Доклад «Развитие двигательной активности детей начальной школы на уроках физической культуры»
«Развитие двигательной активности детей начальной школы на уроках физической культуры»
« В каждом маленьком ребенке,
и в мальчишке, и в девчонке,
есть по двести грамм взрывчатки
или даже полкило.
Должен он скакать и прыгать,
все хватать, ногами дрыгать,
а иначе он взорвется
неизвестно от чего».
Эта забавная песенка из мультфильма имеет совершенно, реальную физиологическую первооснову, которая свойственна детям младшего школьного возраста- интенсивную двигательную активность. Все родители и педагоги знают, как не легко находится в абсолютном покое, попытки обуздать его подвижность порой приводят к совершенно противоположному- взрывному-результату. Поэтому лучшим регулятором моторики действий ребенка является их оформление в виде спортивно-гимнастических занятий. Ни один школьный предмет не имеет столь разнообразных условий осуществления учебного процесса, как физическая культура.
В условиях перехода на 12-летнее образование на первый план выдвигаются требования индивидуализации обучения и воспитания учащихся. В центре внимания учителя личность ученика – его интересы, склонности, способности и другие психические свойства. Учёт этих свойств и их развитие в сотрудничестве ученика и педагога – важнейшее условие формирование личности ребёнка.
Разнообразие двигательных умений и навыков, получаемых школьниками в процессе занятий по физической культуре в школе, направлено на повышение уровня общей физической подготовленности учащихся. Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность. Основными показателями общей физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе, видно умение владеть своим телом, умение выполнять движение экономно, быстро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств, скорости, ловкости, силы и др. Под качеством понимается такое свойство, которое выражается в способности выполнения не одной какой-нибудь узкой задачи, а более или менее широкого круга задач, объединенных психофизической общностью. Основные движения наиболее полно вскрывают эту общность качеств. Разумеется, педагогический процесс по физическому воспитанию не ограничивается узким набором упражнений, «приложимых в жизненных условиях». Чем больше число двигательных условных рефлексов приобретает ученик, тем более сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед учениками, тем легче приобретается навык. А двигательный навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени на выполнение действия в целом, строгой системностью в движениях, слаженностью различных систем организма.
Известно, недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечнососудистой и дыхательной систем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют.
Сорокапятиминутный урок физической культуры компенсирует в средней 11%. А максимально (при большей моторной плотности) 40% необходимого объема движений. Это говорит о том, что два урока физической культуры компенсирует только 11% движений от нормы. Даже ежедневные уроки не способны ликвидировать дефицит движений.
Известно, что потребность детей младшего школьного возраста двигаться на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук, ног. Повороты туловища, головы, движения рук во время письма, труда, рисования, выход к доске и т.д. однако спонтанно созданные движения на уроках не могут полностью удовлетворить движения учащихся.
В дни, когда по расписанию проводится урок физкультуры, дефицит двигательной активности составляет 40%, а в дни когда их нет, увеличивается до 80%. Исходя их данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный не менее 14 часов.
На современном этапе развития школ, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей.
Одной из важнейших задач современной начальной школы является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у школьников. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение младших школьников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, учителей начальных классов и медицинских работников
Ограничение двигательной активности противоречит биологическим потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, ослабевает иммунитет к простудным заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития учащихся. Недостаточная физическая активность особенно опасна в периоды активного роста тела, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляются соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала.
У части детей недостаток двигательной активности сопровождается накоплением избыточной массы тела - ожирением – заболеванием, которое имеет много общего с процессом старения. Ожирение впоследствии приводит к сахарному диабету, раннему атеросклерозу и другим серьезным нарушениям здоровья; однако основные трудности профилактики и лечения ожирения заключаются в том, что некоторые родители долгое время считают умеренно избыточный вес ребенка признаком здоровья (!). Рассчитывать на компенсацию недостатка движений за счет спонтанной двигательной активности на уроке физической культуры не приходится, так как у этих детей уже выработалась привычка к малоподвижному образу жизни.
