Рабочая программа по географии 5 класс (Плешаков, Сонин) ФГОС второго поколения (проверена отделом аккредитации)) на 2015-2016 уч.год


МБОУ «Пожеревицкая средняя школа»
УТВЕРЖДАЮ

Директор школы Г.С.Космачкова



Рабочая программа по предмету география
5 класс составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту основного общего образования


УМК к учебнику: География. Землеведение.5класс. Авторы: В.П. Дронов, Л. Е. Савельева–М., Дрофа 2015 г.

Программа разработана на основе примерной программы по учебнику География. Землеведение.5класс. Авторы:В.П. Дронов, Л. Е. Савельева. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева.- М., Дрофа 2014 г.



Составитель: учитель географии Иванова Антонина Михайловна
2015г
Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программой основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева. // Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2014, планируемыми результатами основного общего образования по географии , ООП ОУ МБОУ
«Пожеревицкая средняя школа», Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в ОУ, учебного плана МБОУ «Пожеревицкая средняя школа».
В основной школе целями образования являются воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности. География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.

Цели:
развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,
раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,
воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;
формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие специфических географических и общеучебных умений;
познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;
создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности
развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;
раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),
изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Курс «География. Землеведение. 56 классы» курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии в 5классе отводится 35ч . ( 1 ч в неделю).
В соответствии с учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные
воспитание российской гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

Метапредметные
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Предметные
Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета.

ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ.

5 КЛАСС(1 ч в неделю, всего 35 ч)


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.
Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба.
Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды.
Русское кругосветное плавание.
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

Земля и космос. Земля часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практическая работа

1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли.
Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба.
Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Параллели и меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота.
Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практические работы.

2. Составление плана местности способом глазомерной съемки.
Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Раздел IV. Земная кора (12 ч)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера каменные оболочки Земли.
Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры.
Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практические работы
Определение горных пород и описание их свойств.
Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Перечень оценочных практических работ.

Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий Практическая работа 2. Составление плана местности способом глазомерной съемки.
Практическая работа3.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Практическая работа 4. Определение горных пород и описание их свойств. Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.


№ пп
Дата
Тема раздела/урока.
Тип урока
Основные виды учебной деятельности
Планируемые результаты обучения






Предметные
УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные
Личностные



Введение






1.

Что изучает география
Урок открытия новых знаний
Формулировать определение понятия
«география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.
Характеризовать природные и ант- ропогенные географические объекты.
Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты. Осуществлять поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в со- временном мире
Ученик научится понимать, что изучает география, какие элементы земной поверхности называются географическими объектами; на какие вопросы отвечает наука география, изучая географические объекты.
Ученик получит возможность выучить: основные географические понятия и термины
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности
Формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию; формировать целостное мировоззрения; формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; формировать основы экологической культуры.







средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения




Раздел 1. Накопление знаний о
Земле






2.

Познание Земли в древности
Урок открытия новых знаний.
Работать с картой: определять территории древних государств Европы и Востока.
Сравнивать современные карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучать по картам маршруты путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначать маршруты путешествий на контурной карте.
Ученик научится читать географические карты; понимать, что заставило людей Древнего мира приобретать географические знания; где и когда зародилась географическая наука; кого считают е основоположником.
Ученик получит возможность узнать, как учные Древнего мира изучали природу; как накапливались и изменялись знания человека о Земле; в
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
Принимать ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.






каких странах география развивалась наиболее успешно в Средние века.



3.

Великие географичес-кие открытия
Урок открытия новых знаний.
Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли. Обозначать на контурной карте маршруты путешествий.
Ученик научится обозначать маршруты путешествий на контурной карте.
Ученик получит возможность узнать, какое время называется эпохой Великих географических открытий; какие путешествия эпохи считают важнейшими.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Обладать широкой мотивационной основой учебной деятельности, включая социальные учебно-познавательные и внешние мотивы.
Формировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4.

