План работы наставника по адаптации педагогической деятельности
План работы наставника по адаптации педагогической деятельности.
№
Содержание мероприятия
Срок
Форма отчётности
1.
1.1
Подготовительная часть
Изучение должностной инструкции учителя музыки
сентябрь
совещание
1.2
Подготовка информационных материалов ( списки администрации, ФИО, телефоны, № кабинета
сентябрь
совещание
1.3
Составление плана работы по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности
сентябрь
2
2.1
Общая часть
Вводное ориентационное собеседование
сентябрь
2.2
Ознакомление со школой и её сотрудниками
сентябрь
2.3
Ознакомление с учебным кабинетом
сентябрь
2.4
Собеседование с председателем методического объединения и администрацией школы
сентябрь
3
3.1
Индивидуальная часть
Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, внеклассного мероприятия
октябрь
3.2
Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков
октябрь
3.3
Посещение уроков, внеклассных мероприятий и их последующий подробный анализ
октябрь
3.4
Беседы с молодым специалистом по определённым разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания
ноябрь
3.5
Обмен мнениями о новых изданиях по общепедагогическим вопросам и предметам.
ноябрь
3.6
Консультация по частным вопросам методики проведения внеклассного мероприятия
декабрь
3.7
Отчёт о проделанной работе на заседании МО
декабрь
3.8
Подготовка характеристики с оценкой работы молодого специалиста за весь период адаптации
декабрь
Учитель – наставник_____________________________________________-
Заключение по итогам адаптации к педагогической деятельности молодого специалиста.
____________________________________________________________________
( Ф.И.О. , должность)
Период адаптации с ________________по__________________________
Выполнены следующие виды работ:
посещено________________занятий,____________внекл. мероприятий;
проведено________тематич. консультаций,_____________бесед;
_________________________________________________________
Оценка прохождения первичной адаптации
Примерные критерии оценки
Комментарии, отзыв
Уровень соответствия профессиональной подготовки, квалификационным и должностным требованиям
Степень освоения основных технологических процессов, уровень знания нормативных документов
Освоение практических методов работы
Эффективность взаимодействия с руководителем, коллегами
Заключение:
Период адаптации прошёл успешно.
Требуется дополнительная профподготовка по следующим направлениям.
а)_________________________________________________________
б)____________________________________________________________
в)___________________________________________________________
Наставник __________________________________________________
План
профессионального становления молодого специалиста.
_________________________________________________________________
Ф.И.О.
Наставник_____________________________________________________
Ф.И.О.
МО учителей математики и информатики.
Раздел 1
Вхождение в должность
№
Планируемые мероприятия
Сроки исполнения
Форма отчётности
Отметка наставника
о выполнении
1
Изучение правил трудового распорядка, устава школы и должностных обязанностей
Сентябрь
Запись в рабочей тетради
2
Изучение правил ведения школьной документации
Сентябрь
Запись в рабочей тетради
3
Изучение принципов перспективного и текущего планирования учебно – воспитательного процесса в школе
Сентябрь
Запись в рабочей тетради
4
Изучение календарно – тематического планирования по предмету в закреплённых классах
Сентябрь
Запись в рабочей тетради
5
Изучение психолого – педагогической характеристики класса
Сентябрь
Запись в рабочей тетради
6
Выбор темы по самообразованию
Сентябрь
Запись в рабочей тетради
Раздел 2
Работа в должности
№
Планируемые мероприятия
Срок исполнения
Форма отчётности
Отметка наставника о выполнении
1 Учебная работа
1
Изучить следующие материалы:
Психология и педагогика. Под редакцией А.В. Барабанщикова М. Просвещение , 1989г, Трифонов В.В. Учебный процее и его методическое обеспечение М., Просвещение , 1993г
Февраль, ноябрь
Конспект
2
Участие в заседаниях педагогического совета
В течение учебного года
Конспект
3
Изучение современных информационных технологий и методов их использования в образовательном процессе
В течение учебного года
Доклад
4
Подготовка и проведение учебных занятий
В течение года
Планы мероприятий
5
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предмету в форме фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися
В течение уч. года
Планы мероприятий
6
Участие в организации и проведении
элективных курсов
В течение учебного года
План
7
Проведение индивидуальных занятий с учащимися
В течение учебного года
План
8
Участие в оформлении учебного кабинета
В течение года
Паспорт кабинета
9
Участие в организации общешкольных мероприятий по предмету
В течение года
План
10
Изучение порядка работы со школьной документацией, соблюдение правил единого орфографического режима
В течение учебного года
Запись в рабочей тетради
2 Методическая работа
1
Участие в заседаниях методического объединения
В течение учебного года
Конспект
2
Подготовка реферата по выбранной теме самообразования
Апрель
Доклад на МО
3
Изучение технических средств обучения и наглядных пособий
с последующим использованием их в учебной работе
В течение учебного года
Запись в рабочей тетради
4
Посещение уроков опытных учителей по своему предмету, участие в их анализе
В течение учебного года
Запись в рабочей тетради
5
Изучение педагогического опыта одного из высококвалифицированных учителей школы
В течение учебного года
Запись в рабочей тетради
6
Регулярное ознакомление со статьями, опубликованными в журналах» Математика в школе», « Информатика в школе», педагогической и методической литературой и участие в её обсуждении
В течение учебного года
Конспект в рабочей тетради
7