Природа снабдила ребенка врожденным стремлением к движению, ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь. Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Являясь фактором сохранения постоянства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям. Бегающий, играющий и прыгающий ребёнок глубоко и часто дышит, сердце его сильно бьется, разгораются щёки, он приходит в приятное возбужденное состояние. Работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить мозг, тело, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем жизнеспособнее человек.
Учебная деятельность на уроке, как и любая деятельность, может вызывать снижение функциональных возможностей организма, чувство усталости, свидетельствующее о необходимости отдыха для организма учащегося. Выполнение оздоровительных пауз при развивающемся утомлении способствует снятию мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения. Но, самое главное, оздоровительные паузы помогают сохранять здоровье школьников в процессе обучения, благодаря широкому и разнообразному воздействию на разные функции организма. Оздоровительная пауза может включать не только физические упражнения, но и пальцевые упражнения, дыхательные упражнения, офтальмотренаж, психологические тренинги и прочее.
- физкультурные паузы, которые являются неотъемлемой частью урока. Физкультурные паузы определяются возрастом учащихся и видом учебной деятельности на уроке (письмо, чтение, использование компьютера ит.д.); Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Не трудно, кажется, заставить детей в такт встать и сесть, обернуться туда и назад, поднять руки и опустить их, выйти из-за скамей и в порядке опять усесться на них стройно, ловко, без шума и толкотни. Но, если хотя бы эти простые
Физкультурные минуты во время уроков – это кратковременный активный отдых, направленный на улучшение работоспособности учащихся средствами физической культуры.
Комплексы упражнений рекомендуется подбирать в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. В него включаются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений.
В качестве примера можно предложить несколько комплексов упражнений в виде сюжетных игр для учащихся начальных классов.
(раздать приложение физ-минутки)
В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.
Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, её образовательное, воспитательное и общекультурное значение.
В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из сущности общего и среднего образования, я считаю, что цель учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для меня является - овладение школьниками основ физической культуры. В целом означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Однако, как подтверждает практика, за 3 урока физкультуры в неделю положения не улучшить. Тем более, что научно-технический прогресс не только резко снизил двигательную активность детей, но и привёл к переоценке духовных и социальных ценностей. Сейчас у ребят в особом почёте телевидение и компьютерные игры. Негативные последствия этого на лицо, ибо рост, развитие и здоровье человека напрямую зависит от его двигательной активности.
Компьютеризация современной школы, внедрение вычислительной техники в учебный процесс без должного соблюдения возрастных ограничений отрицательно сказываются на здоровье, приводя к развитию резкого утомления у детей и подростков.Наш бурный XXI век можно без преувеличений назвать веком гиподинамии, или пониженной подвижности, и гипокинезии – уменьшение силы и объема движений. Поэтому охрана здоровья детей одна из важнейших задач нашего времени. Ведь правильное, гармоничное развитие детей – залог здоровья будущих поколений. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого ребенка – это отношение человека к своему здоровью. Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.
Увеличить число занимающихся физкультурой возможно через расширение спортивных кружков и проводимых соревнований, через привлечение к соревнованиям детей разного возраста, а также родителей и активное участие в соревнованиях болельщиков.
Игровая деятельность участников соревнований вызывает у зрителей стремление стать такими же ловкими и смелыми, способствует сплочению коллектива учителей и учеников, передача опыта старшего поколения младшим, дает возможность по-новому оценить свое отношение к учебе, своему умственному и физическому развитию.
Физическая культура – уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике и решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных навыков и умений.
Издревле считается, что здоровье нации должно быть своего рода “визитной карточкой” государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума – критерием личной ответственности и самопознания. Педагоги должны понимать, что воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни – задача государственной важности, а оздоровительная деятельность образовательного учреждения – это долгосрочная инвестиция государства семье, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.
Спортивные девушки всегда выделяются! (показ фильма «Небольшие гонки»СОШ№ 26)