Открытие Австралии и Антарктиды
Урок открытия новых знаний.
Описывать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и
Ученик научится понимать, как европейцы открыли Австралию, кому принадлежит честь открытия
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей.
Формировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи





М. П. Лазарева,И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
Обозначать на контурной карте маршруты путешествий.
Антарктиды; как происходило первое кругосветное путешествие.
Ученик получит возможность научиться описывать по карте маршрут первой русской кругосветной экспедиции.
Познавательные: использовать знаково- символические средства
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения


5.

Современная география.
Урок открытия новых знаний.
Искать на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований, применяе- мых приборов и инструментов. Осуществлять поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказываний мнений об их значении, возможности использования.
Ученик научится понимать, чем отличаются путешествия далкого прошлого от современных географических исследований и экспедиций; какие методы изучения Земли используют современные учные
– географы; научится искать информацию о путешественниках в интернете.
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ориентироваться на понимании причин успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи






Ученик получит возможность познакомиться виртуально с современными приборами географических исследований.



6.

Итоговый урок по теме:
«Накопление знаний о Земле»
Урок контроля знаний и умений.
Выполнять тестовые задания. Работать с учебником, атласом
Ученик получит возможность выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, работать с моделями, схемами, картами
Регулятивные:
Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: Способствовать развитию познавательной активности
учащихся, умения
наблюдать,сравнивать, обобщать и делать выводы
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Развивать мотивацию учебной деятельности, формировать самооценку.
Формировать умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций



Раздел 2. Земля во Вселенной.






7.

Земля и космос
Урок открытия новых знаний.
Осуществлять поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определять стороны горизонта по Полярной звезде
Ученик научится называть нашу планету, планеты Солнечной системы; понимать, что такое Вселенная и галактики; какие звзды называются навигационными и для чего они служат; какую форму имеет наша Галактика.
Ученик получит возможность научиться понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; ориентироваться по звздам.
Регулятивные: использовать знаково- символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Познавательные: Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: Уметь работать в команде, эффективно сотрудничать, способствовать эффективной кооперации
Формировать смыслообразование,т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

8.

Земля часть Солнечной системы
Урок открытия новых знаний.
Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.
Составлять
Ученик научится работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Формировать умение работать в группах, парах; уметь социально взаимодействовать.





«космический адрес» планеты Земля. Вы- числять площади материков и океанов. Описывать уникальные особенности Земли как планеты. Использовать макет Солнечной системы.
планет и созвездий.

Ученик получит возможность узнать, что у Земли общего с другими планетами Солнечной системы; в чм уникальность нашей планеты.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения


9.

Влияние космоса на Землю
Урок открытия новых знаний.
Составлять описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом.
Описывать воздействия на Землю ее единственного естественного спутника
Луны. Осуществлять поиск дополнительных сведений о процессах и
Ученик научится выполнять составление описания очевидных проявле- ний воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом; описывать воздействия на Землю ее единственного естественного спут-
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: Способствовать развитию познавательной активности
учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы
Коммуникативные:
осуществлять взаимный
Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется





явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства.
ника Луны; осуществлять поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства.
Ученик получит возможность научиться понимать, какую роль играет Солнце в жизни нашей планеты; почему очертания Луны на небосклоне изменяются.
контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.


10.

Осевое вращение Земли
Урок открытия новых знаний.
Наблюдать действующие модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описывать особенности
Ученик научится описывать уникальные особенности Земли.
Ученик получит
Регулятивные: Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Познавательные: Ставить и формулировать
Ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и





вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схемы
«Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»
возможность научиться понимать, что такое географические полюса, что служит основной единицей измерения времени на Земле; каковы географические следствия осевого вращения Земли.
проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

11

Обращение Земли вокруг Солнца
Урок открытия новых знаний.
Наблюдать действующие модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг Солнца (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснять смену времен года.
Ученик научится анализировать положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений; составлять и анализировать схемы (таблицы)
«Географические следствия движения Земли вокруг Солнца».
Ученик получит возможность
Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: уметь
грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию партнров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.
Овладевать способностью к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.






