Презентация по истории и философии специальной педагогики на тему: Альфред Бине: труды и их значение


МГПУ Институт специального образования и комплексной реабилитацииКафедра логопедииАльфред Бине: труды и значение. Альфред Бине (1857–1911)французский психолог, доктор медицины и права Парижского университета, основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии. «Экспериментальное изучение интеллекта» (1903)основу книги составили 3хлетние наблюдения за учащимися начальной школы и двумя собственными дочерями – Маргаритой и Армандой. По итогам выделил 2 мыслительных типа: наблюдательный или объективный и фантазирующий или субъективный.Различия между типами могут быть сглажены педагогическим воздействием. Доказал это в дальнейших исследованиях. «Современные идеи о детях» (1908)В этой работе наиболее полно представлены результаты 30летних наблюдений и экспериментов Бине в области детской и педагогической психологии. Задача книги - помочь педагогу понять ребенка и построить обучение так, чтобы подготовить его к будущей жизни, помочь ему найти свое место в обществе. Вместе со своим сотрудником Т. Симоном, Бине изучал пять групп разновозрастных детей по 10 человек в каждой. В группах были дети среднего уровня развития.Уровень интеллекта оценивался в годах.Детям предлагались тесты различной степени сложности. В зависимости от ответов определялся интеллектуальный возраст. Получилась шкала измерений, единицей которой являлся год интеллектуального развития.Уровень интеллекта определялся относительно уровня интеллекта другого равного по основным признакам среднестатистического человека. метод Бине – Симона Метод количественной оценки уровня развития интеллектуальных способностей (мог быть использован для измерения любого качества интеллекта человека). метод Бине – Симона с восторгом принят в США, в трансформированном виде стал использоваться для определения коэффициента интеллектуального развития IQ. В этот период в странах Европы и Америки остро стоял вопрос о взаимоотношении традиционной и новой педагогики, основанной на использовании данных экспериментальной психологии. Новую педагогику называли: «экспериментальная педагогика», «педагогическая психология», «педология» и т.д. «Нам представляется нетрудным примирить две тенденции, так как мы предъявляем различные требования к старой и новой педагогике. Старая педагогика должна нам дать проблемы, подлежащие изучению, новая педагогика укажет нам способы изучения». А.Бине Анализируя некоторые статистические данные о судьбе школьников в послешкольной жизни, Бине пришел к заключению, что хорошо успевающие школьники сумели лучше устроить свою жизнь в дальнейшем. Бине выделил факторы влияющие на успех человека в школе и жизни:три главных – здоровье, ум и характер. Четвертый фактор – имущественное положение, дающее возможность успешно реализовать природные потенции. Под руководством Альфреда была разработана система упражнений по так называемой «умственной ортопедии». Суть заключалась в стремлении создать из ученика деятеля, вместо того чтобы превращать его в слушателя. Совместно с Т.Симоном написана книга «Ненормальные дети», явившаяся руководством для отбора детей во вспомогательные школы.Выявили «мнимо неспособных детей», в будущем подобное стали опредеть как «педагогическая запущенность». Альфред Бине создал ряд оригинальных работ : по проблеме внушаемости, умственного утомления, по психологии шахматистов и феноменальных счетчиков, по психологии искусства и судебной психологии, и др. Выводы: 1. Все признаки, присущие людям как объектам педагогической науки, измеримы и, следовательно, должны измеряться. Подобно тому, как в состав экономики входит эконометрика, научная педагогика не может обойтись без педаметрики, основателем которой является Бине. 2. А. Бине показал, что характеристики с нетривиальным психологическим и педагогическим содержанием поддаются измерениям. 3. Работы Альфреда Б. имеют непреходящее значение для осмысления экспериментальной деятельности педагогов и психологов. Спасибо за внимание.