решение задач)
Проверка:
120 : 2
80 8
(9 + 7) 2
65 + (110 + 80) 3
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какую цель ставили на урок?
- Научились мы решать такие задачи или надо ещё поработать?
8. Домашнее задание.
15