Интеграция экологии и здоровья в урочной и во внеурочной деятельности
Интеграция экологии и здоровья в урочной и во внеурочной деятельности
«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»
Сократ
Человека с древнейших времен интересуют два мира: один – в котором мы живем, другой – который в нас. Именно эти два мира составляют основу образования человека.
Экологическое воспитание – это комплексное воспитание, понимание законов морали не только как гуманного отношения человек-человек, человек-общество, но человек и природа. Нравственным можно назвать человека, если он правильно строит эти отношения со всем окружающем его миром.
Наша школа находится на краю города, в зеленой зоне, и ощущение того, что человек – часть природы – для нас не просто красивый постулат – Это наш дом.
Знаменитый писать Валентин Распутин считает, что экология – это не просто красивое слово, а самое громкое слово. Даже громче войны и стихии… и оно звучит на всех языках мира одинаково, выражает одно и то же – понимание Вселенной беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести…
Экологическим образованием педагоги занимаются практически на всем протяжении существования школы. Это менталитет и философия нашей школьной жизни, значение которых особенно возросли в наше время, в период перехода нашего общества на путь устойчивого постиндустриального развития.
Предстоящий 2017 год объявлен годом экологии, и работа в этом направлении становится особенно актуальной.
В Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития на первый план выдвигается проблема формирования экологической культуры всей цивилизации XXI века, как основное условие выживания человека на Земле.
Главный девиз:
– нерасточительное потребление;
– право будущих поколений пользоваться ресурсами природы;
– жить в экологически здоровой среде.
Ученые утверждают: стало очевидным, что в негативных последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека, в масштабах экологических аварий и катастроф – ведущую роль играет не техногенный, а личностный фактор. Фактически речь идет о зарождении в культуре современного человека культуры экологического мышления и проектирования. Сегодня знать экологические проблемы – мало, необходимо перейти к экологическому мышлению и поведению. Для этого необходимо формировать у молодежи готовность жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социальных условиях. Эти положения «Европейской стратегии», к которым присоединилась Россия, могут быть реализованы в школьном образовании благодаря возможностям ФГОС II поколения и средствами инвариантного и вариативного компонентов БУП в урочной и во внеурочной деятельности.
Концепция экологического образования формулирует:
- цель экологического образования;
- требования к результатам общего экологического образования (личностных, предметных, в сфере коммуникаций, в рефлексно-оценочной деятельности, в трудовой, в сфере креативной деятельности и, конечно, метапредметные результаты);
- содержание экологического образования для устойчивого развития;
- организацию учебного процесса, в том числе на разных уровнях обучения.
Концепция предлагает варианты реализации экологического образования, которые включают урочную и внеурочную деятельность.
В рамках инвариантного компонента решение ключевых задач осуществляется по экологическому образованию в учебных планах по обществознанию, географии, химии, биологии, истории, литературы, технологии и ОБЖ.
В рамках вариативного урочного и внеурочного компонента решение задач осуществляется через элективные курсы, проекты, факультативы, кружки, игровую деятельность, экологические практикумы, туристско-краеведческую деятельность и т.д.
В рамках городского методического кластера школа работает над темой «Интеграция экологии и здоровья в урочной и внеурочной деятельности».
Цель – непрерывное экологическое образование обучающихся в образовательном пространстве.
Известно, что самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья – это ЗОЖ в здоровой среде обитания.
Среда обитания школьника включает:
- влияние природно-социальной среды;
- влияние школьной среды;
- связь способа обучения и здоровья.
Безопасность школьной среды зависит от:
- санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса;
- содержательного и методического обеспечения;
- способности усвоения школьником учебного материала;
- характера общения педагогов с обучающимися и их родителями;
- профессионализма педагогических кадров, психологического и медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса.
В отличие от экологических условии окружающей среды, для изменения которых требуется продолжительное время, школьные факторы (санитарно-гигиенические условия, характер общения участников учебно-воспитательного процесса, педагогические инновации, качество учебников, учебные нагрузки и др.) наиболее управляемы – на них можно реально влиять и получать эффект.Для этого необходимо выделить факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьника, и факторы, формирующие здоровье.
Отрицательные факторы:
1. компьютер (влияет на зрение, психику)
2. вредные привычки (профилактическая работа, наркопост)
3. учебные нагрузки (дозировка домашнего задания, грамотное расписание и др.)
4. качество учебников
5. связь способа обучения и здоровья (индивидуализация учебно-воспитательного процесса).
Положительные факторы:
1. благоприятные эколого-климатические и социально-психологические условия
2. отдых и полноценный сон (начало занятий в 08:30 ч.)
3. двигательная активность (подвижные игры, физкультура, аэробика, физкультминутки).
