Рабочая программа по химии на 2014-2015 учебный год. 11 класс. Планирование составлено на основе курса химии 8-11 класс общеобразовательной учреждений.



1. Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса
Данная рабочая программа по химии для 11 класса разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень)
Программа рассчитана на 34 часов (1 часа в неделю) в том числе на контрольные 3 часа и практические работы 2 часа.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.
Цель программы обучения:
освоение знаний о химических объектах и процессах природы, направленных на
решение глобальных проблем современности
Задачи программы обучения:
освоение теории химических элементов и их соединений;
овладение умением устанавливать причинно-следственные связи междусоставом, свойствами и применением веществ;
применение на практике теории химических элементов и их соединений для объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;
осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.
Цели образования в школе, реализуемые «Программой развития школы» выглядят следующим образом:
научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Цели, обозначенные в «Программе развития школы» на 2007-2012 годы согласуются с целями курса химии.
Цели изучения курса
Компетенции
ОбщеучебныеПознавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Предметно-ориентированные освоения знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитания убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
2. Учебно-тематический план
№ п/п Тема (глава) Количество
часов
1 Тема№1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева 3
2 Тема№2. Строение вещества 12
3 Тема№3. Химические реакции 9
4 Тема№4. Вещества и их свойства 10
Итого: 34
3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п Тема Кол-во
часов
1 Контрольная работа №1 по теме№2 «Строение вещества» 1
2 Контрольная работа№2 по теме №3 «Химические реакции» 1
3 Контрольная Работа№3 по теме№4 «Вещества и их 1
Итого: 3
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ п/п Тема Кол-во
часов
1. Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов» 1
2. Практическая работа№2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических веществ» 1
Итого 2
4. Требования к уровню подготовки
В результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен
знать:
Углеродный скелет, функциональные группы, изомерию, гомологию.
Основные положения теории химического строения, важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыло, глюкоза, крахмал, белки, искусственные и синтетические волокна, каучук, пластмассы.уметь:
Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Характеризовать основные классы органических соединений, строение и химические свойства изучаемых органических веществ;
Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
Самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представление в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Объяснять химические явления, происходящие в природе, быту;
Экологически грамотное поведение в окружающей среде;
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на живые организмы;
Безопасности обращения с горючими и токсичными веществами;
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
5. Список методической литературы по предмету
1. Химия 11 класс О.С. Габриелян
2. Настольная книга учителя 11 класс О.С. Габриелян
3. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс О.С. Габриеля
6. Список литературы, рекомендованной детям.
1. Химия 11 класс О.С. Габриелян
2. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс О.С. Габриеля
№ урока Тема урока Основные понятия в теме Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Кол-во часов Сроки изучения Виды контроля Д/ЗТема№1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева 3 У.опрос 1,2 Строение атома Атом, ядро, протоны, нейтроны, изотопы. Электроны, электронная оболочка, энергетический уровень Знать основные химические понятия атом, ядро, протоны, нейтроны, изотопы, электроны, электронная оболочка, энергетический уровень, вещество, химический элемент.Уметь определять заряд иона. 3 Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома Периодическая система, период, группа, периодический закон. Знать периодический закон.
Уметь характеризовать элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ. 4 Тема№2. Строение вещества
Ионная химическая связь Ионная связь, катионы, анионы, ионные кристаллические решетки. Знать понятия катионы, анионы, химическая связь.
Уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойства веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной). 12 Самостоятельная работа 5,6 Ковалентная химическая связь Электроотрицательность, полярная и неполярная ковалентные связи, обменный и донорно – акцепторный механизмы образования связи, молекулярные и атомные кристаллические решетки, степень окисления, валентность. Знать понятия электроотрицательность, полярная и неполярная ковалентные связи, обменный и донорно – акцепторный механизмы образования связи, молекулярные и атомные кристаллические решетки, степень окисления, валентность
Уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойства веществ от их состава и строения; природу химической связи (ковалентной). Проверочная работа 7 Металлическая химическая связь Металлическая кристаллическая решетка. Знать понятие химическая связь.
Уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойства веществ от их состава и строения; природу химической связи (металлической). 8 Водородная химическая связь Меж – и внутримолекулярная водородная связь Знать понятия катионы, анионы, химическая связь.
Уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойства веществ от их состава и строения; природу химической связи (водородной). опрос 9 Газообразное состояние вещества Агрегатное состояние воды, особенности строения газов, молярный объем газообразных веществ 10 Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов» Знать правила ТБ.
Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Уметь получать, собирать и распознавать газы. Практическая работа 11 Жидкое и твердое состояние вещества Знать понятия вещества молекулярного и немолекулярного строения. 12 Дисперсные системы Дисперсная фаза и среда, классификация дисперсных систем, грубодиспесрные системы, коллоидные системы. Знать определения понятий дисперсная фаза и среда, классификация дисперсных систем, грубодиспесрные системы, коллоидные системы. 13 Состав вещества. Смеси Закон постоянства состава, вещества молекулярного и немолекулярного строения, молекулярная формула, массовая и объемная доля в смеси. Знать понятия смесь и чистое вещество, типы смесей.
Уметь различать чистые вещества и смеси, разделять различные смеси соответствующим способом. 14 Обобщение и систематизация знаний по теме №2 Работа по индивидуальным карточкам, тесты. 15 Контрольная работа №1 по теме№2 «Строение вещества» Контрольная работа Тема№3. Химические реакции 9 16,17 Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Аллотропия, изомерия, изомеры, гомологи, реакции С,Р,З,О, экзо – и эндотермические реакции, тепловой эффект реакции, термохимические реакции. Знать определения понятий аллотропия, изомерия, изомеры, гомологи, реакции С,Р,З,О, экзо – и эндотермические реакции, тепловой эффект реакции, термохимические реакции.
Уметь определять принадлежность реакции к определенному типу; уметь писать уравнения реакций различного типа. 18 Скорость химической реакции Скорость реакции, факторы влияющие на скорость реакции, катализ и катализаторы, ингибиторы, ферменты. Знать определения скорость реакции, факторы влияющие на скорость реакции, катализ и катализаторы, ингибиторы, ферменты.
Уметь объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов. Проверочная работа 19 Обратимость химических реакций Обратимые и необратимые реакции, химическое равновесие и способы его смещения. Знать определения понятий обратимые и необратимые реакции, химическое равновесие и способы его смещения.
Уметь объяснять зависимость положения химического равновесия от различных факторов. 20 Роль воды в химических реакциях Истинные растворы, диссоциация, гидратация, ТЭД. Знать определения истинные растворы, диссоциация, гидратация, ТЭД Самостоятельная работа 21 Гидролиз Гидролиз органических и неорганических веществ, среда растворов, водородный показатель раствора. Уметь определять характер среды в водных растворах неорганических соединений. Решение задач 22 Окислительно – восстановительные реакции Степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Знать понятия степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.
Уметь определять окислитель, восстановитель. 23 Обобщение и систематизация знаний по теме №3 Тесты 24 Контрольная работа№2 по теме №3 «Химические реакции» Контрольная работа 25,26 Тема№4. Вещества и их свойства
Металлы Положение Ме в ПСХЭ, электрохимический ряд напряжения металлов, коррозия МеЗнать основные металлы и сплавы. Их строение, свойства, получение и применение.
Уметь характеризовать общие химические свойства металлов. 10 27 Неметаллы Положение неМе в ПСХЭ Знать основные неметаллы. Их состав, свойства, строение и применение.
Уметь характеризовать общие химические свойства неметаллов. Проверочная работа 28 Кислоты Органические и нероганические кислоты, их свойства, применение и получение Знать важнейшие кислоты.
Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ. Работа по карточкам 29 Основания Органические и нероганические основания, их свойства, применение и получение Знать важнейшие основания.
Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ. Работа по карточкам 30 Соли Классификация солей, получение и свойства. Знать важнейшие соли.
Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ. Работа по карточкам 31 Практическая работа№2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических веществ» Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ. Практическая работа 32 Обобщение и систематизация знаний по теме №4 33 Контрольная Работа№3 по теме№4 «Вещества и их свойства» Контрольная работа 34 Анализ контрольной работы