Конспект НОД Путешествие по городам Татарстана



Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Путешествие по городам Татарстана»

Составила
Воспитатель 1-ой категории
МБДОУ № 17
Морозова Ирина
Константиновна



Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце,
дождь и гром,
Лес и речной прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли.

О. Орлова


Образовательная область: Познание
Интеграция образовательных областей: Коммуникация; Музыка; Социализация;
Возраст детей: 6-7лет
Формы непосредственной образовательной деятельности:
беседа, сюжетно-ролевая игра, дидактические игры, проблемные ситуации, моделирование

Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с городами Татарстана и их деятельностью и достопримечательностями.
Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве при выполнении заданий; стимулировать интерес к познавательной деятельности; уточнить понятия «президент», «герб», «гимн», «флаг»,
Развивающая:
Развивать интеллектуальные функции, мышление, память; закреплять знания о городах Татарстана, их деятельности и достопримечательностях;
эмоционально-ценностное отношение к родному дому, улице, городу;
формировать у родителей воспитанников желание прививать любовь к родному краю,
Воспитательная:
Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою Родину, воспитывать чувство патриотизма.

Словарь новых слов: государство, древко, полотнище, промышленный центр, особая экономическая зона, многонациональный ; проговаривание ответов развернутыми предложениями
Предварительная работа: беседа о родном городе, о городах Татарстана, целевая прогулка, рассматривание иллюстраций, альбомов о городе и городах Татарстана, художественное творчество (аппликация, рисование), организация фотопанорамы, изготовление буклетов и коллажей с привлечением родителей, игровая деятельность.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: компьютер, экран, баннер «Туристическое агентство» макет детского сада (2шт. ), презентация «Путешествие по Татарстану»,
Раздаточный: бейджики с надписями «директор», «менеджер», «кассир», «курьер», путевки, билеты, мяч, тюбетейка, фишки, обручи разного цвета и размера, «Книга отзывов»;
Ход непосредственной образовательной деятельности
Вводная часть:
Здравствуйте, дорогие гости!
Здравствуйте, дети! Как вы думаете, кто такие путешественники? Почему люди путешествуют? ( Где-то бывать, узнавать что-то новое, интересное, знакомиться с новыми людьми) Дети, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
Давайте все вместе отправимся в путешествие.
Как лучше организовать наше путешествие? (ответы детей)
Чтобы более серьезно определиться с выбором направления маршрута лучше всего обратиться в туристическое агентство.
Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство»
Вед. Что такое – Туристическое агентство? (Здесь нам помогут купить путевки, билеты, помочь советами, сделать наше путешествие удобным. Ведь отдых должен быть приятным, познавательным и, главное, безопасным.)
Кто из детей хотел бы поработать в туристическом агентстве? Ребята, ну давайте смелее!
Распределяются роли по желанию. Вспоминают обязанности каждого служащего, надеваются бейджики с надписями «директор» (руководит работой турагентства), «менеджер» (работа с клиентами, помощь в выборе маршрутов, заказ мест в гостинице и заказ и доставка билетов ), «кассир» (продает билеты), «курьер» (доставляет билеты, привозит и увозит документы)
- Итак, наше Туристическое агентство «Узнай мир» открывается
ДЕТИ - Здравствуйте! Это Туристическое Агентство. Мы хотим отправиться в путешествие. Вы можете нам помочь?
Вед. В роли директора - Наше туристическое агентство предлагает путешествия в разные страны и города мира! Куда бы вы хотели отправиться?
Дети: А что вы можете предложить нам?
Вед. Сегодня мы предлагаем тур по нашей родине – республике Татарстан, где вы узнаете много интересного о городах Татарстана. Вы согласны?
- Тогда обратитесь, пожалуйста, к нашему менеджеру. Он поможет выбрать вам самый удобный и безопасный маршрут.
Менеджер. –
Пожалуйста, посмотрите рекламные буклеты, предлагаем поехать в разные города и даже страны
Дети:
Мы решили отправиться в путешествие по родной республике
Тогда, для вас есть специальное предложение – Путешествие по городам Татарстана
На чем бы вы хотели отправиться в путешествие
Дети. Мы бы хотели полететь на самолете.
Менеджер. Вот ваши путевки и билеты. Пожалуйста, будьте вежливы и осторожны во время путешествия. Счастливого пути!
Дети. Большое спасибо!
Основная часть
Игра – путешествие
Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по Татарстану на самолете, поговорим о родном крае, о городах Татарстана, о людях, которые там живут.
Уважаемые путешественники! Просим занять свои места! Садитесь поудобнее! Пристегните ремни! Мы отправляемся!
(звучит музыка, дети легко бегут по кругу, изображая полет)
- Какими выразить словами всю красоту. Что вижу я
Тебе любимый Татарстан Пою я гимн, любовь моя!
Станция Поэтическая – Лирическая
- Мы прибыли на станцию – «Поэтическая», Предлагаю послушать стихи о Родине
(дети рассказывают стихи)
На широком просторе Предрассветной порой Встали алые зори Над родимой страной. С каждым годом всё краше Дорогие края... Лучше Родины нашей Нет на свете, друзья!

- Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.
- Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
- Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
(Девочки танцуют татарский танец с платками)

– Следующая остановка - Станция Государственная.
(на экране попеременно появляются картинки, о которых рассказывают дети)
- Ребята, в какой стране мы живем? (В России).
- А в какой республике мы живем? (В республике Татарстан)
=- Назовите столицу Татарстана? (город Казань)
- Скажите, а кто самый главный человек в нашей республике? Президент Республики Татарстан - Рустам Нургалиевич Минниханов .
- Как вы думаете, какая у него главная задача. Что он должен, прежде всего, делать?
( - чтобы в нашей Республике все народы и татары и чуваши и русские и люди других национальностей жили мирно и дружно, вместе трудились – выращивали хлеб, строили новые заводы, машины, самолеты, красивые современные дома..
- Назовите государственные символы Республики Татарстан (флаг, герб и гимн). Посмотрите, как выглядят флаг и герб.
-Кира, расскажи нам пожалуйста, что ты знаешь о флаге.
Рассказ ребенка: Флаг состоит из древка и полотнища. Флаг разделен на три части: верхняя – зеленая, нижняя – красная, середина – узкая полоса белого цвета. Красный цвет – это цвет солнца и огня, зеленый – это символ живой природы и молодости. Белый- цвет чистоты , чести, мира.
- Спасибо, Кира, ты очень хорошо рассказала нам о флаге. Кто расскажет нам о следующем символе? (вызываю ребенка,он рассказывает о гербе)
- На государственном гербе Республики Татарстан расположен белый барс, крылатый на фоне красного солнца. Крылатый белый барс – он защищает нашу республику, чтобы всегда был мир. Герб говорит о добре, благополучии и дружбе между народами, жителями нашей республики
- А что такое гимн? (Ответы детей, вызываю ребенка )
- Гимн – это главная песня страны. У каждой страны – свой гимн. Гимн слушают стоя. Сейчас мы прослушаем гимн Татарстана (прослушивание отрывка гимна)
- Мы отправляемся дальше
Мы пролетаем над городами Татарстана.
Посмотрите налево, направо, вниз, что вы видите?
3.Следующая остановка - Станция Географическая. Я предлагаю встать в круг и поиграть : Скажите, какие города Татарстана вы знаете? (я бросаю мяч, дети ловят его, называют город вТатарстане и возвращают мяч обратно) Молодцы, много городов назвали.
- Наши дети вместе с родителями подготовили рассказы о городах и сейчас они нам расскажут, чем же знамениты эти города Татарстана
(дети по очереди рассказывают о городах, демонстрируя коллажи, изготовленные совместно с родителями)
- Один из самых молодых городов Татарии - Альметьевск. Это важнейший центр нефтяной промышленности Татарстана . Добыча нефти и газа, газо-бензиновый, шиноремонтный, автотрактороремонтный, железобетонных конструкций, деревообрабатывающие, кирпичные заводы
От Альметьевска идет нефтепровод «Дружба» в другие города и даже в другие страны.

- Нижнека
·мск  - большой, красивый город, расположен на левом берегу реки Кама. В этом городе производят шины для автомобилей.
Недалеко от Нижнекамска расположен международный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

- Набережные Челны тоже находятся на берегу Камы. Это крупный промышленный центр Татарстана В этом городе построен автомобильный завод, который выпускает грузовые машины Камаз, много других предприятий, а еще там есть комбинат, на котором производят бумагу.

