Проект Школа молодого специалиста


Проект «Школа молодого специалиста»
Система работы с «молодыми специалистами» регламентируется следующими документами:
– Положением о школе молодого специалиста
– Планом работы школы молодого специалиста;
Цель работы с молодыми специалистами: создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.
1. Задачи:
Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании
Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
2. Этапы:
– 1 этап – диагностический
– 2 этап – самостоятельный творческий поиск
– 3 этап – оценочно-рефлексивный
Эффективность деятельности Школы молодого специалиста обусловлена тщательной подготовкой:
I этап (1 год работы)
Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»
№ Тема Краткий обзор рассматриваемых
вопросов Дата
Знакомство с учителем. Презентация проекта «Школы молодого специалиста». Организационные мероприятия:
собеседование с молодым специалистом;
знакомство с традициями школы;
выбор и назначение наставников.
Диагностика умений и навыков молодого учителя.
Заполнение информационной карточки.
Общая характеристика основных проблем начинающего педагога.
Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами. август
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы НОТ.
Знакомство с УМК, предметными программами.
Коррекция календарных и поурочных планов молодых специалистов. сентябрь
Посвящение в учителя Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя октябрь
Современный урок. Требования к организации. Методические требования к уроку.
Семинар-практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания».
Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче.
Соответствие методов обучения формам организации уроков.
Примерная схема тематического плана урока.
Неделя открытых уроков.
Санитарно-гигиенические требования к обучению школьников.
Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока» ноябрь
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.
Нормы оценивания учебной деятельности.
Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.
Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований
Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.
Практикум «Организация дифференцированного подхода к учащимся» Декабрь
Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке. Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций
Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения.
Изучение методических разработок: «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся»; «Анализ внеклассного мероприятия», «Методика проведения родительского собрания», «Тематика родительских собраний»
Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций» февраль
Самообразование учителя – лучшее обучение. Выбор методической темы. Планирование работы над методической темой на год: схема плана работы над методической темой (программа саморазвития)
Микроисследование организации работы с начинающими педагогами в школе и уровни компетенции молодого специалиста апрель
Бенефис молодого учителя. Творческий отчёт молодых педагогов.
Творческий отчет учителя-наставника.
Круглый стол «Педагогическая культура учителя – основа гуманизации учебно-воспитательного процесса»
май
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.
Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. В течение года
II этап (2 год работы)
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
№ Тема Краткий обзор рассматриваемых вопросов Дата
Реализация проекта «Школы молодого специалиста» Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами Август
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. Сентябрь
Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся. Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса).
Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы.
Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося.
Классный час как урок взаимопонимания.
Октябрь
Современные образовательные технологии Семинар «Инновационные образовательные технологии, их использование в учебном процессе».
Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии»
Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата»
Ноябрь –Декабрь
Основы целеполагания урока. Самоанализ урока. Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.
Самоанализ по качеству цели и задач урока.
Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока. Памятка для проведения самоанализа урока.
Посещения уроков молодых учителей администрацией и учителями-наставниками с целью оказания методической помощи. Январь – Февраль
Анализ урока.
Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока
Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации Март
Методическая выставка достижений молодого учителя. Динамика роста профессионализма молодого учителя:
открытые уроки;
выступления-презентации на педсовете по теме самообразования;
методическая выставка (систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности);
конкурс профессионального мастерства «Открытие»;
представление молодого учителя наставником.
Круглый стол «Компетенции и компетентность»
Апрель–Май
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.
Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. В течение года
III этап (3 год работы)
Тема «Выбор индивидуальной линии»
№ Тема Краткий обзор рассматриваемых вопросов Дата
Реализация проекта «Школы молодого специалиста» Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами Август
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. Сентябрь
Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников. Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.
Портфолио аттестуемого Октябрь – ноябрь
Нестандартные формы урока.
Использование информационных технологий. Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков.
Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта. Декабрь
Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми. Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.
Система работы с одаренными детьми.
Определение «одарённые дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов. Февраль – март
Предпрофильное обучение. Профориентация. Программа предпрофильного обучения.
Модель выпускника школы. Социальный заказ общества.
Организация работы учителя по достижению уровня умений и навыков, заложенных в модели выпускника школы. Апрель
Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития.
Подведение итогов работы «Школы молодого специалиста»:
Портфолио молодого учителя. Тесты-матрицы «Влияние стимулов на деятельность учителя», «Портрет учителя глазами коллег и учащихся», «Модель значимых качеств учителя», «Формальные критерии успешности учителя».
Анализ карьерных перспектив молодого учителя.
Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности»
Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других».
Май
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.
Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.
В течение года
3. Планируемые результаты:
Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста.
Совершенствование системы научно-методической работы учреждения образования.
Повышение качества образования.
Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
4. Индикативные показатели:
Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.
Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Умение проектировать воспитательную систему
Умение индивидуально работать с детьми.
Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
Становление молодого учителя как учителя-профессионала.
Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
5. Организация работы:
Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.