Статья на тему Роль СПО в формировании будущего специалиста


Сидерякова Надежда Васильевна,
преподаватель специальных дисциплин
ГАПОУ Межрегиональный центр компетенций - Чебоксарский электромеханический колледж Минобразования Чувашии г.Чебоксары
Роль СПО в формировании будущего специалиста
Современное российское образование играет огромную роль в становлении будущего специалиста. Школьное образование дает основные ключевые знания, которые пригодятся абитуриентам при поступлении в техникумы, колледжи, институты и т.д. Перед девятиклассниками стоит серьезный выбор: продолжить обучение в школе или идти получать среднее профессиональное образование. Выбрав путь СПО, студент уже с первых дней учебы должен понять всю важность принятого им решения. Перед будущим специалистом раскрыты все двери и открыты просторы для формирования высококлассного и конкурентоспособного человека, стремящегося постоянно повышать свой профессионализм и покорять новые вершины.
При выборе профессионального учреждения необходимо уделять внимание профессиям, которые востребованы на рынке труда. Нередко бывают ситуации, когда студент, получив диплом специалиста, оказывается невостребованным и некоторое время ему приходится зарабатывать себе на жизнь, работая не по своей специальности «по нужде».
Что же делать, чтобы студент, окончив учреждение, мог спокойно устроиться по своей профессии или специальности и заниматься карьерным и личностным ростом?
Во-первых, большая роль в выборе будущей профессии отводится семье. Родители, как основные советчики и непосредственные представители студента до достижения им совершеннолетнего возраста несут полную ответственность перед государственными органами за его действия и решения. И поэтому, родители не должны упускать воспитательный процесс даже когда ребенок находится далеко от них. Еще до окончания школы родители должны интересоваться увлечениями ребенка и склонностями к определенной форме работы. Нельзя навязывать ребенку ту профессию или специальность, которую желали освоить родители в юности, но не получили желаемого. Необходимо уделять внимание посещению рынков профессий, интересоваться в различных источниках рейтингом популярных специальностей, проводить время при просмотре художественных или документальных фильмах про работу и т.д.
Во-вторых, немаловажная роль в выборе будущей профессии отводится самой школе, а особенно воспитательной работе классного руководителя. Именно классный руководитель сопровождает школьника до самого окончания школы. Он как второй родитель должен узнавать интересы и склонности каждого ребенка. Это конечно очень сложный процесс изучение отдельного индивида, но благодаря ответственной работе классного руководителя могут быть определены пути дальнейшего формирования важных качеств человека. Еще на ранней стадии можно определить склонности ребенка к определенной форме деятельности (творчество, техника, общение с людьми, животными и т.д.).
Также классный руководитель должен проводить и вовлекать детей в беседы и мероприятия, связанные с выбором профессии. Это могут быть походы на предприятия, экскурсии в ближайшие образовательные учреждения на дни открытых дверей, беседа с представителями различных профессий и т.д. В мире около 40000 профессий, а подростки могут с трудом назвать два или три десятка профессий.
В - третьих, даже если бывший школьник решился и пошел учиться в СПО, это еще не факт того, что он закончит его удачно или пойдет работать по своей специальности. На пути к освоению профессии или специальности есть определенные трудности, и некоторые из них даже не связаны с овладением знаний и умений. Много проблем возникает у студентов первых курсов уже на первом месяце обучения. Это обычно проблемы в установлении контакта с одногруппниками или же с отдельными преподавателями. Бывший школьник, привыкший к определенному режиму теряется во времени (путает расписание занятий, перемен), становится зажатым, потому что его окружает много незнакомых людей, новая обстановка мешает сосредоточиться в получении знаний, например студента могут отвлекать стенды, портреты, оборудование, находящееся в кабинете или лаборатории, или же ему еще сложно привыкнуть к личности нового преподавателя. В помощь первокурснику приходит куратор группы. Он с первых учебных дней должен взять «под крыло» своих подопечных и познакомить студентов с правилами внутреннего распорядка, правилами сдачи зачетов, экзаменов, рассказать об аспектах обучения в данном учебном учреждении и т.д.
Возникают ситуации, когда студенту сложно привыкнуть к новому коллективу или ему трудно дается освоение определенных дисциплин. В этом случае студент теряет интерес и желание продолжить обучение, начинает пропускать занятия, нарушает дисциплину или желает отчислиться из учреждения. Такие ситуации нередки во многих учреждениях. В данном случае студенту необходимо оказать психологическую помощь. Во многих образовательных учреждениях работают хорошие психологи, которые своевременно могут оказать помощь студенту. В своей работе психологи применяют различные методы и приемы, помогающие молодому человеку решить проблемы: психодиагностика, психопрофилактика и коррекция, консультирование, психологическое просвещение и т.д.
В-четвертых, чтобы студент был заинтересован в своем дальнейшем профессиональном росте, необходимо вовлекать его в мероприятия различного масштаба: районные, республиканские, всероссийские или международные. Вовлекать нужно именно в те конкурсы, которые связаны с его будущей профессией. Студенчество – это пора не только учебы, но еще и освоение новых творческих вершин. Чтобы студенческие годы были запоминающимися необходимо проводить больше воспитательных мероприятий: организация профессиональных праздников, полигонов по определенной специальности, встреча с руководителями высших образовательных учреждений и т.д. Данные мероприятия необходимо не только для того, чтобы скрасить скучные будни студентов, но для того чтобы они осознавали свою значимость в этом мире, учились общаться, выступать на большую публику, демонстрировать свои хорошие качества.
Таким образом, можно сказать, что роль СПО в формировании будущего специалиста очень велик. Каждый студент – это великая личность, которая проявится при правильной постановке педагогического процесса. Каждый студент уникален, неповторим. Необходимо уважать мнение и чувства каждого студента, считаться с его правами. Кропотливая и трудная воспитательная работа куратора в колледже все равно когда-нибудь принесет свои плоды, может через год, а может через десятилетия.