КТП биология ФГОС к учебнику И.Н.Пономарева, И.В.Николаева, О.А.Корнилова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №3 ИМЕНИ А.Н. ОСТРОВСКОГО
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей естественного цикла
Руководитель МО
___________ /И.И.Голубева/
подпись ФИО руководителя МО
Протокол № 1 от «28»_ августа 2014г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор гимназии
____________ / О.Н.Яншенкина/
подпись
Приказ №0-144 «30» августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
___________ /Н.А.Поленова Н.А./
подпись ФИО заместителя директора
«29» августа2014 г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2014-2015 учебный год
По БИОЛОГИИ
ДЛЯ 5 КЛАССА
Уровень изучения предмета – общеобразовательный
Составитель
Мелкумова Н.В.
первая категория
2014год
№
Тема урока
Количе-
ство
часов
Тип урока
Содержание учебного материала (дидактические единицы)
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид контроля
Дата
Предметные
Метапредметные, личностные УУД
план
факт
Глава 1. Биология-наука о живом мире (9 часов)
1
Наука о живой природе.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии.
Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами
Регулятивные:
составлять план текста;
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
Познавательные:
владеть таким видом изложения текста, как повествование;
под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
получать биологическую информацию из различных источников;
определять отношения объекта с другими объектами;
определять существенные признаки объекта.
Коммуникативные:
- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах
Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Вводный
4сентября
2
Свойства живого
1
Комбинированный
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого
Характеризовать свойства живых организмов.
Сравнивать проявление свойств живого и неживого.
Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника.
Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма
Текущий
11сентября
3
Методы изучения природы.
1
Комбинированный
Методы биологической науки: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях
Текущий
18сентября
4
Увеличительные приборы.
1
Комбинированный
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Объяснять назначение увеличительных приборов.
Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения.
Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом.
Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
Регулятивные:
-работая по плану сравнивать свои действия с целью
-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их
Познавательные:
оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Коммуникативные:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах, в группах.
Личностные:
-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки
Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»
Текущий
25сентября
5
Строение клетки. Ткани.
1
Комбинированный
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение.
Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия. Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.
Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.
Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием
Регулятивные:
оценка достижения результата деятельности.
Познавательные:
оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
работать с текстом и иллюстрациями учебника, живыми объектами
Коммуникативные:
-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
-умение работать в паре.
Личностные: формирование познавательного интереса к исследованию
Текущий
2октября
6
Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»
1
Урок- исследование
Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»
9октября
7
Химический состав клетки.
1
Комбинированный
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки
Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.
Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. Анализировать представленную на рисунках учебника
Регулятивные:
оценка достижения результата деятельности.
Познавательные:
объяснять полученные результаты.
Коммуникативные:
умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
Личностные:- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.
Текущий
16октября
8
Процессы жизнедеятельности клетки.
1
Комбинированный
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы биосистемы
Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.
Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ».
Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.
Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника.
Аргументировать вывод о том, что клетка живая система (биосистема)
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные:
поиск и выделение информации;
Коммуникативные:
умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
Личностные:
-осознавать единство и целостность окружающего мира.
Текущий
23октября
9
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Биология-наука о живом мире»
1
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Регулятивные:
оценка качества усвоения пройденного материала; Познавательные:
Обобщать имеющиеся знания
Коммуникативные:
умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
Личностные:
формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.
Итоговый
30октября
Глава 2. Многообразие живых организмов(12 часов)
10
Царства живой природы
1
Урок ознакомления с новым материалом
Классификация живых организмов. Раздел биологии систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации
Объяснять сущность термина «классификация».
Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации «царство» и «вид».
Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.
Регулятивные:
определение последовательности действий для получения конечного результата
Познавательные:
моделирование с помощью систематических единиц.
Коммуникативные:
постановка проблемных вопросов и их решение.
Личностные:
формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности
Текущий
13ноября
11
Бактерии: строение и жизнедеятельность.
1
Комбинированный
Бактерии примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах
Характеризовать особенности строения бактерий.
Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника.
Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».
Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот.
Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе.
Регулятивные:
формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию. Познавательные:
поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.
Коммуникативные:
умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Текущий
20ноября
12
Значение бактерий в природе и для человека.
1
Комбинированный
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения.
Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Характеризовать важную роль бактерий в природе.
Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».
Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы.
Различать бактерии по их роли в природе и жизни человека.
Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве.
Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий
Регулятивные: формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию Познавательные:
поиск и выделение информации.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
.
Текущий
27ноября
13
Растения.
1
Комбинированный
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека
Характеризовать главные признаки растений.
Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.
Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора».
Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека
Регулятивные:
постановка целей и задач обучения.
Познавательные:
поиск и выделение информации.
Коммуникативные:
определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.
Личностные: формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.
Лабораторная работа №3
«Знакомство с внешним строением растений».
Текущий
4декабря
14
Животные. Одноклеточные животные.
1
Комбинированный
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды
Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника.
Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела.
Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.
Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.
Различать беспозвоночных и позвоночных животных.
Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.
Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных
Регулятивные:
оценка достижения результата деятельности.
Познавательные:
оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
работать с текстом и иллюстрациями учебника, живыми объектами
Коммуникативные:
-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
-умение работать в паре.
Личностные:
формирование познавательного интереса к исследованию
Текущий
11декабря
15
Многоклеточные животные.
1
Комбинированный
Лабораторная работа №4
«Наблюдение за передвижением животных».
18декабря
16
Грибы.
