Конспект урока по русскому языку на тему Частицы формообразующие, отрицательные и модальные





Учитель: Гайкова Елена Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 7 «г»
Дата проведения:
Тема урока: Частицы формообразующие, отрицательные и модальные
Цель (обучения): Развитие умения определять разряды частиц: формообразующими, отрицательными и модальными и отличать частицы от других частей речи
Цель (личностного развития): Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное.
Ожидаемые результаты:
А: Учащиеся знают разряды частиц.
В: Учащиеся умеют отличать модальные частицы по значениям.
С: Учащиеся могут передать свои знания в группе. оценить свои знания и др.







Время
Этапы
урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационные формы
Оценивание
Используе-
мые модули


2мин.



















































Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на урок.











Стадия вызова

Создание благоприят-ного психологи-ческого климата.












Организация работы в группах.




Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.



Учитель предлагает детям встать в круг и повернуться друг к другу лицом, пожелать что-нибудь приятное.



Проверка дом .задания проходит до начала урока. Учащиеся получили задание на прошлом уроке составить синквейн по теме: Частица как служебная часть речи»
Работа выполнена на листах и вывешивается на магнитной доске.




Учитель делит класс на группы при помощи «Светофора». Предварительно перед уроком раскладываю кружки на столы красные для уч-ов с высокой мотивацией, желтые - со средней, зеленые – со слабой.
Уч-ся рассаживаются в группы согласно своему цвету.

– Начинаем урок с разминки. Попробуем вместе рассказать стихотворение. Части речи будем произносить дружно, хором (приложение 1) Слайд 1
- С какой частью речи из этого стихотворения мы знакомились на предыдущем уроке? – Какие частицы встретились в стихотворении? – Что такое частицы?

- Сегодня на уроке мы продолжаем тему частицы, будем знакомиться с разрядами частиц. Слайд 2.

- Какие разряды имеют частицы?
Разряды частиц: формообразующие, отрицательные, модальные.



– Наша цель на уроке сегодня?
– Хорошо.
- Постараемся её достичь.

Учитель объясняет уч –ся технологию «Карусель».
- Сегодня на уроке мы будем заниматься по технологии «Карусель». А это, значит, по моей команде вы будете переходить из одной группы в другую, и так три раза. Работаем в команде быстро и слаженно.
-Приступаем к работе.

Дети встают в круг и говорят друг другу слова.

Учащиеся, просматривая работы одноклассников, оценивают, сравнивают со своей работой, т.о. проходит формативное оценивание.
Создаются группы сформированные учителем.



Учащиеся хором произносят части речи

– с частицей 
– не, ни – (правило)

Уч-ся читают со слайда: формообразующие, отрицательные, модальные.
– познакомиться с разрядами частиц, научиться отличать частицы по разрядам.


Учащиеся распределяют роли для работы в группе, получают новую информацию,
Учащиеся обсуждают в своей группе.



Формативное(похвала)










Формативное оценивание похвала(молодцы)

Правильно, молодцы.
Верно.Молодцы.
Использование новых технологий (ИКТ). Оценивание для обучения


21 мин по7 минна каждую группу
Операционн-познавательный этап












































































Отработка умений распознавать частицы по разрядам.
Развивать логическое мышление, речь учащихся;































































































Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией.
На каждом столе (в группе) лежат: листы с заданиями, оценочные листы на каждого ученика.

Уч-ся работают в парах.

Приложение 1. Формообразующие частицы.
1.Формообразующие частицы.
Работа в парах.
Задание 1. – Посмотрите внимательно на название разряда и скажите, для чего они служат? – Какие наклонения глагола вам известны? – Для образования, каких наклонений нам необходимы частицы?
2.Откройте учебник на стр. 198, пар. 56 , абзац формообразующие частицы.
3. Задание. Составить кластер.

4.Практические задания.
Задание 1.Упр. № 455 (письменно) Спишите, раскрывая скобки.
В паре ответьте на вопросы, относящиеся к устным.

Задание 2 . В паре устно определите виды предложений по цели высказывания.
Письменно. Вставьте, где возможно, частицы давай, пусть, пускай.
Устно объясните друг другу. Как изменится значение предложений? Почему?
Ребята отправятся в поход всем классом.
Мальчики захватят с собой фотоаппарат, мячи.
Девочки позаботятся о походной аптечке.

Приложение 2.
Отрицательные частицы.
Работа в парах.
Задание 1. Сравните предложения:
Я был в школе.
Я не был в школе.
Я был не в школе.
Не бывать этому!
Какое значение вносит частица НЕ в эти предложения?











Частица НЕ может придавать предложению и утвердительный смысл
Я не мог не быть в школе. Объясните, в каком случае?


Задание 2. Откройте учебник на стр. 200, пар.57. Прочитайте внимательно правило.

Задание 3. Дополните кластер отрицательными частицами.

4.Практические задания.
1.Упр. № 460 письменно. Устно объяснить напарнику употребление частиц НЕ, НИ и приставок НЕ, НИ.



2. Творческое задание.
Закончить предложения.
1.Кто ни прочитает эту книгу,
2.Кто не прочитает эту книгу,
3. Когда ни придешь к подруге(другу),
4.Когда не придешь к подруге(другу), .
3.Приведи свои примеры. (для уч-ся с сильной мотивацией)

Приложение 3.
Модальные частицы.

Работа в парах.

