Эссе.Русская литература в отечественном кинематографе.


Русская литература в отечественном кинематографе
Сегодня трудно представить нашу жизнь без кинематографа. Думаю, что нет такого человека, которого не увлек бы он разнообразием жанров: будь то исторические фильмы, приключенческие, фантастические, детективы, романтические истории (мелодрамы). Одни приглашают к серьёзному размышлению о судьбах людских, рассказывают о подвигах, чувствах, переживаниях героев, учат духовности, нравственности, другие дарят отдых...
Русский отечественный кинематограф представлен широким выбором экранизаций на любой вкус, ведь безумно интересно сопоставлять книгу с фильмом, мысленно дополнять образы героев и декорации теми, что задумал создатель.
К своей работе режиссёры подходят очень серьёзно: нужно выбрать подходящих актеров, подготовить костюмы и место съемки, а большинство фильмов сделано на произведения классической литературы, которые актуальны в любые времена. В моем сознании самый глубокий след оставила экранизация на пьесу А.Островского «Бесприданница» - «Жестокий романс».
На мой взгляд, Эльдар Рязанов очень удачно подобрал актёров: красавицу и умницу Ларису Огудалову сыграла Лариса Гузеева, а её мать - Алиса Фрейндлих, статного Паратова - Никита Михалков, медведеобразного и крепкого Кнурова - Алексей Петренко, нерешительного Карандышева исполнил Андрей Мягков, а Вожеватова с его ироничной улыбкой - Виктор Проскурин.
Экранизация начинается со свадьбы сестры Ларисы – Ольги. Она вынуждена выйти замуж без любви за человека, который настолько ревнив, что держит рядом кинжал, наблюдая за теми, кто хотел бы подойти к девушке. Как же хороши русские актёры! Ольга играет глазами, полными отчаяния и страха, обращаясь к матери, плачет, лицо исказила гримаса страдания, а её голос дрожит: «Маменька, родненькая, куда же вы меня спровадили?» Кажется, что актриса всем своим существом чувствует свою героиню так тонко и глубоко, будто это она сама. В этой сцене поют цыгане, играет музыка, тягучая и грустная, словно пророча судьбу, которая поджидает девушку за углом почти сразу после свадьбы. Мать утешает Ольгу, убеждает в том, что всё будет хорошо, но и на её лице мы видим ничем не скрываемую горечь и беспокойство о дочери.
Тут же и Паратов, одетый в белые одежды, с букетом в руке и на белом коне, опаздывает на свадьбу и въезжает прямо на пристань, этим показывая, что у него ровно столько денег, чтобы не беспокоиться о проблемах с полицией. Лариса говорит с ним о том, что хотела бы уехать, её голос полон надежды на что-то несбыточное, но всё-таки желанное; тут же и Карандышев наблюдает за ней с лицом сдержанным, но всё же полным ревности. «Скажите мне, почему женщины предпочитают прежде всего людей порочных чистым?»- говорит он, думая, что безгрешен, но это далеко не так. А дальше - яркая сцена неловкости Юлия Капитоныча: он не может подвинуть коляску, остановившуюся рядом с лужей, в то время как Сергей Сергеевич, не заботясь о чистоте своей одежды, делает это с легкостью. В лице Ларисы - юношеский восторг, в лице матери – осторожность. Мы будто видим немой вопрос: «Что же будет дальше из связи с богатым Паратовым?» Но говорит она другое: «Не про тебя жених. Ишь, разлакомилась.» Прекрасно подобрано место для съемки экранизации: Кострома так богата старинными улочками и зданиями. Мы никогда бы не подумали, что театр кукол мог послужить декорацией для железнодорожного вокзала, вот что значит кинематографическое искусство! Вся природа глухих уголков города идеально иллюстрирует ту картину, которую представляю себе.
Следующая сцена открывает нам дом Огудаловых с его скромной, но изящной обстановкой. Юлий Капитоныч приносит телеграммы, получает ленивое приглашение к обеду, лицо его принимает заискивающее выражение, соглашается он с большим энтузиазмом. И тут же ужасная новость: сестре Ларисы очень нужны деньги, вновь отчаяние и беспокойство овладевают матерью.
В день рождения Ларисы Карандышев был принят так же невнимательно, как и всегда: девушка сразу же отводит глаза и поворачивает голову в сторону, показывая, что не видит в нём интересную личность, она будто кого-то ждет. Героиня по-настоящему прекрасна: умело подобранное костюмерами платье дополняет образ Ларисы Огудаловой в исполнении Ларисы Гузеевой. На мой взгляд, актриса полностью поглощена историей героини, её игра превосходна, она завораживает нас своей естественностью и непринуждённостью.
Лариса очень тепло обращается к Вожеватову, благодаря за брошь, мягко касаясь его рукой, пока тот иронично улыбается её матери, та заботится о веселости вечера, размышляя, как бы достать деньги для дочери. И, когда ей это удается, на её лице мы не видим радости, а лишь горечь от того, что этого достаточно не будет.
