«Проблемы социальной адаптации детей – сирот с недостатками в развитии»
Статья в журнал «Воспитание школьника»
«Проблемы социальной адаптации детей – сирот
с недостатками в развитии»
В настоящее время в нашем обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией детей- сирот вообще и детей сирот с недостатками развития. В условиях плановой системы развития хозяйства большинство выпускников – сирот по окончании интерната устраивались в жизни по отлаженной и четко действующей схеме: ПТУ – трудоустройство на базовом предприятии с получением места в общежитии. Хотя и тогда часть детей из – за особенностей психофизического развития и последствий социальной запущенности не могли адаптироваться в обществе и пополняли ряды асоциальных элементов. Но данная ситуация в условиях рыночной экономики и устойчивой безработицы из вызывающей тревогу переросла в социальную драму, особенно для подростков с аномалиями, которые остаются после выпуска без жилья, работы, средств к существованию. 11 июля 2002 г. Президент РК Н.Назарбаев издал «Закон РК о социальной медико – педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». Одной из целей которого является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. /Ст.3/.
В третьей главе «Деятельность по оказанию социальной и медико – педагогической коррекционной поддержки детям с ограниченными возможностями, говорится о профессиональном образовании./с.9/.,что государство содействует профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями./с.11/.
Дети с ограниченными возможностями имеют право на трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством РК.с.15/.
Дети с ограниченными возможностями из числа сирот, после окончания пребывания в специальных организациях образования и достижении совершеннолетия обеспечиваются жильем местными исполнительными органами в установленном законодательством порядке. Несмотря на то, что закон издан, практические пути решения этих вопросов еще не отработаны.
Л.С.Выготский писал, что при всех своих достоинствах наша специальная школа отличается основным недостатком – она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно – отсталого ребенка – в узкий замкнутый мир, в котором все приспособлено на его недостаток и не выводит его в настоящую жизнь.
Приученные в условиях интернатного учреждения иждивенчеству и опеке, дети не осознают того, что им предстоит самостоятельно устраивать свою жизнь: уровень социальной зависимости от государства значительно повышен.
А в самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности – ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Обнаружены ряд противоречия между жизненными реалиями с социальными качествами сироты – выпускника: неадекватно завышенная самооценка воспитанников и ограниченные реальные жизненные перспективы; стереотипы поведения – и быстро меняющиеся экономические условия; высокая социальная зависимость выпускников – сирот и нестабильность государственных гарантий их жизнеобеспечения, неготовность общества прийти к ним на помощь; уровень трудовой подготовки выпускников – сирот и требования, предъявляемые к ним на рынке труда.
В основе процесса социализации лежит принцип общей и специальной психологии «внутреннее через внешнее», согласно которому внутреннее развитие детерминировано внешней средой. Такой внешней средой является образовательная среда школы.
На это указывали в своё время М. Мантесори, Л.С. Выготский и другие педагоги – психологи.
Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного, несемейного, общения, искусства, средств массовой информации и др.). Речь идёт о ребенке – сироте с нарушением интеллекта, воспитывающемся в специальном образовательном учреждении, то именно здесь должны быть созданы условия, максимально содействующие расширению и углублению его социализации в трёх основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Нужно создать в коррекционном учреждении образовательной среды, условия обеспечивающие активное усвоение ребёнком – сиротой с нарушением интеллекта социального опыта, норм и образцов поведения в социуме. Педагог, создавая среду, в которой живёт и действует
ребёнок, направляет и руководит его личной деятельностью с целью её дальнейшего развития.
Особую актуальность это приобретает по отношению к учащимся с нарушением интеллекта.
Как свидетельствует практика проблема социальной адаптации детей сирот с недостатками в развитии все растет.
Условия рыночной экономики требуют социально – адаптированную личность, которой не соответствует выпускник – сирота с недостатками в развитии.
В связи с этим нужно искать пути разрешения этой проблемы, обозначить пути, содействующие повышению способности к социальной адаптации детей сирот с недостатками развития.
Л.С. Выготский сформулировал общий знак формирования психических функций человека следующим образом, что всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва в социальном, потом психологическом, сперва между людьми, затем внутри ребёнка.
Согласно Л.С. Выготскому, педагог может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим вместе со взрослым.
Л.С. Выготский также пишет, что из – за того или иного дефекта у ребёнка возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества и взаимодействия этого ребёнка с окружающими людьми. Выпадения из коллектива или затруднение социального развития, обусловливают недоразвитие высших психических функций, которые возникают в связи с развитием коллективной деятельности
· ребёнка.
