Презентация ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


Адаптация (лат. adapto  – приспособляю)  – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям.  Показатели успешной адаптации первоклассника:положительное отношение к школе;умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его;адекватное восприятие школьных требований;лёгкое усвоение учебного материала;проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных ииных поручений;благоприятное статусное положение в классе и др. Социально-психологическая адаптация может занимать различные промежутки времени: Факторы адаптацииоптимальный возраст начала обучения каждого ребёнка;санитарно-гигиенические и материально-технические условия обучения;режим работы в классе и группе продлённого дня;величина учебной нагрузки;учёт индивидуальных особенностей и др. Неблагоприятные факторы адаптациинеправильные методы воспитания в семье;низкий уровень образования матери, отца;неудовлетворённость в общении со взрослыми;неадекватное осознавание своего положения в группе сверстников;функциональная неготовность к обучению в школе и др. Составляющие социально-психологической готовности к школе:мотивационная;умственная (познавательная)волевая;коммуникативная. В процессе посещения «Школы будущего первоклассника» дети:учатся понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки;улучшают способность к обобщению, классификации и образованию понятий;развивают образное мышление и вербальную механическую память;работают над способностью произвольной регуляции деятельности соответственно заданным нормам. Признаки дезадаптации:усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;нежелание выполнять домашние задания;негативные характеристики в адрес школы, учителя, одноклассников;жалобы на те или иные события, связанные со школой;беспокойный сон;трудности утреннего пробуждения, вялость;постоянные жалобы на плохое самочувствие. Формы проявления школьной дезадаптации Несформированность навыков учебной деятельностиПричины:педагогическая запущенность;недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка;отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей. Несформированность навыков учебной деятельности Первичный запрос: « Плохая успеваемость по всем предметам » Несформированность навыков учебной деятельности Коррекционные мероприятия: Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям. Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельностиПричины:неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений);потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм);доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми). Первичный запрос: « Неорганизованность, невнимательность, ведόмость, зависимость от взрослых »Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности Коррекционные мероприятия: Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность)Причины:неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей;минимальная мозговая дисфункция;общая соматическая ослабленность;задержка развития;слабый тип нервной системы. Первичный запрос: « Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.»Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность) Коррекционные мероприятия: Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика.Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность) Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”Причины:ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем). Первичный запрос: « Страхи, тревожность»Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы” Коррекционные мероприятия: Подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы” Причины:стремление родителей "инфантилизировать" ребенка;психологическая неготовность к школе;разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома.Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности Первичный запрос: « Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированност, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте »Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности Коррекционные мероприятия:Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение. Рекомендации для учителей Рекомендации:1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.:обеспечить своевременную смену видов деятельности;не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью. Рекомендации:2. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.3. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.4. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку. Рекомендации:5. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.6. Использовать активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.7. Использовать игровые приемы, специальные развивающие игры. Рекомендации:8. Помогать детям организовать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок.9. Просить повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.10. Поощрять детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относиться к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз. Рекомендации:11. Организовать личное общение с каждым учеником своего класса; стараться быть в курсе их радостей и переживаний.12. Постоянно подвергать анализу свою деятельность, вести поиски новых эффективных методов, приемов обучения, использовать метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения. Спасибо за внимание!