Очевидно, задача школы – минимизировать отрицательные факторы и максимально обеспечить развитие положительных факторов. Однако только школа без семьи с этой задачей вряд ли справится. Поэтому семья и школа совместно работают над сохранением и управлением физического, психического и духовно-нравственного здоровья ребенка.
Психологи утверждают, что здоровье напрямую связано с самочувствием и настроением человека. Поэтому мы большое внимание уделяем эмоциональному состоянию всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, учащихся и их родителей. Для этого выстроена система психолого-педагогического сопровождения.
Особое место в ней отводится содействию адаптации первоклассников к условиям школьного обучения, пятиклассников – к условиям обучения в среднем звене, помощи старшеклассникам в их профессиональной деятельности, а также их психологической подготовки к сдаче ЕГЭ.
Школьный психолог оказывает помощь родителям – ведется курс занятия «Воспитание на основе здравого смысла». Родители получают необходимые знания по корректировке поведения своего ребенка – как поощрять и как наказывать без ущерба его психологического и физического здоровья.
С первоклассниками в игровой форме ведутся занятия по программе «Тропинка к своему Я».
В последние годы серьезным поводом для беспокойства старшеклассников и их родителей стали ОГЭ и ЕГЭ. С целью снятия неблагоприятного эмоционального фона проводится диагностика и на ее основе тренинги по обучению методики снятия психоэмоционального напряжения.
В этом году в школе начал работать школьный психологический кино-клуб. Просмотр и обсуждение специально подобранных художественных фильмов учат ребят позитивному мышлению, целеполаганию, конструктивному разрешению конфликтных ситуаций. Ребята проживают жизнь киногероев, получая жизненный опыт.
Положительным результатом работы по непрерывному интегрированному экологическому образованию является апробация и внедрение программ «Мир, в котором я живу», «Здоровое питание – здоровые дети», «Школа – социо-культурный центр», «Преемственность», «Растим патриотов».
Сегодня в рамках внеурочной деятельности по географии проходит апробация программ в 5-х классах «Я - географ-следопыт» и в 6-х классах – «Знатоки природы». Новые стандарты предполагают системно-деятельностный подход в осуществление учебно-воспитательного процесса. Но отработать УУД в рамках учебного плана не представляется возможным – не хватает времени! А ребенок должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, владеть системой знаний, уметь контролировать процесс своей учебной деятельности, которую предполагают программы по внеурочной деятельности. Таким образом, решается задача развития ученика как целостной гармоничной личности.
В последние годы отличается увеличение числа детей, имеющих те или иные нарушения развития, большинство которых связаны с общим недоразвитием речи. Связано это с повреждением, пусть даже незначительным, отдельных мозговых структур, и в этой связи происходит неполноценное усвоение программной информации. Безусловно, нужна коррекционная работа с логопедом и психологом. А еще очень важно с такими детьми заниматься в кружках рисования и декоративно-прикладного творчества, когда развиваются кисти рук ребенка, что оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок – тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.
Прикладное творчество неразрывно связано со свойственными ему задачами преображения окружающей среды и самого ребенка в соответствии с представлениями о добре и красоте. Обращение внимание детей к миру природы, ее красоте, как к источнику художественного творчества – это еще одна из ценностей экологического воспитания школьников.
Прослушивание литературных отрывков, словесное описание портретов литературных героев, картин природы, ситуаций, в которые попадают любимые герои книг, анализ их поступков с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости – все это активизирует личностную деятельность, развивает речь, прививает любовь к чтению, формирует духовно-нравственные качества ребенка. Эту работу проводят учителя начальных классов в рамках библиотечных часов.
Основными видами деятельности человека являются учеба, труд, игра.
Игра – дело серьезное. Она помогает детям изучать много нового, подготавливаться к взрослой жизни. В общении со сверстниками формируется характер, развивается речь. Игры приносят ребенку радость, делают его счастливыми. Игра требует соблюдения определенных правил. Ребенок учится согласовывать свои желания не только с желаниями других участников, но и с требованиями игры. Во время игры развиваются личностные качества, которые содействуют успеху его деятельности – не только испытывать радость побед, но и умение достойно переживать неудачу.
Уметь анализировать причины неудач, находить правильное решение и снова шаг за шагом идти к успеху, победе.
Древние мудрецы говорили: «Каковы мысли человека и его сердце, такой он сам».
Единственным контролирующим фактором человека является разум.
Известно выражение: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение «От здорового духа – здоровее тело». Гармоничное развитии человеческой личности может быть достигнуто только в единстве этих двух здоровых начал.
Воспитание силы духа сможет направить разум школьника в сторону добрых мыслей и положительных эмоций.
Мысли должны созидать наше тело, а не разрушать его. Разум должен вырабатывать созидательную философию жизни, направленную на сохранение здоровья – это основной капитал человека.
07.12.2016 г.