Рабочая программа по курсу СИРС (Система интенсивного развития способностей) в 3 класса (внеурочная деятельность, платные образовательные услуги)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"
П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой
___________Е.В. Крепешева Приказ № 276
от « 01 » октября 20 15 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу СИРС – Система Интенсивного Развития Способностей
для 3 класса начального общего образования
(предмет, класс, уровень образования)
Колесниковой Ирины Васильевны, высшая квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, категория)
2015/2016 учебный год, срок реализации 1 год
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по
образовательному процессу
__________ И.В. Колесникова РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
протокол № 2 от « 25 » сентября 2015 г.
_______ С.А. Семёнова, руководитель ШМО
п.г.т. Уренгой
2015
Ι. Пояснительная записка
В настоящее время считается, что динамика развития каждой страны, экономический рост и обороноспособность существенно зависят от общего интеллектуального и творческого уровня населения.
Чем раньше начинается развитие способностей человека, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), начиная с младшего школьного возраста, что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень обучения школьников.
Рабочая программа курса СИРС – Система Интенсивного Развития Способностей составлена на основе методических рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы Центра интенсивных технологий в образовании и медицине г. Новосибирска «СИРС – 1. Быстрое чтение, память, мышление».
Уникальность СИРС-1 заключается в использовании компьютерных технологий в качестве поддержки теоретических занятий по комплексному развитию способностей, а именно, развитию навыков интенсивного обучения – развитию навыков быстрого чтения (скорочтение), развитию памяти (механической, образной, ассоциативной, логической), пространственных представлений и мышления на основе чтения, системного мышления.
Цель программы: интеллектуальное развитие младших школьников через систему интенсивного развития способностей СИРС
Задачи программы:
развитие психических познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления);
развитие пространственных представлений;
формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, обобщение, аналогии, абстрагирование);
развитие навыков совершенной технике чтения «про себя» - быстрому чтению (зрительное считывание текстовой информации без использования речедвигательного аппарата);
развитие навыков оптимальной обработки текстовой информации;
развитие креативности.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год. Программа курса реализуется для группы учащихся 3б класса, имеющих по результатам диагностики уровня интеллекта по методу Кеттела повышенный уровень интеллектуальных способностей.
II. Общая характеристика учебного предмета
Основная идея курса СИРС – на основе компьютерных технологий, целенаправленно и непрерывно развивать когнитивные навыки (восприятия, хранения, обработки, воспроизведения и анализа информации) с целью значительного повышения успешности обучения школьников.
В рамках курса СИРС – Система Интенсивного Развития Способностей выделены следующие направления развития обучающихся:
быстрое чтение;
развитие памяти, мышления и внимания;
развитие пространственных представлений.
Принципы содержания компьютерной программы СИРС:
Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств школьников.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в том, что цели содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности школьников. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям школьников на разных возрастных этапах.
Предлагаемая программа направлена на развитие познавательных способностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок на занятиях снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, что весьма привлекательно для младших школьников. Это побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества учащихся, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление и речь. Идет формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развиваются способности учащихся искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой формы. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа курса реализуется в рамках платных образовательных услуг. На изучение курса отводится 1 час в неделю. Изучение курса СИРС – Система Интенсивного развития способностей начато в октябре. Количество учебных часов за год – 28 часов.
IV. Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса СИРС является формирование следующих умений:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формирование ответственного отношения к учению.
Метапредметными результатами изучения курса СИРС является формирование следующих умений:
умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок,
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
Предметными результатами изучения курса СИРС является формирование следующих умений:
умение читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом.
VI. Содержание учебного предмета
Рабочая программа состоит из трех тематических блоков: «Быстрое чтение», «Развитие памяти» и «Пространственное воображение».
1. Быстрое чтение (10 часов).
Комплекс позволяет исправлять типичные ошибки при чтении вслух. Обучение чтению про себя, быстрому чтению младших школьников проводится только при отсутствии типичных ошибок при чтении вслух.
Средства достижения результата:
- Тренажеры для повышения темпа чтения и подавления артикуляции: в виде строки, столбца, страницы (с затиркой информации и закраской).
- Тренажеры для развития навыков чтения и беглости мышления на основе пословиц и антонимов.
- Тренажеры для увеличения скорости чтения, скорости зрительного восприятия и ширины поля зрения.
Тренажёр «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.
Тренажёр «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.
Тренажёр «Текст в строчку, текст в столбец» - способствует увеличению скорости зрительного восприятия информации.
Тренажёр «Чтение текста: затирка (закраска)» - способствует подавлению артикуляции.
Диагностика -1, 5, 10 занятия. Цель диагностики – определение скорости усвоения материала, эффективности чтения и контроль изменения показателей в процессе обучения.
На занятиях по развитию чтения обязательно идет работа по развитию памяти.
2. Развитие памяти (9 часов).
Комплекс включает в себя следующие тренажеры:
- Тренажеры для развития зрительной памяти.
- Тренажер для развития ассоциативной памяти.
- Тренажер для диагностики и поэтапного формирования навыков классификации знаний на основе свыше 30 предметных областей.
Тренажёр «Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти.
Тренажёр «Картинки в клетках» - развитие образной памяти. Увеличение объема запоминаемой информации.
А - клетки воды - развитие образной памяти,
Б - трёхмерные фигуры
В - морфинг, квадратики, спички
Тренажёр «Цифры и буквы» - увеличение объёма оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.
Тренажёр «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти. Увеличение объема запоминаемой информации.
Диагностика -1, 5, 9 занятия.
3. Пространственное воображение (9 часов).