Основными особенностями процесса социализации детей сирот с недостатками в развитии является: социальный статус ребёнка – «ничей»;
наличие отклонений здоровья в том числе и психического; дефицит индивидуального общение со взрослыми; ограниченная сфера трудовой деятельности; отсутствие (ограничение) социальной активности; наличие ограничений в условии социального опыта; наличие опыта не соответствует их опыту; принудительный характер общения со сверстниками; жесткая регламентация жизни детей, ограничение выбора, подавление инициативности, не возможность проявить саморегуляцию и самоконтроль; скудный выбор образцов для подражания и социального поведения; ограниченность контакта детей, оторванность от реальной жизни формирует иждивенчество и боязнь внешнего мира. В результате у детей формируется не понимание материальной стороны и вопросов собственности, отсутствие избирательности в общении, инфантилизм, неспособность к сознательному выбору, перегруженность к отрицательному, негативному. Все усложняется в условиях города, так как формирует ощущение потерянности, ненужности.
У детей сирот представление о той или иной социальной роли часто бывают искажены, а значит и усвоение той или иной роли ребенком оставшимся без попечения родителей, оказывается затруднено и требует индивидуального педагогического воздействия. При этом нельзя не учитывать, что у детей живущих у интернатных учреждениях наблюдается не просто отставание в развитии или недоразвитие личностных новообразований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, особенно в его социально – эмоциональной сфере, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в этих учреждениях. Это, по – видимому, происходит не только вследствие нарушения связи с матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в интернатных учреждениях зачастую не требует от личности ребенка, той ее функции, которая она выполняет или должна выполнить в жизни семьи.
Нужно искать новые пути решения проблемы подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Важное значение имеет формирование у детей – сирот с нарушением интеллекта адекватной самооценки и осознания перспектив будущей жизни. Социализация, то есть процесс вхождения ребенка в социальную среду, включает в себя усвоение языка, норм поведения, нравственных ценностей, всего того, что составляет культуру общества.
Процесс вхождения ребенка в социальную среду под руководством взрослого человека называется воспитанием. Воспитание представляет собой комплекс воздействий, обеспечивающих социализацию индивида.
Основной задачей взрослого является передача ребенку тех моральных ценностей и норм поведения, которые соответствуют требованием общества.
Если же ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам поведения и требованием воспитателя, то процесс социализации нарушается, а поведение ребенка становится социально дезадаптированным.
Изучив и проанализировав в литературе проблему социальной адаптации детей сирот с недостатками в развитии, обозначив причины социальной дезадаптации, рассмотрев типологию социально – дезадаптированного поведения и крайние формы социальной дезадаптации, мы пришли к тому, что следует вовремя выявлять дезадаптированных детей.
Необходима диагностика с целью выявления причин социальной дезадаптации, для того, чтобы намечать пути коррекционной и профилактической работы с такими детьми.
Нами были проведены диагностические исследования с учащимися 8 классов Песчанской вспомогательной школы – интернат для детей – сирот. Исходя из результатов диагностики, следует отметить о необходимости коррекционной и профилактической работы. Было проведено несколько видов коррекционной работы: групповая работа, направленная на адаптацию к новым социальным условиям, включающая в себя игры, задания, упражнения; деловая игра, как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении; приемы по формированию адекватной самооценки; рекомендации, по нейтрализации новообразований личности, препятствующих социальной адаптации. Судить о результатах коррекционной работы можно только по косвенным данным – на основе наблюдений, рассказов учащихся. Однако даже такая приблизительная оценка позволяет заключить, что результаты есть: позитивные сдвиги в общении, активизирующий эффект профориентационных игр. О результатах, проведения приемов по формированию адекватной самооценки говорить трудно, так как формирование у ученика адекватного отношения к себе, к своим успехам и неудачам необходимо длительное время.
Но проблема социальной адаптации детей – сирот с недостатками развития не исчерпано, так как помимо коррекционной работы, направленной на повышение способности к социальной адаптации нужно вносить изменения в образовательный процесс в школах интернатах.
Для того чтобы повысить способность адаптироваться к новым социальным условиям нужно стараться включать детей сирот с недостатком в развитии в совместную продуктивную деятельность. Расширять круг общения за счет вхождения во внешнюю социальную среду; формировать адекватную самооценку, проводить тренинги, игры, упражнения повышающие способность к социальной адаптации, примеры которых были предложены, это обеспечит формирование социально адаптированной личности, адекватно ориентирующейся в выборе и получении профессии, умеющей вести себя соответственно жизненным реалиям. Нужно создавать областные, районные реабилитационные центры, в которых дети – сироты с недостатками в развитии могли бы найти поддержку, защиту своих прав, после выпуска из специальных школ и профтехучилищ.