научиться
понимать, почему на Земле бывают високосные годы ; как изменилась бы поверхность Земли, если бы изменилось расстояние между ней и Солнцем.



12.

Форма и размеры Земли
Урок актуализа- ции знаний и умений.
Осуществлять поиск информации (в Интернете, других ис- точниках) и подготовить сообщения на тему
«Представление о форме и размерах Земли в древности». Составлять и анализировать схемы
«Географические следствия размеров и формы Земли »
Ученик научится понимать, как менялись представления людей о форме нашей планеты; как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Ученик получит возможность понимать, какие показатели характеризуют размеры Земли, какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительно.
Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные:
грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию партнров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.
Развивать мотивацию учебной деятельности, формировать самооценку.
Формировать умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

13.

Обобщение по теме
«Земля во Вселенной»
Урок контроля знаний и умений.
Работать с итоговыми вопросами по разделу
«Земля во Вселенной» в учебнике. Практическая работа № 1.
«Характеристика видов движений Земли и их географических следствий»
Ученик получит возможность использовать сведения об общих свойствах и процессах Земли и Вселенной; приводить примеры методов изучения, использованных в ходе исследований; проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



Раздел 3. Географи- ческие модели Земли.






14.

Ориентиро- вание на земной поверхности.
Урок открытия новых знаний.
Определять по компасу направления на стороны горизонта; определять азимуты направлений на предметы (объекты) с помощью компаса
Ученик научится определять по компасу направления на стороны горизонта, определять азимут с помощью компаса.
Ученик получит возможность научиться понимать, как ориентироваться по местным признакам; определять азимуты направлений на предметы в классе.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Формировать умение работать в группе, уметь оценивать свою работу и работу учащихся

15.

Изображение земной поверхности
Урок открытия новых знаний.
Изучать различные виды изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков.
Сравнивать плана и карты с аэрофотоснимками и
Ученик научится сравнивать план, карты, аэрофотоснимки, фотографиями одной местности, читать топографическую
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
Принимать ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.





фотографиями одной местности
карту.

Ученик получит возможность научиться понимать, в каких ситуациях может понадобиться географическая карта; какую информацию можно получить из космических снимков.
различных источников информации.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем


16.

Масштаб и его виды.
Урок открытия новых знаний.
Определять по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и обратно.
Ученик научится определять масштаб на карте, решать задачи по определению масштаба.
Ученик получит возможность научиться понимать, для чего служит масштаб.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов.
Развивать мотивацию учебной деятельности, формировать самооценку; формировать умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

17.

Изображение неровностей Земной поверхности на планах и картах.
Урок открытия новых знаний.
Работать с картой и планом местности: анализировать выпуклые и вогнутые формы рельефа, способы их изображения.
Определять по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин.
Осуществлять поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин.
Ученик научится обозначать на контурной карте самых высоких точек материков (их высот), самых глубоких впадин Мирового океана, решать задачи по определению абсолютной и относительной высоты, работать с физической картой.
Ученик получит возможность научиться объяснять, как по горизонталям и бергштрихам определяют, в каком направлении уменьшается или увеличивается высота местности.
Регулятивные: определять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: выдвигать гипотезы и их обосновывать. Осуществлять построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Осознавать важность исследований Земли

18.

Планы местности и их чтение.
Урок открытия новых знаний.
Искать на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описывать маршрут по топографической карте (или плану местности) с
Ученик научится описывать маршрут по топографической карте и плану местности с помощью условных знаков, определять направления по сторонам горизонта.
Регулятивные: планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.
Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути е решения. Коммуникативные: уметь
Понимать важность умений работы с планом и картой.





помощью условных знаков и определять направления по сторонам горизонта. Определять
на плане азимуты направлений на объекты

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


19.

Составление плана местности.
Урок комплексно- го примене- ния знаний и умений.
Составлять простейший план небольшого участка местности Практическая работа №2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки
Ученик научится составлять план местности различными способами.
Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою
деятельность под руководством учителя.
Познавательные: выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого.
Коммуникативные: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

20.