1.Задание. Прочитайте текст, найдите частицы, подчеркните в тексте.
«Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты».
- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.
- Неужели дятел?
- Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.
- Так ты птица осоед
- Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
- Ну, тогда ты, наверно, лесная мышь.
- Вот ещё – мышь! Бывает, я сама ем мышей.
- Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.
- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. Изредка рыбу.
- Ладно, ты – цапля.
- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
- Точно, куница!
- Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А я ем ещё почки, орехи,
семена ёлок, ягоды, грибы.
- Скорее всего, ты свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая
сглупу забралась на ёлку!
- Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей. Чайки ловят не только рыбу. Мухоловки глотают не только мух, а белки грызут не только орешки.
(По Н.И. Сладкову).

2.Задание. Откройте учебник на стр. 207, пар. 59. Прочтите правило. Обратитесь к тексту задания №1и укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям,
При необходимости обращайтесь к правилу.
Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.

3.Задание. Дополните кластер модельными частицами.

Практическое задание.
Задание 1.Упр. № 479 (письменно).








Дополнительное задание.
Определите значение ТО в следующих предложениях:
1.Какая – то рота продолжала обороняться.
2.Задача – то легкая!
3.Я спрятался за то дерево.
4.Он много занимался, зато хорошо сдал экзамен.
Для учащихся с сильной мотивацией.







Учитель сообщает, что работа в группах закончена.

Следующий этап урока общение.
- Формообразующая частица почему она так называется?
– Какие частицы относятся к формообразующим?Отрицательная частица почему она так называется?
– Чем схожи НЕ и НИ? 
– А чем отличаются частицы отрицательные частицы?
Модальная почему она так называется?
– Какие частицы относятся к модальным? 
– В каких стилях речи употребляются частицы?
– Какие существуют группы модальных частиц? Приведите примеры.
Ученики организуют индивидуальный поиск и обмен идеями через диалог с одноклассниками.
Учащиеся обсуждают в своей группе.



Уч- ся в паре отечают на вопрсы:
– для образования наклонения глаголов – изъявительные, условные, повелительные – условные, повелительные
Учащиеся группой составляют кластер.












Уч- ся отвечают на вопросы.

Глаголы с помощью указанных частиц приобретают форму повелительного наклонения, а предложения по цели высказывания становятся побудительными.
Анализируя предложения, уч-ся делают вывод о том, что частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным словам, таки всему предложению.



Уч- ся объясняют друг другу.
Когда одна из частиц стоит перед глаголом мочь, а другая – перед неопределенной формой глагола.





Уч- ся списывают упражнение раскрывают скобки, определяют слитное и раздельное написание НЕ,НИ.













Уч- ся в паре читают текст, подчеркивают частицы.






































Уч- ся читают правило и возвращаются к первому заданию, определяют разряды частиц.
Определяют стиль текста разговорный, обосновывают тем, что диалог.

Составляют кластер.

Находят все частицы, определяют их разряды и значение. Друг другу в паре объясняют постановку знака препинания при причастном обороте.

В первом предложении ТО является суффиксом в местоимении какая – то, во втором – частицей, выражает значение усиления, в третьем ТО является указательным местоимением, в последнем предложении входит в состав союза зато = то.































































Групповое, фронтальное, индивидуальное обучение

































Формативное оценивание
(взаимооцен-ка, аплодис-менты, самооценка)



























































.




























Диалоговое обучение (исследовательская, кумулятивная беседа).
Использование новых технологий (ИКТ). Обучение талантливых и одарённых
Оценивание для обучения





















Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информацииОбсуждение результатов работы групп

Учащимся предлагается заполнить рефлективные листы отметить:
-Комфортно ли вам было сегодня на уроке? Почему? Какие задания были наиболее интересными, трудными, почему?








Учащиеся в письменной форме высказывают своё мнение
Индивидуальное обучение

Формативное оценивание (рефлективные листы)


Критическое мышление (рефлективные листы).
Оценивание для обучения.
Саморегуляция.



Дом.задание

Подготовиться к защите кластера.
Выучить теоретический материал пар 56
Дети записывают домашнее задание в дневники.

Индивидуальное обучение

Обучение талантливых и одарённых.
Использование новых технологий (ИКТ).
Критическое мышление









Стратегия развития критического мышления – стадии и методические приемы
Технологичекие
этапы
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Возможные
приемы и методы

I стадия (фаза)
Вызов (evocation):
-актуализация имеющихся знаний;
-пробуждение интереса к получению новой информации;
-постановка учеником собственных целей обучения.
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
Составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
мозговая атака;
проблемные вопросы, «открытые» и «закрытые» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия
Осмысление содержания (realization of meaning):
- получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения.
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения:
«инсерт»;
«Fishbone»;
«идеал»;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):
-размышление, рождение нового знания;
-постановка учеником новых целей обучения.
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.
Заполнение кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация устных и письменных круглых столов.
Организация различных видов дискуссий.
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.


Приложение.
Лист самооценки.
Оценивание производится по трех балльной шкале:
«3» - отлично
«2» - хорошо
«1» - я могу лучше

Рассказывал домашнее задание
Работа в группе, предлагал новые идеи и направления
Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения
Анализировал, обобщал точку зрения, делал выводы
Выступал от группы
Средний балл




















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Рисунок 2Описание: http://festival.1september.ru/articles/572281/1.gif15