Обличительный смех в сказке М.Е.Салтыкова — Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.









ПЛАН-КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЙ СМЕХ В СКАЗКЕ
М.Е. САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА
«ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК
ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ».





УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
ШАРОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА






Тольятти, 2014
План-конспект урока по теме
«Обличительный смех в сказке М. Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил».

Возраст учащихся: 7 класс
Место проведения: МБУ СОШ № 74 г.о. Тольятти
Уровень: уровень ОО
Дата проведения: 24.12.2014 г.
Оборудование: учебник, доска, медиапроектор, компьютер.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: традиционная.
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технология, элементы технологии проектной деятельности.
Цель урока: формирование ключевых компетенций учащихся: умения анализировать художественный текст, определять приемы сатирического изображения действительности.
Задачи урока:
Обучающая: научить учащихся определять приемы сатирического изображения действительности.
Развивающая: развивать навыки анализа текста; умение сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать.
Воспитательная: воспитывать культуру учебного труда.

ХОД УРОКА:
Организационный момент. Знакомство с целью урока. 2 минуты.
Сведения из жизни писателя. 3 мин.
Вступительное слово учителя.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами частично познакомились с биографией М.Е. Салтыкова - Щедрина. Творчество его чрезвычайно многообразно. Самые известные его произведения – это романы «Господа Головлевы», «История одного города» и сказки. Именно они пользуются среди всего наследия писателя наибольшей популярностью. И это не случайно. Форма сказки отвечала задачам писателя потому, что она была доступна, близка простому народу, потому что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность. Обращение к жанру сказки было продиктовано и цензурными соображениями.
М.Е.Салтыков – Щедрин не понаслышке знал обо всех проблемах русского общества, связанных и с отменой крепостного права в том числе. Современники называли его «прокурором общественной жизни». Этот человек до «боли сердечной» любил родную страну и потому беспощадно боролся с «произволом, хищничеством, предательством, пустомыслием», рассчитывая на возбуждение в читателе «горького чувства».
В 1869 году М.Е.Салтыков – Щедрин и Некрасов решили создать книгу для «детей», подразумевая под этим словом молодое поколение. В том же году появляются первые сказки. В подзаголовке мелким шрифтом было написано: «Для детей изрядного возраста». Когда позднее писатель задумал издать все свои сказки отдельными выпусками ценой в три копейки каждый, цензор заявил: «то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же САТИРА, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства».
О том, что такое сатира, мы с вами и поговорим дальше.
3. Изучение нового материала. 4 мин.

Работа со слайдами. Сатира и ее приемы.
САТИРА – проявление комического, представляет собой унизительное обличение явлений при помощи разных комических средств. Осмеиваются те явления жизни, которые представляются автору порочными.
ИРОНИЯ – тонкая, затаенная насмешка, один из видов юмора. Также под иронией понимается употребление слова в обратном, противоположном ем значении.
ГИПЕРБОЛА – образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления.
ФАНТАСТИКА – нечто, существующее лишь в представлении человека и несуществующее в реальной действительности, но являющееся отображением действительности в его сознании.
ГРОТЕСК – художественный прием, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном виде или преуменьшенном, уродливо – комическом виде, где реальное переплетается с с фантастическим, страшное с необычайно смешным.
АНТИТЕЗА – стилистическая фигура, оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия.

Работа над ключевыми словами определений.

Анимационный тест. Нужно расставить понятия в соответствии с фрагментами текста.
В СКОРОМ ВРЕМЕНИ, ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ, ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ, ОЧУТИЛИСЬ НА НЕОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ (фантазия)
ПРОШЕЛ ДЕНЬ, ПРОШЕЛ ДРУГОЙ, МУЖИЧИНА ДО ТОГО ИЗЛОВЧИЛСЯ, ЧТО СТАЛ В ПРИГОРШНЕ СУП ВАРИТЬ (гипербола)
В ГЛАЗАХ ИХ СВЕТИЛСЯ ЗЛОВЕЩИЙ ОГОНЬ, ЗУБЫ СТУЧАЛИ, ИЗ ГРУДИ ВЫЛЕТАЛО ГЛУХОЕ РЫЧАНИЕ ГЕНЕРАЛ ОТКУСИЛ У ТОВАРИЩА ОРДЕН И ТОТЧАС ПРОГЛОТИЛ (гротеск)
- ОТДОХНИ, ДРУЖОК. ТОЛЬКО СВЕЙ ПРЕЖДЕ ВЕРЕВОЧКУ. ЭТОЙ ВЕРЕВКОЮ ГЕНЕРАЛЫ ПРИВЯЗАЛИ МУЖИЧИНУ К ДЕРЕВУ, ЧТОБ НЕ УБЕГ, А САМИ ЛЕГЛИ СПАТЬ (ирония)

Проверка домашнего задания.
2 ученика работают у доски, располагая фрагменты текста в хронологическом порядке. Класс в это время определяет назначение предметов из сказки (демонстрирует учитель) и рассказывают фрагмент текста, в котором этот предмет встречается.