Параллели и меридианы
Урок открытия новых знаний.
Сравнивать глобус и карту, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.
Определять по картам
Ученик научится понимать особенности параллелей и меридианов; объяснять, что такое параллели и
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: создать условия для развития у школьников умения
Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.





стороны горизонта и направления движений.
меридианы.
Ученик получит возможность научиться искать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюса.
формулировать проблему и предлагать пути е решения; Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии.


21.

Градусная сеть.
Географи- ческие координаты.
Урок открытия новых знаний.
Определять по картам географической широты и географической долготы объектов.
Осуществлять поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположения объектов с разными географическими координатами.
Практическая работа №.
3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и
Ученик научится определять расстояния с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей; определять географические координаты.
Ученик получит возможность научиться определять форму и размеры параллелей на глобусе и карте, определять географическую
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: осознавать практическую значимость изучаемого материала.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Понимать важность умения определять свои координаты





расстояний между объектами с помощью градусной сети
широту объекта на карте.



22.

Географи- ческие карты
Урок открытия новых знаний.
Сопоставлять карты разного содержания, осуществлять поиск на них географических объектов, определять абсолютную высоту территории. Сравнивать глобус и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов
Ученик научится читать карты различных видов, определять зависимость подробности карты от ее масштаба; давать определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности.
Ученик получит возможность научиться составлять сравнительную характеристику.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: осознавать практическую значимость изучаемого материала.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных и познавательных задач.

23.

Обобщение по разделу
«Географич еские модели Земли»
Урок контроля знаний и умений.
Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу
«Географические модели Земли» в учебнике.
Ученик получит возможность работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу
«Географические модели Земли» в учебнике.

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, уметь
наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности



Раздел 4. Земная кора.






24.

Внутреннее строение Земли.
Урок открытия новых знаний.
Описывать модели строения Земли.
Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой.
Ученик научится понимать основные географические понятия и термины - литосфера, литосферные плиты.
Ученик получит возможность понимать, как изучают недра Земли.
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качества и уровень усвоения.
Познавательные: искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.

25.

Разнообра- зие горных
Урок открытия
Сравнивать свойства горных пород различного
Ученик научится определять горные
Регулятивные: следовать установленным правилам в
Уметь работать в
группе, уметь



пород.
новых знаний.
происхождения. Определять горные породы (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.
Анализировать схемы преобразования горных пород. Практическая работа №4. Определение горных пород и описание их свойств
породы и объяснять свойства горных пород. Ученик получит возможность узнать, как образуются различные горные порды.
планировании и контроле способа решения.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников информации .
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем
оценивать свою работу и работу учащихся

26.

Земная кора и литосфера- каменные оболочки Земли.
Урок открытия новых знаний.
Сравнивать типы земной коры. Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.
Устанавливать по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит
Ученик научится определять границы литосферных плит, выявлять процессы, происходящие на границе литосферных плит.
Ученик получит возможность понимать отличия континентальной и океанической земной коры; как литосферные плиты взаимодействуют между собой.
Регулятивные: различать способ и результат действия.
Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные:
устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Принять ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

27.

Разнообра- зие форм рельефа Земли
Урок открытия новых знаний.
Распознавать на физических картах в атласе разные формы рельефа. Определять на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа.
Ученик научится определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и вершин, их географического положения.
Ученик получит возможность понимать, почему рельеф нашей планеты очень разнообразен и изменчив.
Регулятивные: выделять и осознавать учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: уметь
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных ситуациях. Уметь работать в группах, парах

28.

Движение земной коры.
Землетря- сения.
Урок открытия новых знаний.
Устанавливать с помощью географических карт крупнейшие горные области. Описывать изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры
Ученик научится выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.
Ученик получит возможность
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: осознавать практическую значимость изучаемого материала.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
Развивать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.