- А вы знаете машину «Ока» Она очень маленькая. Вот такие машины собирают в Елабуге. Это очень красивый, утопающий в зелени город. В нем много памятников, музеев. Здесь находится Дом-музей великого художника И.И.Шишкина. Расположен среди лесов на высоком правом берегу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Это крупный центр промышленности, там находится  особая экономическая зона [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

- Бугульма
·  - тоже старинный город, имеющий свою историю. Город является крупным многоотраслевым промышленным, культурным и научным центром республики. А еще там есть фарфоровый завод, на котором делают красивую фарфоровую посуду.

- Казань – крупный промышленный центр, один из древнейших городов России. Казань – столица республики Татарстан. В Казани работает президент, правительство Татарстана

- Казань – столица нашей республики. Это самый большой город в Татарстане. Здесь расположен Кремль – очень старинное здание, в нем работает президент, правительство Татарстана. В Казани строят самолеты. В Казани есть железная дорога, аэропорт, много заводов, фабрик. Там очень красивые здания, дома.

- Казань расположена на берегу реки Волги. На Волге есть речной порт, где строят пароходы, которые перевозят по воде людей и грузы в разные города России.
Молодцы, очень интересно нам дети рассказали о городах Татарстана
4. Следующая остановка - Станция Сказочная.
Угадайте, иллюстрации из каких сказок вы видите ?
Молодцы, хорошо знаете татарские сказки! А сейчас мы проверим, как вы знаете татарские народные пословицы
Станция Игровая
Игра «Тюбетейка»
(дети сидят в кругу, передаем тюбетейку по кругу и называем пословицы на татарском языке);
А на следующую игру я приглашаю родителей. Поиграйте вместе с детьми. Игра называется «Курсятяле ускенем» Молодцы! Хорошо играете.весело!
А нам пора лететь дальше.

5. Станция- Любознайка. Предлагаю поиграть в викторину «Что вы знаете о своем городе?»
1) Как называется наш город?
2) Как называется улица, на которой ты живешь?
3) Наш город, он - какой? (красивый, старинный зеленый, родной, чистый, маленький и т. д.)
4) На какой улице находится наш детский сад?
5) Что находится рядом с детским садом? (школа, библиотека, магазин, почта, молодежный центр)
6) Какие улицы города вы знаете?
7) Какая школа находится рядом с нашим детским садом?
8) Какие достопримечательности есть в нашем городе? (музеи, памятники, собор, мечети, )
Вы все молодцы. Знаете и любите свой город!
Предлагаю послушать стихотворение
Я люблю тебя, Чистополь (автор неизвестен)
Нас качает в колыбели Кама, матушка-река
Чистопольские согрели нас крутые берега
А над Камою-рекою, будто ореол святой,
Смотрит в небо голубое купол храма золотой
Я люблю, я люблю тебя, Чистополь,
Твой простор и поля золотистые!
Я люблю, я люблю тебя, город мой
Ты связал нас одной судьбой!
Наше путешествие подходит к концу. Но впереди нас ждет еще одна станция

Станция Конструкторская (Научная)
Модель детского сада
Давайте все вместе составим модель нашего детского сада.
Представим, что этот домик – наш детский сад. Нам нужно определить, в какой стране, республике, городе, на какой улице он находится. У меня в руках обручи разного цвета и размера. Большой обруч будет обозначать страну, поменьше – республику, и т. д.
Дети располагают обручи вокруг домика. А теперь давайте все вместе будем дотрагиваться до обручей и говорить, что у нас получилосьдети хором говорят адрес детского сада:
Россия
Республика Татарстан
Город Чистополь
Ул. 40 лет Победы, дом № 37
Детский сад №17 Березка
Вот и готова модель нашего детского сада.
Занимайте места, мы возвращаемся домой.
Заключительная часть:
Вед. Ну что же ребята, наше путешествие закончено, и я как представитель туристического агентства, хочу спросить вас: вам понравилось путешествие?
Что вам запомнилось больше всего? Что интересного узнали?
Если вам понравилось наше путешествие, тогда предлагаю вам оставить в нашей Книге Отзывов свои автографы. (дети и родители наклеивают наклейки-смайлики)
Наше туристическое агентство дарит вам свои рекламные буклеты и предлагает воспользоваться нашими услугами.
- Я вам предлагаю поделиться впечатлениями о путешествии. Вам понравилось путешествовать? Что вам запомнилось больше всего? Что интересного вы узнали? В память о нашем путешествии предлагаю всем вместе спеть народную песню на татарском языке «Ай был-былым»