Приходит Паратов, и Лариса сгорает от стыда и волнения, когда он застёгивает свой подарок на её шее. Позже девушка исполняет песню. Лицо актрисы пронизано тонкими струнами надежды, юности, невинности и едва разгорающейся любви; её глаза блестят, а щеки розовеют, когда она смотрит на Сергея Сергеевича, а голос так же чист, как душа героини.
На экране нам показывают главных героев по отдельности, в лицах мы видим задумчивость и отголоски их собственных историй, а в глазах Паратова – влюблённость. И опять поражает игра актеров, умение передать чувства, настроение так, что невольно оказываешься в плену их обаяния. Девушка не может сдержать выражение счастья и улыбки, мы влюблены в персонаж – таково мастерство актрисы.
Сцена в саду Огудаловых показывает бравого генерала, решившего попасть в стакан из револьвера с 12-ти шагов. Даже походка актера указывает на характер персонажа: он смел и решителен, как и Паратов. Лариса вызывается держать часы, в которые молодой человек обещал попасть пулей. Карандышев пытается остановить её, но он смешон в своём бессилии, и девушка не слышит его. Осенний сад прекрасно подходит для любовной трагедии: опавшие коричневые листья и серое небо будто символизируют настроение Юлия Капитоныча, этого нелепого человека. Он даже приставил револьвер к виску, вот только смелости не хватило.
А дальше - любовь, пароход и рука, сжимающая другую руку, ресторан и песни. И то, как всё закончилось: отъезд Паратова , недели ожидания Ларисой, она мечется и страдает без него, её сердце сжимается от печали, и это настолько ярко выражено актрисой Гузеевой, что мы чувствуем разочарование и тихое отчаяние девушки будто сквозь экран.
Огудаловой предстоит ещё худшая участь – замужество с Карандышевым, который абсолютно ей безразличен, она смотрит на него, словно на пыль, оседающую на книжных полках старой библиотеки. А он доволен тем, что наконец заполучил то, чего хотели бы и многие другие. Юлий Капитоныч ревнует Ларису к Вожеватову и организует обед, на который попадает и Паратов.
Его приём смешон, как и сам владелец, но «разве можно казнить человека лишь за то, что он смешон?» На мой взгляд, роль исполнена настолько мастерски, что герой вызывает отторжение. Ведет он себя неприлично: напивается прежде всех, наклеивает фальшивые этикетки на бутылки с вином, думая, что «сильные мира сего» не отличат плохое от хорошего, а они все смеются над ним, повергая Ларису в уныние. Уже не просто тень, а грозовое облако тревоги и глубокой печали отражается на лице Огудаловой, а песня и разговор глазами с Паратовым поражают до глубины души, пронзая горькой стрелой, заставляя нас почувствовать себя внутри конфликта между героями.
И любовная история закружилась заново: пароход, цыгане, танцы, попытка матери девушки остановить все это, погоня обезумевшего Карандышева и жестокий, жестокий обман, и разбитое сердце несчастной: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге».
Увы, она всё ещё таила надежду на счастье. Обстановка вокруг отражает внутреннее состояние девушки: тихие и грустные песни цыган, темный коридор, посеревшее платье. Никто так по-настоящему и не полюбил героиню. «У каждой вещи должен быть свой хозяин»,- говорит Лариса Дмитриевна, но этот «хозяин» вовсе не Карандышев. Он до ужаса противен, цепляясь за неё, пытаясь удержать. О, ничтожный, ничтожный человек…
«Я слишком дорога для вас! Прочь, как же вы мне противны! Я любви искала и не нашла, так буду искать золото!»- кричит героиня в отчаянии. И она ушла бы в мир ещё более несчастный, если бы не роковой выстрел. «Так не доставайся же ты никому!»- эти слова будто о безделушке, и в спину Ларисы врезается пуля. Прощальный взгляд в лицо безбожному Сергею Сергеевичу, тихое «благодарю» и испуганные чайки, взметнувшиеся в небо, завершают эту картину. О, жертва любви, разве могла закончиться её жизнь по-другому?
Если сравнить ощущения после прочтения пьесы и просмотра экранизации, могу сказать одно: они совпадают, что в который раз подтверждает мастерство, с которым режиссёр подошёл к своей работе. Я не чувствую сожаления о смерти Ларисы, ведь ждала её жизнь куда более худшая. Быть вещью, забавой некоторое время, а что потом? Вечная боль и разочарование в людях, в добре, в любви наконец. Вот только горько, что «Ласточка» побежит по Волге без Огудаловой всё так же резво, как и раньше, ведь жизнь продолжается, она прекрасна. А кому какое дело до сломанной вещи?
Я благодарна Эльдару Рязанову за внимание к русской классике и умение глубоко затронуть душу.