научиться понимать, как возникают землетрясения и зачем их нужно изучать.
речи.


29.

Вулканизм

Урок открытия новых знаний.
Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма
Ученик научится работать с контурной картой, наносить вулканы и районы землетрясений.
Ученик получит возможность узнать, что такое вулканизм и что такое вулканы; почему извержения вулканов и землетрясения приурочены к одним и тем же районам Земли.
Регулятивные: определять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, уметь наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные:
задавать вопросы; контролировать действия партнера
Формировать умение работать в команде, эффективно сотрудничать, способствовать эффективной кооперации.

30.

Внешние силы, изменяю- щие рельеф.
Выветри- вание.
Работа текучих
Урок открытия новых знаний.
Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Составлять и анализировать схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся
Ученик научится понимать роль внешних сил в формировании рельефа Земли; в чм проявляется работа текучих вод, ледников, ветра; искать
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы,
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и



вод, ледников и ветра.

под их воздействием форм рельефа.
Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.
дополнительную информацию в Интернете и других источниках о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием
явлений. Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
способам решения новой задачи.

31.

Главные формы рельефа суши
Урок открытия новых знаний.
Распознавать на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой.
Выполнять практические задания по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составлять по картам атласа
Ученик научится обозначать на контурной карте крупные горы и равнины суши, горные вершины, равнины, антропогенные формы рельефа; наносить на контурную карту и правильно подписывать
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к
Формировать умение работать в команде, эффективно сотрудничать, способствовать эффективной кооперации.





описания рельефа одного из материков.
географические объекты.
координации различных позиций в сотрудничестве.


32.

Рельеф дна океанов
Урок открытия новых знаний.
Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит
Ученик научится выявлять причинно- следственные связи влияющие на образование рельефа дна океана. Выявлять границы литосферных плит на дне океана.
Ученик получит возможность понимать,
какие формы рельефа имеются на дне океана;
по физической карте сравнивать строение окраин океанов.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, уметь наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Формировать умение работать в группах, парах; уметь социально взаимодействовать.

33.

Человек и земная кора.
Урок открытия новых знаний.
Описывать по иллюстрациям способы добычи полезных ископаемых.
Осуществлять поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных
Ученик научится рационально использовать природные ресурсы земли.
Ученик получит возможность научиться понимать,
Регулятивные: различать способ и результат действия.
Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные:
устанавливать и сравнивать
Формировать самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формировать экологическое мировоззрение, любовь к родной природе.





ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору
какие неблагоприятные для человека явления связаны с земной корой; какие проблемы возникают при нарушении земной коры в результате хозяйственной деятельности.
различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор


34.

Итоговый урок по разделу
«Земная кора».
Урок комплексного применения знаний и умений.
Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовить на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору Практическая рабо-
та № 5.
Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт
Ученик научится систематизировать и обобщать материал о земной коре – литосфере.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

35.

Экскурсия в природу
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Отвечать на вопросы викторины по заданиям, составленным по курсу 5 класса
Ученик получит возможность систематизировать и обобщить материал за курс географии 5 класса.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставлен- ной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути е решения; Коммуникативные:
допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

УМК «География. Землеведение. 56 классы»
География. Землеведение. 56 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
География. Землеведение. 56 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).
География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
География. Землеведение. 56 классы. Электронное приложение.

Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование:

Глобус
Компасы 3.Рулетка
Транспортир
Учебные плакаты 6.Коллекция горных пород

Технические средства обучения:
Компьютер. Мультимедийный проектор.
Интернет – ресурсы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] –Прогноз погоды в городах мира и России. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] журнал «Вокруг света» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Карта часовых поясов в различных странах мира. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Сайт космических снимков территории России.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Информационный ресурс о природе и экологическом образовании для педагогов, ученых, любителей природы, учащихся.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Газета «География » Издательского дома «Первое сентября»


Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Выпускник научится:
-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
-определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
-в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться
-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
-строить простые планы местности;
-создавать простейшие географические карты различного содержания;
-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.












































15