Рабочая программа. Биология 5 класс. Авторы Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.
Рабочая программа по биологии. 5 класс. Учебник Пономарёва И.Н. Биология. Под редакцией И.Н.Пономарёвой.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897),
- учебным планом ОУ;
- с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Биология. Примерные программы по биологии 5 – 9 классМ.: Просвещение, 2011. (стандарты второго поколения).
- с авторской программой по биологии Пономаревой И. Н. и др., Биология 5 класс.
- возможностями УМК, состоящей из учебника Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова. -.: Вентана-Граф, 2012.- 128 с., рабочей тетради.
Цель:
Основная цель курса «Биологии» - систематизация базовых знаний о живой природе, подготовка учащихся к восприятию общих биологических закономерностей, законов и теорий.
Задачи курса:
- актуализировать знания и умения учащегося, сформированные у него при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащегося 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания при изучении разделов «Многообразие живых организмов», «Жизнь организмов на планете земля»;
- научить устанавливать связи в системе биологических знаний.
Общая характеристика предмета
«Биология» 5 класс – систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе ознакомления с царствами живой природы, сведениями по общей экологии, местом и значением человека в живой природе, формируются начальные представления о биологических объектах, процессах, об экосистемной организации жизни. При изучении данного курса начинается изучение понятийного аппарата биологии. Учащиеся приобретают умения использовать источники биологической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на процессы, происходящие в живой природе.
Таким образом, содержание курса биологии 5 класса представляет собой базовое звено в системе непрерывного образования и является основной для последующей уровневой дифференциации.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» и составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы
Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, о.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова и др.
Описание предмета в учебном плане:
Курс рассчитан на общее количество учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).
Из них:
4 часа занимают практические (экскурсия) и лабораторные работы,
4 часа контрольные работы (1 час защита проектов).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
•характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
•применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; •использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; •выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- осознание себя, как члена общества на глобальном, региональном локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
Метапредметные- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять ее цели и задачи;
-выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты;
Предметные УУД:
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
- приводить примеры практического использования биологических знаний в различных областях деятельности человека;
- приводить примеры, показывать роль биологической науки в решении социально-экономических, биологических проблем человечества;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ (курс – 34 часа)
№ Тема Всего часов Лабораторные работы, экскурсии Контрольные (тесты, самостоятельные работы, контрольные работы)
1 Биология – наука о живом мире 9 2 л.р. 1
2 Многообразие живых организмов 10 1 л.р. 1
3 Жизнь организмов на планете Земля 8 - 1
4 Человек на планете Земля 7 1 экскурсия 1
Итого: 34 4 4
Контрольно-измерительный материал.Биология, 5 класс.
Тест 1. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Роль бактерий в природе и жизни человека.
1 вариант.
1. Какая из перечисленных форм не встречается у бактериальных клеток?
А. шарообразные В. гантелеобразные
Б. спиралевидныеГ. Палочковидные
2. Цианобактерии по способу питания являются
А. паразитами В. сапротрофамиБ. хемосинтезируюшими автотрофамиГ. фотосинтезирующими автотрофами
3. Не является бактериальным заболеванием
А. сибирская язва В. дизентерия
Б. сальмонеллезГ. Грипп
4. Бактерии, вызывающие такое заболевание, как туберкулез, имеют формуА. вибрионы В. Кокки
Б. палочкиГ. Спириллы
5. Планетарная роль бактерий заключается в том, что они
А. используются для приготовления молочнокислых продуктов
Б. способствуют усвоению сельскохозяйственными бобовыми растениями азота воздуха
В. избавляют от скоплений органического мусора, участвуют в образовании гумуса
Г. обитают в пищеварительной системе человека, помогаютпри расщеплении глюкозы, молочного сахара
Тест 1. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Роль бактерий в природе и жизни человека.
2 вариант.
1. Основное отличие бактериальной клетки от растительнойзаключается в
А. отсутствии клеточной оболочки В. отсутствии цитоплазмы
Б. отсутствии ядерного вещества Г. отсутствии ядра
2. Образование спор у бактерий это А. способ размноженияВ. способ расселения
Б. способ питанияГ. способ выживания в неблагоприятных условиях
3. Различные болезнетворные бактерии могут поражать А. только людей В. только животных
Б. только растенияГ. всех перечисленных
4. Чтобы избежать заражения дизентерией, необходимоА. чаще проветривать жилые помещения
Б. регулярно уничтожать всех грызунов в окрестности человеческого жилища
В. мыть руки, а также овощи и фрукты перед едой
Г. избегать воздушно - капельного контакта с заболевшими.
5. Бактерии относят к
А. царству растений В. царству грибов
Б. царству животных Г. самостоятельному царству
Тест 2. Строение и жизнедеятельность грибов.