5. Анализ текста.
Чтение 1 и 2 абзацев текста.
Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности"

Вопросы:
Почему именно эти генералы оказались на острове?
Чего не понимали генералы на самом деле?

Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: "Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое". Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли

- Как, например, думаете вы, отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот?..
- Странный вы человек, ваше превосходительство: но ведь и вы прежде встаете, идете в департамент, там пишете, а потом ложитесь спать?
- Но отчего же не допустить такую перестановку; сперва ложусь спать, вижу различные сновидения, а потом встаю?
- Гм... да... А я, признаться, как служил в департаменте, всегда так думал: "Вот теперь утро, а потом будет день, а потом подадут ужинать - и спать пора!"

Инсценировка данного фрагмента с последующим ответом на вопрос: какое открытие совершают генералы?

- Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? - сказал один генерал.
- Да, - отвечал другой генерал, - признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!
- Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить... Только как все это сделать?
- Как все это сделать? - словно эхо, повторил другой генерал

Какой выход видят генералы для спасения своих жизней?

И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение...
- А что, ваше превосходительство, - сказал он радостно, - если бы нам найти мужика?
- То есть как же... мужика?
- Ну, да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!
- Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет?
- Как нет мужика - мужик везде есть, стоит только поискать его!
Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика

Найти мужика – единственное, что могут генералы. Это их главное озарение. (с. 244)

Каким мы видим мужика в произведении?

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было

Значение суффикса ЕЙШ. Символ всего русского народа. Иллюстрация на слайде.

Как генералы относятся к мужику? Какими словами его называют? (тунеядец, лежебок).
Просмотр фрагмента мультфильма с изображением действий мужика. По окончании просмотра учащиеся называют действия мужика, которые тот предпринял для спасения генералов.
Отношение автора к мужику. Наличие авторской иронии через работу с фрагментами текста.

Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать

Какой прием сатирического изображения используется в данных фрагментах текста? (ирония).


Какова следующая просьба генералов? Какова причина того, что они захотели обратно на Подьяческую?

Зарядка для глаз после работы с текстом проводится в игровой форме: в левой и правой части кабинета висят изображения необитаемого острова и улицы Подъяческой. Учащиеся несколько раз поворачивают головы слева направо под музыку из мультипликационного фильма. Дети пытаются представить путь генералов домой. После этого – переход к обсуждению причин желания генералов вернуться в Петербург.

Словарная работа. С. 247, 1 абзац.

Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками

Вот, наконец, и Нева-матушка, вот и Екатерининский славный канал, вот и Большая Подьяческая! Всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генералы стали сытые, белые да веселые! Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!
Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!..

Слова лодочки (уменьшительно – ласкательный суффикс), уложил, гребет да гребет, кормит селедками Прослеживание авторской иронии по отношению к генералам и к мужику. Гипербола.
Итак, мужик все сделал. Спас, накормил, напоил, привез генералов на Подьяческую.
Просмотр фрагмента мультфильма. Вывод. Что получил мужик? Что хотел сказать автор? Смысл трехкратного обращения к гербу России?


Что объединяет сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина с народными сказками? (зачины, эпитеты, повторения, народная лексика).

Итоги урока. Обобщение сказанного .
М.Е.Салтыков – Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Неравноправие угнетает писателя. Данная сказка – боль, крик о справедливости. М.Е.Салтыков – Щедрин в то же время возмущен излишне покорным поведением мужика. Основное идейно – политическое содержание данной сказки – обличение самодержавия, показ положения угнетенного народа. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы – гротеск, гиперболу, сарказм, фантастику. Обобщенный образ мужика-народа обрисован М.Е. Салтыковым - Щедриным с любовью. Мужик честен, прям, добр, благороден, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». Он наделён несокрушимой мощью. Генералы, по сравнению с ним, выглядят жалко. Но при этом писатель горько иронизирует над мужиком за то, что тот сам вьет веревку, которой потом связывают его генералы. Спасенные генералы выслали мужику «рюмку водки да пятак серебра» Этим сатирик подчеркивает, что ждать народу лучшей жизни не приходится. Счастье свое можно добыть, только скинув иго его тунеядцев.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Прочитать сказку М. Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и найти в ней приемы сатирического изображения дейтвительности..






Заместитель директора по УВР ________________________/С,И,Резвова/
15