Конспект урока по русскому языку на тему Раздельное и дефисное написание частиц (7 класс)
Тема «Раздельное и дефисное написание частиц»
Русский язык 7 класс
Тип урока: комбинированный
Цели:
обучающие: повторить морфологические сведения о частицах; изучить и закрепить раздельное и дефисное правописание частиц;
развивающие: развивать орфографическую зоркость; внимание, аналитические способности в обучении; навыки грамотной письменной и устной речи.
воспитательные: формировать активную творческую позицию в обучении; воспитывать чувство патриотизма на основе содержания учебного материала.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием, презентация, компьютер, проектор, оформленная доска.
Знать: морфологические особенности частиц, их правописание.
Уметь: находить в тексте частицы, отличать их от других частей речи, использовать в устной и письменной речи.
Структура урока:
оргмомент,
активизация мыслительной деятельности,
актуализация ранее изученного,
синтаксическая пятиминутка,
лингвистическое наблюдение,
работа с карточками (отработка навыков),
выполнение упражнений (закрепление),
подведение итогов, рефлексия.
комментирование оценок, инструктаж домашнего задания.
№
Этап
Ход урока
1
Оргмомент
2
Активизация мыслительных операций
Запись в тетради даты и темы урока.
Какой частью речи является слово(а)(дата урока)?(Числительное.) Какое по разряду числительное?(Порядковое.)
Сделайте транскрипцию слова.[с’имнацатайэ] Посчитайте количество букв и звуков в слове. Сколько согласных звуков? Сколько гласных? Какие гласные в сильной позиции, какие в слабой?
3
Актуализация ранее изученного
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что такое частица?(Служебная часть речи, которая придает различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов.)
- На какие разряды частицы делятся?(смысловые и формообразующие)
- Какие же значения вносят частицы в нашу речь?(вопросительное, восклицательное, отрицательное, усилительное, указательное.)
- Приведите примеры предложений с использованием этих частиц(примеры детей).
4
Синтаксическая пятиминутка
Записать предложение на доске под диктовку, произвести разбор, составить схему и дать устную характеристику:
Смысловые частицы вносят различные оттенки значения в предложение, а формообразующие частицы служат для образования форм слова.
5
Лингвистическое наблюдение
Обозначение темы и задач урока (слайд 1).
Учащиеся анализируют языковой материал и формулируют вывод о правописании частиц (слайд 2-3).
- Обратите внимание на написание частиц в правой и левой колонке, чем оно отличается?(В левой колонке частицы написаны отдельно от слов, а в правой- через дефис)
- Какого разряда частицы в правой колонке и в левой?(в левой – смысловые, в левой-формообразующие частицы)
- Сформулируем правило написания частиц. Давайте проверим, верны ли наши выводы
·(орфограмма с.149 и с.151 в учебнике).
6
Работа с карточками (отработка навыков)
Обучающимся раздаются карточки с заданием (Приложение1) , один ученик зачитывает текст (слайд 4)
- Из какого произведения взяты предложения, и кто автор? (слайд 5)
- Какому историческому событию посвящено стихотворение? Что вы о нем знаете? (слайд 6,7, 8)
- Подпишите работы. Раскройте скобки, зачеркните их, там, где частицы пишутся раздельно со словами, поставьте дефис там, где необходимо . Вставьте пропущенные буквы и графически объясните их написание.
- Поменяйтесь карточками друг с другом (сосед по парте), проведите взаимопроверку, сравнивая с первоисточником. (слайд 9)
7
Выполнение упражнения
-Мы с вами изучили тему «Союзы». Какие из них можно спутать с частицами? (тоже, также).
На слайде дана памятка о правописании частиц.
Упражнение 391 по заданию с использованием памятки (Приложение 2)
В тексте довольно сложно отличить указательное местоимение то и наречие так с частицей же от соединительных союзов ТОЖЕ И ТАКЖЕ,
(слайд 10)
-Давайте выполним с вами морфологический разбор слова работу.
Если останется время, выполняем упражнение 392.
8
Подведение итогов, рефлексия
- Какие частицы пишутся раздельно, а какие - через дефис?
- С какой частью речи используется частица –ка? Какое смысловое значение она вносит?(смягчает )
- Какие моменты урока вам понравились больше всего?
9
Комментирование оценок, задание на дом
Комментирование оценок. Домашнее задание:
параграф 151, упр. 393 подготовиться к диктанту; упр. 395.,используя частицы разве, якобы, неужели, ли выразить сомнение или недоумение в предложениях
Приложение 1
Ф.И._____________________________________________
Раскройте скобки, зачеркнув их косой линией, поставьте дефис между словом и частицей там, где это необходимо, вставьте пропущенные буквы в словах.
1.«Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спалеая пожаром, французу отдана? Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие!». 2. Ворчали старики: «Что (ж) мы? На зимние квартиры? (Не) смеют что (ли) командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Угщу я друга! Постой (ка), брат мусью!..» 4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва (ль) за нами?» 5. Не многие вернулись с поля. Когда (б) на то не Божья воля, не отдали (б) Москвы!
Приложение 2
ПАМЯТКА
ТАКЖЕ=ТОЖЕ=И
( сочинительный, соединительный союз )
Частицу ЖЕ можно опустить
ТО (указательное местоимение) ЖЕ,
ТАК (наречие) ЖЕ
ђЗаголовок 115