Участие в разработке учебно – дидактических материалов
В соответствии с планом МО
Доклад на заседании МО
3 Воспитательная работа
1
Изучение состава класса и индивидуальных особенностей учащихся
2
Составление психолого – педагогической характеристики класса
3
Проведение классных собраний
4
Проведение мероприятий, направленных на расширение культурного кругозора и укрепления здоровья учащихся
5
Работа с родителями
Учитель__________________________________________________"___"200_г
предмет подпись ФИО
Наставник__________________________________________________"___"200_г
предмет подпись ФИО
Выводы по результатам наставничества ( руководитель МО)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Председатель МО____________________________________________ "_______" 200_г
предмет подпись ФИО
« Утверждаю»
Директор МОУ СОШ п. Тарбагатай
Першикова Л.С.________________________
Положение о наставничестве
1 Общие положения.
1.1 Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник –опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист – начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2 Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3 Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Минобрнауки России, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1 Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также в формировании в школе кадрового ядра.
2.2 Основными задачами школьного наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в ОУ;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и првил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3 Организационные основы наставничества
3.1 Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2 Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебно – воспитательной работе и председатели МО, в которых организуется наставничество.
3.3 Председатель МО подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делится жизненным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях МО, согласовываются с заместителем директора по методической работе и утверждаются на заседании Методического совета.
Основанием для утверждения наставника является выписка из заседания МО , согласованная с заместителем директора по методической работе. Назначение наставника производится при обоюдном согласии приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
Приказ о закреплении наставника издаётся не позднее 2-х недель с момента назначения молодого специалиста на определённую должность
Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения
- впервые принятыми учителями ( специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях по распределению;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- учителями, переведёнными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
- учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определённых классов ( по определённой тематике)
3.7 Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
3.9 Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной плате из надтарифного фонда учреждения в размере 5% от тарифной ставки учителя ( классного руководителя)
За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором ОУ по действующей системе поощрения.
По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления – Совет наставников
4 Обязанности наставника
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношения к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность ( знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю - предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения, контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
- вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю МО о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5 Права наставника:
- с согласия заместителя директора по УВР подключать для обучения молодого сотрудника других сотрудников ОУ;
- требовать рабочие отчёты у молодого специалиста как в устной форме, так и в письменной форме.
6 Обязанности молодого специалиста.
6.1 Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора ОУ.
6.2 В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать Закон РФ « Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру , штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем МО.
7 Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
- повышать квалификацию удобным для себя способом;
- защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики;
- требовать конфидициальности дисциплинарного ( служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
8 Руководство работой наставника.
8.1 Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора ОУ по учебно – воспитательной работе
8.2 Зам. директора по УВР обязан:
- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закреплённым за ним наставником;
- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
- определить меры поощрения наставников.
8.3 Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут председатели методических объединений.
Председатель МО обязан :
- рассмотреть на заседании МО индивидуальный план работы наставника;
- провести инструктаж наставника и молодых специалистов;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- заслушать и утвердить на заседании МО отчёты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора ОУ по УВР.
9 Документы, регламентирующие наставничество.
9.1 К документам, регламентирующим деятельность наставника , относятся:
- настоящее Положение;
- приказ директора ОУ об организации наставничества;
- план работы педагогического, НМС, МО.
- протоколы заседаний педагогического совета, НМС, МО;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;
- переписка по вопросам деятельности наставников.о специалиста, его отношения к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечен
13PAGE 15
13PAGE 141015
15