Программа арт-терапевтических занятий, направленных на коррекцию отклоняющегося поведения подростков в условиях санаторного отдыха

Программа арт-терапевтических занятий
направленных на коррекцию отклоняющегося поведения

Актуальность программы заключается в создании условий для всех отдыхающих подростков положительного эмоционального климата и возможности самореализоваться в творческой, социально-активной деятельности.
Цель программы - снижение склонности к отклоняющемуся поведению.
Основная идея данной программы заключается в том, чтобы предоставить подросткам и молодежи возможность реализовать себя в различных видах деятельности – предложить альтернативу вовлечения их в негативные явления.
Задачи программы:
использовать доступные средства арт-терапии для снятия внутренних комплексов, противоречий трудных подростков (агрессивность, застенчивость, неуверенность, заниженная самооценка)
научить способам саморегуляции;
формировать ценности здорового образа жизни;
способствовать максимальному развитию творческого, интеллектуального, духовного и нравственного потенциала каждого ребенка, через создание ситуации успеха;
формировать коммуникативные умения и навыки, способствующие личностному развитию и росту ребенка;
способствовать укреплению физического и психического здоровья детей;
создавать благоприятный психологический климат как одно из условий самореализации, самоактуализации личности каждого современного ребенка;
организовать разнообразную совместную творческую деятельность, направленную на стабилизацию межличностных и коллективных отношений;
вовлекать детей в игровую деятельность, активизировать фантазию и воображение для реализации собственных желаний, способствовать лучшему пониманию себя и своих возможностей.
Данная авторская программа, реализованная в санатории базируется на следующих принципах личностно-ориентированной парадигмы образования:
1. Принцип сочетания общечеловеческих национальных и личностных ценностей в организации жизнедеятельности.
2. Принцип самореализации подростков на основе самопознания и самоопределения.
3. Принцип стимулирования самотворчества подростков на основе включения их в реальные социально-значимые отношения.
4. Принцип соуправления – взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.
5. Принцип взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи между всеми участниками смены.
6. Принцип эмоциональной привлекательности процесса жизнедеятельности, основанного на учете интересов и потребностей детей.
Количество участников
Программа составлена с учетом традиционных устоев лагерной смены, в соответствии с которыми в структуре сезона традиционно выделены 3 периода. Проводимые мероприятия отвечают задачам каждого из периодов смены и способствуют успешной адаптации детей к условиям и режиму санатория и формированию временного детского коллектива. Благодаря этому трудные подростки вовлекаются в активную, дружественную, внутрилагерную жизнедеятельность, что и способствует коррекции их поведения.
1). Организационный период:
Цель: знакомство ребят между собой, введение в тематику смены.
Задачи:
Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для формирования временного детского коллектива.
Знакомство детей внутри и между отрядами.
Знакомство детей с территорией санатория, его законами, правилами, традициями.
Выявление интересов и способностей детей, лидеров, творческого потенциала каждого ребенка
Формирование интереса к тематике смены, мотивации на плодотворную творческую работу, при этом происходит перенос акцента на внутриотрядную работу, в которой учитываются возрастные особенности детей.
Мероприятия, проводимые внутри отряда:
Игры на знакомство, закрепление знакомства, выявление лидера, сплочение коллектива, взаимодействие внутри отряда;
Оформление отрядных уголков, вовлечение ребят в творческую, активную деятельность, обучение навыкам взаимодействия в микрогруппах;
Огоньки знакомств;
Проведение упражнений с элементами арт-терапии, знакомство ребят с данным направлением деятельности. ;
Первичная диагностика;
В завершении организационного периода проводился концерт открытия смены, на который весь отряд готовил творческие номера. Обязательным условием такого номера является участие всего отряда. Что способствует сплочению коллектива, установлению и закреплению межличностных взаимоотношений, а также проявлению и развитию творческой активности ребят.
2). Основной период:
Цель: создание благоприятных условий для формирования временного детского коллектива
Задачи:
Создать условия для выявления и развития творческих способностей и возможностей, спортивных и интеллектуальных качеств каждого ребенка, его духовного и нравственного потенциала.
Вовлечь ребят в спортивную и творческую деятельность, соответствующую их интересам.
Ознакомить ребят с полезной и новой информацией в соответствии с их интересами и потребностями;
Организовать разнообразную совместную творческую деятельность, направленную на стабилизацию межличностных и коллективных отношений через вовлечение ребят в игровую, творческую, социально-активную деятельность.
Проводимые мероприятия, как внутриотрядные, так и общелагерные:
Игры и упражнения на взаимодействие и сплочение отряда;
Игры на преодоление тактильного барьера;
Игры на взаимодействие между полами;
День здорового образа жизни;
День Великой Победы;
В течение всей смены проходят различные тематические мероприятия, где дети могут проявить себя как режиссеры, актеры, модельеры, как те герои, которые им близки по духу. Все это предполагает большую долю ответственности, фантазии, сообразительности и скоординированности. И, конечно же, каждый раз они узнают, что-то новое, так как познания происходят в активной форме, то процесс освоения происходит более успешно.
3). Заключительный период:
Цель: подведение итогов смены, закрепление положительного отношения к проведенной работе, подготовка детей к возвращению домой.
Задачи:
1. Просмотр и показ индивидуальных и коллективных достижений, где будут вручаться грамоты, благодарственнее письма
2. Индивидуальная помощь ребенку в преодолении кризиса расставания
3. Сравнительный анализ изменений, произошедший с участниками смены
4. закрепление того положительного, что было приобретено и развито за смену;
5. Оценка знаний, приобретенных участниками во время смены
Проводимые мероприятия:
Игры на доверие;
Игры на последействие;
Линейка закрытия смены;
Последние огоньки.

15