Конспект урока русского языка в 10 классе: «Комплексный анализ текста»

Конспект урока русского языка в 10 классе:
«Комплексный анализ текста»
Цель: формировать навык анализа текста 
Задачи урока:
- умение видеть ключевые слова и понимать их значимость в образной системе художественного произведения;
-развивать чувство слова, умение наслаждаться красотой родного языка.
Стихотворения:
- стихотворение  в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы»
- стихотворение И.Мятлева «Розы»
- стихотворение И.Северянина «Классические розы»
Ход урока
Урок проходит в виде беседы: вопросы и ответы.
Сегодня наш урок пройдет в литературной гостиной, мы поговорим о стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были прозы»
Стихотворение читают учащиеся.
- Как вы думаете, почему это произведение – стихотворение в прозе? Это произведение соединяет определённые черты этического и лирического произведений. Для него характерны с одной стороны внешняя определённость повествователя в пространстве и во времени («Теперь зима», «Я сижу» и др.); сюжетное решение художественной идеи; причинно-следственная часть между частями текста, а с другой – непосредственность и сиюминутность переживаний; повышенная эмоциональность; бессюжетность.
– Какие особенности композиции стихотворения вы видите? Особенностью композиции стихотворения, на наш взгляд, является сочетание двух художественных миров: мира повествовательного монолога и мира внесюжетных включений посредством звенящей повторяющейся строки «как хороши, как свежи были розы»
– Вы заметили самое главное. Учёный – лингвист Н.М.Шанский назвал композицию этого тургеневского произведения рельефно-прослоечной. В создании образной системы художественного произведения, помимо композиции, важно сочетание всех языковых единиц. Но особая роль здесь принадлежит лексике. А. Блок однажды заметил: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся , как звёзды». Попробуем и мы выделить в стихотворении Тургенева ключевые слова, которые определяют образную систему произведения. Прежде всего уточните, какие основные темы стали предметом раздумий Тургенева в стихотворении?
– Мне кажется, что тема жизни, молодости и тема смерти, старости. Какое слово, по-вашему, относительно нейтрально и связывает символически обе темы, оба художественных мира? Думаю, это слово «свеча». Она горит, освещая прошлое, настоящее и будущее лирического героя.
– Каков же, на ваш взгляд, символический смысл образа свечи? Свеча – символ жизни. Свеча догорает – жизнь уходит. Автор использует глаголы «трещит», «меркнет», «гаснет», чтобы придать этому символу большую яркость, подчеркнуть неотвратимость конца.
– Назовите слова, входящие в тематические ряды «смерть» - «жизнь»; «звуки, краски смерти и жизни».

Отрицательно окрашенные 

Положительно окрашенные 

старость, смерть
зима
мороз злится
скучный старческий шепот
темная комната
низкий потолок
холод
одиночество
шепот                  темнота
кашель
скрип
Свеча горит
Звуки\
краски
юность,
жизнь
летний вечер
воркотня патриархального самовара
смех, молодые голоса
уютная комната
небо и звезды
тёплый воздух
весёлый шум семейной жизни
смех                светлые
вальс               русые
голоса             алые

– Можно ли перечисленные ряды слов назвать синонимами? антонимами? Эти ряды слов, по-нашему мнению, можно назвать синонимами и антонимами только в рамках контекста. Вне текста, в системе языка они не являются ни синонимами, ни антонимами. Их образность проявляется лишь при сопоставлении лексики повествовательного монолога и лексике лирических включений при обозначении душевного состояния героя.
– Как соотносятся настроение лирических включений и повествовательного монолога? Мы чувствуем, что эти два настроения резко противопоставлены.
– Какие языковые единицы способствуют созданию настроения повествовательного монолога? Оь°собую роль в создании настроения повествовательного монолога играют ритм, интонация, особенно в конце текста, усиливая ощущение уходящей жизни. Короткие предложения, многоточия, повторы создают ощущение прерывистого дыхания, затрудненности речи и одновременной завершённости жизни лирического героя.
– Благодаря чему создаётся образность лирических вступлений? Образность первого лирического вступления создаётся, на наш взгляд, языком романтического описания. Это проявляется в утончённости и изысканности, одухотворённости переживаний. Глаголы состояния, мы считаем, подчёркивают внешнюю неподвижность: «вечер тает; пахнет резедой; девушка сидит и смотрит». Но за видимой неподвижностью встаёт образ внутренней жизни, жизни мысли и чувства: - задумчивые глаза; вопрошающие губы. Всё это позволяет непосредственно проникнуть в мир души лирического героя.
– Второе лирическое включение напоминает нам стиль раннего Гоголя. Здесь безыскусная радость жизни, поэзия быта передаётся через отбор языковых средств. Это оценочная лексика: весёлый шум, уютная комната, воркотня; уменьшительно-ласкательные суффиксы: глазки, головки, старенькое. Глаголы, рисующие активное действие, словно отражают, как жизнь души перетекает в жизнь внешнюю: слышится шум; голоса звучат Это реалистическая поэзия, которая легла основана на единстве поэтического и бытового. Очень хорошо. А сейчас вспомните стихотворение И.Мятлева «Розы», строчка из которого стала заглавием и лейтмотивом тургеневского текста. В чём своеобразие тургеневского текста? Прелесть стихотворения И.Мятлева мы ощутили в незатейливости и простодушии, искренности и непосредственности переживаний.
– Что изменил И.С.Тургенев в первой строке этого стихотворения? И.С.Тургенев поставил в конце первого предложение многоточие (было обстоятельство места), хотя это предложение у автора эмоционально окрашено. И строка приобрела вместо конкретного более общий смысл, не ограниченный временем. Пусть живые розы увяли, их красота и свежесть живут в неумирающих строчках И.С.Тургенева. Просто «розы» превращаются в символ – «розы воспоминаний».
– Какое ещё стихотворение, написанное по мотивам мятлевского, вспоминается вам? В 1925 году Игорь Северянин создал стихотворение «Классические розы». В его основе тоже лежит игра буквальным и символическим значениями слова. Розы как символ вечности и неисчерпаемости человеческого существования превращаются, на наш взгляд, в буквальное «цветы» - признание значимости и оригинальной прелести творчества поэта.
– Теперь вам будет проще почувствовать философский подтекст произведения И.С.Тургенева. С чем он связан, по-вашему? Мы увидели, как пересекаются в рамках стихотворения художественный мир лирических включений и повествовательного монолога. А это значит – пересекаются мир жизни, радости, молодости и мир темноты, бесцветной старости, смерти.
И мы начинаем размышлять не только о лирическом герое стихотворения, но и об общих законах человеческого существования, где молодость и старость, жизнь и смерть сливаются в вечном, гармоничном круговороте бытия.
– О чём же заставил вас задуматься сегодняшний урок, стихотворение И.С.Тургенева? Лучшие страницы русской классической литературы открывают читателю сокровенные уголки его собственной души.
Рефлексия урока.
Подведение итога урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Выучить стихотворение в прозе наизусть.
Найти схожие стихотворения других поэтов.
Нарисовать образ стихотворения.
Подобрать музыкальное произведение на выбранные стихи.
Найти рисунки, картины художников по выбранным стихотворениям.