Русская литература в отечественном кинематографе.


Русская литература в отечественном кинематографе.
Очень часто на уроках литературы мне не раз приходилось слышать от одноклассников о том, что читать классику, готовясь к занятиям, необязательно, потому что практически по всем программным произведениям сняты фильмы. Достаточно посмотреть экранизацию романа или повести. Это экономит время и является наиболее лёгким способом знакомства с ним. Недавно мы изучали роман И.С. Тургенева « Отцы и дети». Мне, человеку, предпочитающему живое общение с писателем всякого рода интерпретациям, захотелось проверить этот аргумент на практике: я решила сравнить свои ощущения по прочтении романа с экранизацией произведения. Мой выбор пал на фильм, снятый режиссёром Авдотьей Смирновой в 2008 году.
Действие событий разворачивается в 1859 году, накануне грандиозных реформ в стране, связанных с отменой крепостного права. На создание романа Тургенева подтолкнул его уход из журнала «Современник», с которым были связаны лучшие литературные достижения Ивана Сергеевича. Ему он был обязан знакомству с Белинским и Некрасовым, которые сыграли большую роль в его писательском становлении. Разрыв с «Современником» был неизбежен потому, что в редакцию пришли молодые люди, с чьим мировоззрением категорически не был согласен Тургенев. Более того, их идеи оскорбляли жизненные принципы писателя. Одним из них был молодой критик Н.А.Добролюбов, чьи «нигиллистические взгляды» на человеческие ценности легли в основу его произведения о противостоянии двух поколений: «отцов» и «детей». Тургенев в своём романе стремится к изображению уходящего времени, на смену которого грядёт новое. Но какие они, люди нового времени? Какие новые идеи они с собой несут? Насколько рациональна для страны их политика? Над этими вопросами предлагает нам поразмышлять Иван Сергеевич Тургенев.
Действие романа начинается со знакомства с главными героями. Молодой Аркадий Кирсанов, недавно заразившийся идеями нигиллизма, приезжает со своим «учителем», приятелем Евгением Базаровым в родовое имение Марьино. В фильме, как и в романе, уделено особое внимание изображению запущенности деревни, что говорит о несостоятельности хозяев, их бессилии перед грядущими государственными реформами. С первых же сцен мы видим неизбежность столкновения между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Читая роман, я прочувствовала высокомерие, с которым аристократ Кирсанов знакомится с Евгением. В фильме этого ощущения мне было недостаточно. Вероятно, не все чувства можно передать через экран. При чтении есть возможность вернуться к прочитанному, проследить за мыслями автора. Тургеневские произведения нельзя читать вскользь. Каждая деталь здесь важна. Психологизм его произведений поражает: насколько хорошо он чувствует человеческую натуру. К примеру, на следующий день после приезда, за завтраком, Базаров торопится покинуть стол не потому ли, что ему неловко находиться в компании Павла Петровича? Но ведь он уравновешенный, спокойный нигиллист, или он играет роль такового? Подобных вопросов относительно поступков героев возникает множество при внимательном прочтении. Я думаю, смотреть фильм, не будучи знакомым с произведением, не имеет смысла, потому что многие бесценные мысли автора тогда остаются без внимания.
Меня поразил образ Базарова как в романе, так и в фильме. Это выдающаяся личность своего времени, причём его трагическое одиночество подчёркнуто особенно. Мне интересно было посмотреть, каких актёров режиссёр пригласила на роль героев. Выбор их меня не разочаровал. Базарова в фильме сыграл актёр Александр Устюгов. Несмотря на то, что в некоторых сценах его игра была, на мой взгляд, не совсем убедительной, в целом, думаю, образ ему удался. Я увидела в нём ту гордую, сильную личность, которая была изображена в романе. Особенно меня заинтересовала его игра в сцене объяснения с Одинцовой. Именно здесь в полной мере проявилась страстная натура Базарова. Это один из моих любимых эпизодов «Отцов и детей». В сцене смерти, по моему мнению, образ можно было сделать более выразительным. Изображение умирающего человека, который изо всех сил старается сохранить своё человеческое достоинство до последних минут своей жизни Устюгову , как мне кажется, не совсем удалось. В романе это показано более образно и сильно.
Мне понравилась игра и других актёров, сыгравших в фильме: Натальи Рогожкиной(Одинцова),Екатерины Вилковой(Фенечка), Дарьи Белоусовой(Катя), Анатолия Васильева(Николай Петрович), Андрея Смирнова( Павел Петрович). Примечательно, что Павла Петровича сыграл отец режиссёра. Несмотря на то, что актёр на десяток лет старше своего романного героя (что меня в начале просмотра картины несколько смутило), это ничуть не помешало восприятию образа этого героя. Актёру удалось передать и консерватизм Павла Петровича, и его неприязненное отношение к Базарову. Сцены, где он преследует взглядом Фенечку, помогли мне лучше понять сюжет романа. Фенечка- чистая душа, способная привлечь внимание мужчин, смутно догадывается о причине такого к ней отношения брата мужа. Её образ-лишь напоминание о его несчастной любви к графине Р., несостоявшегося счастья. Тургенев не раз подчёркивает, что в душе он давно мёртв, что жизнь его кончена. Фенечка невольно пробуждает в нём давно забытые чувства. Именно ревность заставляет его вызвать Базарова на дуэль. Он не говорит Евгению о причине поединка, лишь подчёркивает, что тот «здесь лишний», что он Базарова ненавидит. Базарова также привлекает образ Фенечки. Она в его присутствии чувствует себя даже более раскованно, чем при Николае Петровиче. Павел Петрович неслучайно ощущает угрозу со стороны Базарова: в Фенечке зарождаются чувства к нему. Мне особенно интересно было наблюдать игру актёров в этих сценах. На мой взгляд, им здесь удалось передать зрителю замысел Тургенева.
Родителей Базарова сыграли великолепные актёры Сергей Юрский и Наталья Тенякова. Их игра не оставила меня равнодушной. Я увидела любящих родителей, души не чаящих в своём Енюшке. Несмотря на то, что внешне Наталья Тенякова несколько отличается от романной героини, её подход к раскрытию образа матери Евгения мне понравился. Наиболее сильное впечатление произвела на меня сцена, где родители Базарова до последнего момента стараются сдержать свои чувства, но,когда их единственный , горячо любимый сын умирает, отец, простирая руки к небесам, угрожает Богу.
В первоначальном замысле автор предполагал изобразить главного героя беспринципным, бездуховным человеком, что должно было вызвать негативное отношение к образу Базарова. Но в процессе работы над романом он проникся жизнью героя, попытался понять его мироощущение, вгляды. В итоге Базаров- сильная личность, вызывающая уважение, симпатию и…жалость читателя. Герой трагически одинок, идеи его утопичны.
Фильм мне понравился. Совместная работа режиссёра, композиторов, художников-постановщиков, художников по костюму и других членов съёмочной группы помогла мне проникнуться духом того времени. Я считаю, что фильм-это отличное дополнение к произведению, но всё же бесценного диалога с автором он заменить не может.