При развитии пространственных представлений используется поэтапное формирование умственных действий:
- в плоском случае - тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов;
- в трехмерном случае – тренажеры для работы с развертками куба.
Тренажёр «Плоские буквы» - развитие пространственного мышления,
Тренажёр «Распознавание букв» - развитие пространственного мышления, работа в двух параллельных плоскостях.
Тренажёр «Кубики» - тренинг в трёхмерном пространстве.
Тренажёр «Лабиринт» - развитие пространственного, логического мышления.
Тренажёр «Лабиринты», «Пазлы» - развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики.
Диагностика -1, 5, 9 занятия.
Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности
№
урока Тема урока Количество часов Дата урока Характеристика деятельности учащихся
Развитие памяти (9 часов)
1 Диагностика памяти. 1 10.10 Выполнение диагностической работы и запись основных параметров в тетрадь
2 - 4 Тренинги «Развитие памяти». 3 17.10
24.10
31.10 Тренинг «Запоминание цветов»
Тренинг «Цифры и буквы»
Тренинг «Порядок слов»
Тренинг «Картинки в клетках»
5 Диагностика памяти. 1 14.11 Выполнение диагностической работы и запись основных параметров в тетрадь
6-8 Тренинги «Развитие памяти». 3 21.11
28.11
05.12 Тренинг «Запоминание цветов»
Тренинг «Цифры и буквы»
Тренинг «Порядок слов»
Тренинг «Картинки в клетках»
9 Диагностика памяти. 1 12.12 Выполнение диагностической работы и запись основных параметров в тетрадь
Быстрое чтение (10 часов)
10 Диагностика чтения. 1 19.12 Выполнение диагностической работы и запись основных параметров в тетрадь
11 Тренинг «Навыки быстрого чтения» 1 26.12 Тренинг «Таблица»
Тренинг «Пословицы», «Антонимы»
Тренинг «Текст в строчку, текст в столбец»
Тренинг «Запоминание цветов»
Тренинг «Картинки в клетках»
Тренинг «Таблица»
12 Тренинг «Навыки быстрого чтения» 1 16.01 Тренинг «Таблица»
Тренинг «Пословицы», «Антонимы»
Тренинг «Чтение текста: затирка (закраска)»
Тренинг «Цифры и буквы»
Тренинг «Порядок слов»
Тренинг «Таблица»
13 Тренинг «Навыки быстрого чтения» 1 23.01 Тренинг «Таблица»
Тренинг «Текст в строчку, текст в столбец»
Тренинг «Чтение текста: затирка (закраска)»
Тренинг «Запоминание цветов»
Тренинг «Цифры и буквы»
Тренинг «Таблица»
14 Диагностика чтения. 1 30.01 Выполнение диагностической работы и запись основных параметров в тетрадь
15 Тренинг «Навыки быстрого чтения» 1 06.02 Тренинг «Таблица»
Тренинг «Пословицы», «Антонимы»
Тренинг «Текст в строчку, текст в столбец»
Тренинг «Запоминание цветов»
Тренинг «Картинки в клетках»
Тренинг «Таблица»
16 Тренинг «Навыки быстрого чтения» 1 13.02 Тренинг «Таблица»
Тренинг «Пословицы», «Антонимы»
Тренинг «Чтение текста: затирка (закраска)»
Тренинг «Цифры и буквы»
Тренинг «Порядок слов»
Тренинг «Таблица»
17 Тренинг «Навыки быстрого чтения» 1 27.02 Тренинг «Таблица»
Тренинг «Текст в строчку, текст в столбец»
Тренинг «Чтение текста: затирка (закраска)»
Тренинг «Запоминание цветов»
Тренинг «Цифры и буквы»
Тренинг «Таблица»
18 Тренинг «Навыки быстрого чтения» 1 05.03 Тренинг «Таблица»
Тренинг «Пословицы», «Антонимы»
Тренинг «Текст в строчку, текст в столбец»
Тренинг «Запоминание цветов»
Тренинг «Картинки в клетках»
Тренинг «Таблица»
19 Диагностика чтения. 1 12.03 Выполнение диагностической работы и запись основных параметров в тетрадь
Пространственное воображение (9 часов)
20 Тренинг «Пространственное воображение» 1 19.03 Выполнение диагностической работы и запись основных параметров в тетрадь
21 - 23 Тренинг «Пространственное воображение» 3 26.03
02.04
16.04 Тренинг «Плоские буквы»
Тренинг «Кубики»
Тренинг «Распознавание букв»
Тренинг «Плоские буквы»
24 Тренинг «Пространственное воображение» 1 23.04 Выполнение диагностической работы и запись основных параметров в тетрадь
25 - 27 Тренинг «Пространственное воображение» 3 30.04
07.05
14.05 Тренинг «Плоские буквы»
Тренинг «Кубики»
Тренинг «Распознавание букв»
Тренинг «Лабиринты»
Тренинг «Плоские буквы»
28 Тренинг «Пространственное воображение» 1 21.05 Выполнение диагностической работы и запись основных параметров в тетрадь
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютеры с программным обеспечением СИРС – 1.
Информационное обеспечение:
Веб-сайт: сирс.рф ; www.sirs.ru
IX. Формы контроля
Диагностические задания на тренажёрах
Практические работы на тренажерах
Самоконтроль
Диагностика сформированности навыка чтения 2 раза в год (на входе и на выходе)
Диагностика сформированности уровня интеллекта 2 раза в год (на входе и на выходе) Пишет Юлия Владимировна и Ирина Васильевна.
X. Список литературы.
Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Методическое пособие. Центр интенсивных технологий в образовании и медицине, г. Новосибирск, 2005 г.