Выступление на педсовете Одаренные дети
Работа с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Годы кризиса в России негативно отразились на интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь это будущая национальная, профессиональная элита.
Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества.
Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности и реализации индивидуального дарования.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Педагогу важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно. Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать учитель со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода, работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни.
Работа с одаренными детьми предполагает различные формы, одной из которых является подготовка учащегося к участию в олимпиаде.
В основе любой педагогической технологии, применяемой педагогом-наставником для подготовки школьников к олимпиадам, следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу учащегося.
Итак, что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам, и каковы ее основные этапы? Эта работа начинается с самого учителя - наставника.
Подготовка наставника к олимпиаде - это большая творческая работа. Для начала учитель должен иметь желание и внутреннюю мотивацию, настрой на участие и результативность его учащихся в олимпиаде. Учитель должен четко понимать, что такое олимпиада, из каких этапов и туров она состоит, какие типы заданий бывают и каково содержание олимпиадных задач. Необходимо иметь систематизированный материал олимпиад прошлых лет и подборку задач подобного типа из других источников. Учитель должен постоянно заниматься самообразованием и повышать свой профессиональный уровень. Ведь чтобы научиться ребенка решать олимпиадные задачи, нужно самостоятельно уметь их решать.
Непосредственная подготовка к олимпиаде включает в себя несколько этапов.
I этап предполагает, что сначала необходимо пробудить устойчивый интерес учащихся к предмету и увлечь им. Здесь большую роль играет личность учителя, его профессиональные качества и знания психологии ребенка. Невозможно привить интерес к дисциплине, если сам учитель не увлечен своим предметом. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся необходимо использовать творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Обязательным составляющим этого этапа является раскрытие роли предмета в жизни каждого человека и знакомство со специальностями и ВУЗами, в которых данный предмет является профилирующим.
II этап включает в себя выявление одаренных учащихся и дальнейшую их мотивацию на достижение результатов. Педагогический опыт и талант помогут учителю увидеть способного подростка, которому интересно больше заниматься, например, химией, и который обладает целеустремленностью, волей к преодолению препятствий, к достижению цели. На уроках необходимо предлагать нестандартные задачи, которые требуют логического рассуждения. При решении именно таких задач выявляются одаренные дети.
Дальше начинается индивидуальная работа с такими учащимися. Им предлагаются индивидуальные домашние задания, требующие самостоятельного поиска новой информации для решения этих задач.
Чтобы мотивировать выявленного ребенка на результативность, необходимо сообщать о достижениях предыдущих учеников в олимпиадном движении, знакомить с ВУЗами, в которых они обучаются.
III этап заключается в непосредственной подготовке учащихся к участию в олимпиаде. Эта работа проходит в течение учебного года. Особое внимание ей уделяется в каникулярное время, когда проводятся совместные занятия одаренных детей 8-11 классов, где учащиеся самостоятельно под руководством учителя получают новые знания, углубляют имеющиеся и решают конкурсные задачи.
Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.
Планируя самостоятельную деятельность школьника, необходимо нацеливать его на работу со следующими материалами: задания олимпиад различного уровня, специализированная литература, вузовские учебники. Учитель должен иметь большой подбор такой литературы и предлагать ее для работы учащимся.
Большое внимание необходимо уделять вопросу привлечения одаренных детей для обучения их в школе «Стратегия», где существует очная и заочная формы работы. Рекомендуя учащихся для учебы в этой школе, учитель - наставник также принимает активное участие в этом обучении и сопровождает своего ученика на протяжении всего курса обучения. Не секрет, что в «Стратегии» школьникам сразу предлагается очень высокий уровень. И ученик порой не может самостоятельно справиться с ним, а это, в свою очередь, может вызвать нежелание дальнейшего посещения данной школы. Поэтому учитель должен отслеживать все трудности, с которыми сталкивается его ученик, и помогать ему в их преодолении, консультируя его и дополнительно объясняя решения трудных задач, предлагаемых «Стратегией».
Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Ни для кого не секрет, что участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. От правильного настроя зависит не только результат участника, но и его психологическое здоровье. Нельзя забывать о том, что надо тактично оказать помощь школьнику после окончания олимпиады, независимо от того, входит ли он в число победителей и призеров или так и не стал дипломантом.
Таким образом, подготовка школьников к олимпиаде - это работа не одной недели или месяца, а четко спланированная, включающая в себя много аспектов, работа в течение всего учебного года.
15