Воспитательная работа Формирование и развитие универсальных учебных действий детей-инофонов средствами театральной деятельности.
Учитель начальных классов
Шаньгина М.Б.
Формирование и развитие универсальных учебных действий детей-инофонов средствами театральной деятельности.
Когда ребёнок впервые приходит в школу, его адаптация в образовательном учреждении затруднена. Если он недавно переехал в город из других мест, ему трудно вдвойне. К тому же, ребёнок иноэтничен и практически не знает русского языка, все проблемы обостряются многократно, и к ним прибавляются новые: потеря понимания (состояние языкового вакуума), нарушение привычного уклада жизни, дефицит общения, агрессия и непонимание со стороны сверстников, социальное и психологическое несоответствие одноклассникам в школе.
Главная задача ОУ создать условия не только для успешного обучения, воспитания, развития, но и социализации школьника, независимо от того, какой язык для него является родным. Очень важно решить проблему адаптации и интеграции детей инофонов в социокультурной среде ОУ, реализация которой обеспечит условия для освоения разговорного русского языка, взаимодействия с русскоязычным окружением в рамках внеурочной деятельности, решения социокультурных проблем.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется в том числе и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить следующие задачи:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- скорректировать условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
- учесть социальные запросы родителей обучающихся.
- воспитание культуры толерантности
В связи с тем, что наполняемость моего класса на 30% состоит из детей разных национальностей, то наиболее удачной, для воспитания культуры толерантности, я считаю программу внеурочной деятельности
«Школьная сказка»
Направленность программы театрального кружка «Школьная сказка» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью класса в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями культуры и искусства своего народа , способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию м воспитанию культуры толерантности, а так-же обусловлена выбором данного курса родителями класса.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность, что особенно актуально для учащихся полиэтнического класса.
При планировании работы кружка учитываются основные цели:1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Задачи кружковой деятельности:
Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
Развивать чувство ритма и координацию движения;
Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре;
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции.
Основными формами проведения занятий являются :
Театральные игры, конкурсы
Эта работа развивает воображение, творческую активность школьников. Создаёт условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
Воспитывает в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Спектакли
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Праздники
Развивают воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Помогают преодолеть психологическую и речевую зажатость. Развивают речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
Викторины, беседы
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Экскурсии в театры и музеи
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, обсуждение поступков героев, понятие о добре и зле.
Мастер- классы, игровые программы
Помогают детям преодолеть речевую зажатость, в игровой форме раскрыть свои таланты, проявить фантазию, воображение,
Способствуют формированию у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15