1
Комбинированный
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения грибокорень (микориза)
Устанавливать сходство грибов с растениями и животными.
Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.
Определять место представителей царства
Грибы среди эукариот.
Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов.
Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами
Регулятивные:
применять методы информационного поиска.
Познавательные:
поиск и выделение информации.
Коммуникативные:
умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к обучению.
Текущий
25декабря
17
Многообразие и значение грибов.
1
Комбинированный
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека
Характеризовать строение шляпочных грибов.
Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.
Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.
Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин».
Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника.
Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.
Объяснять значение грибов для человека и для природы
Регулятивные:
формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию
Познавательные:
поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к обучению
Текущий
15января
18
Лишайники.
1
Комбинированный
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники показатели чистоты воздуха
Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников симбиоз двух организмов гриба и водоросли.
Различать типы лишайников на рисунке учебника.
Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.
Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.
Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека
Регулятивные:
применять методы информационного поиска.
Познавательные:
Постановка проблемного вопроса и поиск ответов на него.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности
Текущий
22января
19
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
1
Комбинированный
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека
Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника.
Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.
Регулятивные:
формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию
Познавательные:
поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала
Текущий
29января
20
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Многообразие живых организмов».
1
Урок систематизации и контроля знаний
Регулятивные:
оценка качества усвоения пройденного материала.
Познавательные:
анализ и обобщение имеющейся информации.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.
Текущий
5февраля
21
Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов».
1
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Регулятивные:
оценка качества усвоения пройденного материала. Познавательные:
применение имеющихся знаний и навыков.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к обучению
Итоговый
12февраля
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)
22
Среды жизни планеты Земля.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов обитателей этих сред жизни
Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.
Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.
Приводить примеры обитателей организменной среды паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина
Регулятивные:
формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию
Познавательные:
поиск и выделение информации
Коммуникативные:
определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации.
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к обучению.
19февраля
23
Экологические факторы среды.
1
Комбинированный
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов
Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.
Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор
Регулятивные:
составление плана последовательности действий
Познавательные:
выбор оснований для сравнения и классификации объектов.
Коммуникативные:
формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы..
Личностные:
формирование анализа и сопоставления своей деятельности в составе группы
Текущий
26февраля
24
Приспособления организмов к жизни в природе
1
Комбинированный
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений
Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.
Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений.
Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника
Регулятивные:
применять методы информационного поиска.
Познавательные:
Постановка проблемного вопроса и поиск ответов на него.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности
Текущий
5 марта
25
Природные сообщества.
1
Комбинированный
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения производители органических веществ; животные потребители органических веществ; грибы, бактерии разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.
Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника.
Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.
Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».
Характеризовать разные природные сообщества.
Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе
Регулятивные:
применять методы информационного поиска.
Познавательные:
Обобщать имеющиеся знания о живых организмах и местах их обитания.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
формирование навыка самодиагностики
Текущий
12 марта
26
Природные зоны России.
1
Комбинированный
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны
Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.
Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.
Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством
Регулятивные:
применять методы информационного поиска.
Познавательные:
Обобщать имеющиеся знания о живых организмах и местах их обитания.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
формирование навыка самодиагностики
Текущий
19 марта
27
Жизнь организмов на разных материках.
1
Комбинированный
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды
Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.
Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.
Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.
Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее.
Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле
Регулятивные:
применять методы информационного поиска.
Познавательные:
Обобщать имеющиеся знания о живых организмах и местах их обитания.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к обучению
Текущий
2апреля
28
Жизнь организмов в морях и океанах.
1
Комбинированный
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий
и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.
Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана.
Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.
Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе.
Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.
Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы
Регулятивные:
применять методы информационного поиска.
Познавательные:
Обобщать имеющиеся знания о живых организмах и местах их обитания.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к обучению
Текущий
9апреля
29
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Жизнь организмов на планете Земля»
1
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Регулятивные:
оценка качества усвоения пройденного материала.
Познавательные:
анализ и обобщение имеющейся информации.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.
Итоговый
16апреля
Глава 3. Человек на планете Земля (5 часов)
30
Как появился человек на Земле.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни
Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.
Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.
Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.
Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека.
Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.
Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития
Регулятивные:
формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию
Познавательные:
поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.
Коммуникативные:
постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Личностные:
формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности
Текущий
23апреля
31
Как человек изменял природу.
1
Комбинированный
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы
Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.
Приводить доказательства воздействия человека на природу.
Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.
Аргументировать необходимость охраны природы.
Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле
Регулятивные:
формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию
Познавательные:
поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
формирование экологического мышления, целостного мировоззрения.
Текущий
30апреля
32
Важность охраны живого мира планеты.
1
Комбинированный
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ
Называть животных, истреблённых человеком.
Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры.
Объяснять значение Красной книги, заповедников.
Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных
Регулятивные:
формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию
Познавательные:
поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
формирование экологического мышления, целостного мировоззрения.
Текущий
7 мая
33
Сохраним богатство живого мира.
1
Комбинированный
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека.
Оценивать роль деятельности человека в природе.
Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.
Регулятивные:
постановка целей и задач обучения.
Личностные:
мотивация обучения
Познавательные:
поиск и выделение информации.
Коммуникативные:
умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
Текущий
14 мая
34
Подведем итоги Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Человек на планете Земля».
1
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Регулятивные:
оценка качества усвоения пройденного материала.
Познавательные:
анализ и обобщение имеющейся информации.
Коммуникативные:
формирование познавательной инициативности.
Личностные:
Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.
Итоговый
21 мая
итого
34
15