Мастер-класс по теме: Развитие критического мышления на уроках литературного чтения через чтение и письмо
Мастер-класс
по теме "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Методические задачи:
Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в группах по 4 человека. На столах лежит: текст В. Астафьева «Белогрудка».
Инструменты для рисования: плакаты, маркеры, стикеры.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point.
Ход мастер-класса
Приветствие
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе.
- Наш мастер-класс будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
1 этап. Мотивация
-А что это за технология, попробуйте определить, посмотрев мультфильм «Поросёнок и печенье» (просмотр м\ф)
Работа в группе (на обсуждение 3 мин)
- Итак, как Вы думаете, о какой технологии пойдёт речь и почему Вы так считаете? (о ТРКМ)
- Сегодня мы будем говорить о ТРКМЧП (слайд 1).
- План нашей работы (2 слайд)
Узнаем, что такое критическое мышление
Приемы развития критического мышления учащихся на уроках
Практическое занятие по произведению В. Астафьева «Белогрудка»
Рефлексия
- В начале, середине и по окончанию мастер- класса, работая в группе, Вы будете заполнять таблицу «Знаю - Хочу узнать - Узнал» (раздать постеры, начертить таблицу). Это один из приёмов ТКМ.
Работа в группе
1 задание (5 мин)
В 1 графу напишите всё, что Вы знаете или когда-то слышали о данной технологии. Во 2 графу, что бы Вы хотели узнать об этой технологии. Презентация ответов.
- Итак, ТРКМ - это американская технология. В России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на всех уроках, а так же во внеурочное время. Помимо этого приёмы технологию можно использовать при проведении семинаров, педсоветов, заседаний МО.
Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по применению данной технологии при работе с художественным текстом.
Тема моего мастер- класса «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»
2 этап. Теоретическая часть
Цель – обеспечить понимание участниками правильного составления урока по технологии критического мышления. Понять цели каждого этапа урока.
- Чтобы правильно составит урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. Слайд 3.
Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению». Слайд 4,5
Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Слайд 6,7
Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. Слайд 8,9
-Роль учителя в ТКМ (Слайд 10)
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующихСовременный выпускник умеет: (Слайд 11)
формировать собственное мнение
совершать обдуманный выбор между различными мнениями
решать проблемы
аргументировано спорить
ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Приёмы ТКМ (Слайд 12-34) +Преимущества технологии (слайд 35)
3 этап. Практическая часть.
-Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы ТКМ на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом.
Цель: участники увидят на примере художественного произведения некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.
Виктор Астафьев БЕЛОГРУДКА
Стадия вызова
- Запишите животное, которое можно назвать Белогрудкой.
- Опишите вашу Белогрудку.
Стадия осмысления
- Чтение 1 части рассказа.
Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома – Зуяты. Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти никогда и не суются туда. Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, – и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником. Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих – птиц, бар*censored*в, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный. А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.
Остановка 1
Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента.
– Оказывается, белогрудка – это куница.
– Куница – небольшой хищный зверек с ценным светло-коричневым пушистым мехом.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше?
Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань. На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят. Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.
Остановка 2
– Как автор описывает маленьких детенышей, которых родила куница?
– Почему мальчишки выследили белогрудку?
– Что будет с белогрудкой?
Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли – они ведь часто мимо косогора проходят, – вернулась к гнезду. За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, – и вымахнула из гнезда. Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом. Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике. Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы. Пропали котята, исчезли. Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры. К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню.
Остановка 3
– Что автор говорит о кунице-матери?
– Хорошо ли поступили вереинские мальчишки, утащив из гнезда куницы совсем маленьких кунят?
– Что будет дальше?
Ночью она нашла и дом, в который их унесли. До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала – не запищат ли котятки. Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе. Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе. Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал: – Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.Остановка 4
Задание: напишите собственную версию того, как ребята отреагируют на совет охотника.
Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё: – Э, подох один… Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы. В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла. Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась. И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались: – Это ж сатана! Накликали напасть! Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки. Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули. Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса. Белогрудка осиротела.
Задание: (метод предположения)
- Выпишите слова, характеризующие действия Белогрудки (1 ст.)
- Во 2 ст. – Какие чувства у вас возникают к Белогрудке и её поступкам?
- Как думаете, как сложилась судьба куницы? (устно)
Чтение авторской концовки.
Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже. Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку. – Так вот ты где, сатана! – всплеснула она руками и бросилась ловить куницу. Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу. Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу. Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил: – Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, – и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится. Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу. На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла. Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка. До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»Стадия – рефлексия.З-е: выразить чувства 3 цветами, объяснить свой выбор.
или Написать синквейн, где ключевым словом будет слово «Белогрудка»
Творческое д\з
Написать письмо мальчишкам или человеку от имени Белогрудки.
Отзыв на данное произведение.
Рефлексия мастер-класса на стикерах. (Слайд 37-38)