1 вариант.
1. Грибы выделяют в
А. род Б. семействоВ. ЦарствоГ. Порядок
2. Плодовое тело шляпочного гриба образовано
А. шляпкой и мицелием В. шляпкой и ножкой
Б. ножкой и мицелиемГ. микоризой и спорангием
3. К грибам получающим органические вещества из корней деревьев, относятся:
А. мукор Б. пенициллВ. ДрожжиГ. Подберезовик
4. К грибам паразитам относят:А. бледная поганка и мухоморВ. гриб трутовик и головняБ. пеницилл и мукорГ. шампиньоны и вешенки5. Прочность клеточной оболочки грибам придаетА. пектин Б. хитин В. ЦеллюлозаГ. Гликоген
6. Ядовитый гриб:
А. мухоморБ. опенокВ. ПодосиновикГ. белый гриб
Тест 2. Строение и жизнедеятельность грибов.
2 вариант.
1. Признаком грибов, сближающим их с царством растений, являетсяА. гетеротрофный способ питания
Б. верхушечный рост мицелия гриба
В. наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма Г. наличие хитина в клеточных стенках
2. Какого способа добывания пищи среди грибов не встречается?А. сапрофиты Б. паразитыВ. ХищныеГ. фотосинтезирующие
3. Среди перечисленных грибов шляпочными не являютсяА. сыроежка и подберезовикВ. белый и груздь
Б. мукор и пенициллГ. мухомор и бледная поганка
4. Грибы не могут размножатьсяА. семенамиБ. спорами В. вегетативно Г. половым путем
5. Среди перечисленных грибов пластинчатыми являются:
А. сыроежка и опенок
Б. подберезовик и белый
В. подосиновик и лисичка
Г. масленок и шампиньон
6. Съедобный гриб:
А. поганка
Б. ложный опенок
В. лисичка
Г. ложный шампиньон
Тест 3. Лишайники.
1 вариант.
1. Симбиозом каких организмов являются лишайники?
А. гриба и корнями дерева В. гриба и водоросли
Б. двух грибов различных видов Г. водоросли и бактерийГ. водоросли и бактерий
2. Лишайники уснея и бородач, обитающие на деревьях, относятся кА. кустистым лишайникам В. накипным лишайникам
Б. листовым лишайникамГ. не относятся к лишайникам, а являются торфяными мхами.
3. Тело лишайников называют
А. слоевищем Б. стеблем В. листом Г. побегом
4. Лишайники распространены
А. на всех континентах, кроме АнтарктидыВ. в умеренных широтах северного полушария
Б. на всех континентах, включая АнтарктидуГ. в тропических и субтропических широтах
5. Роль лишайников в природе заключается преимущественно в том, что они А. являются основным видом пиши для некоторых птиц
Б. являются средообразующими видами в некоторых сообществах
В. защищают стволы деревьев от переохлаждения зимой
Г. являются природным красителем
Тест 3. Лишайники.
2 вариант.
1. Ягель {или олений мох) по своей сути является
А. зеленым мхом В. листовым лишайником
Б.торфяным мхом Г.кустистым лишайником
2. Симбиотическими можно назвать те отношения, при которых
А. взаимодействуют два организма одного вида и эти взаимоотношения приносят пользу обоим
Б. взаимодействуют два организма разных видов, и оба получают выгоду от этих отношений
В. взаимодействие двух организмов, приносящее пользу одному из них.
Г взаимодействие двух организмов, при котором один из них питается за счет другого
3. По форме слоевища лишайники делят наА. листовые, кустистые и древесныеВ. плоские, кустовые и листовые.
Б. листовые, стеблевые и кустистые Г листовые, кустовые и накипные
4. Лишайники редко встречаются в городах, потому чтоА. очень чувствительны к загрязнению воздуха
Б. очень чувствительны к недостатку света
В. им не хватает влаги для нормальной жизнедеятельности
Г. для посадок в черте города обычно выбирают те виды деревьев, на которых лишайники не встречаются
5. Лишайники размножаются
А. спорами
Б. кусочками слоевища
В. особыми клетками, состоящими из водоросли и гриба
Г. всеми перечисленными способами
Проверочный тест на тему:
«Разнообразие организмов на планете Земля»
5 класс
В природном сообществе растения обычно выполняют функцию
А) потребителя
Б) производителя
В) разлагателяГ) хищника
2. Самое бедное разнообразие животных свойственно
А) Африке
Б) Австралии
В) Антарктиде
Г) Евразии
3. Круговорот веществ в природе включает в себя
А) производителей, потребителей, хищников
Б) производителей, потребителей, разлагателейВ)потребителей, разлагателей, хищников
Г) производителей, потребителей
4. Гетеротрофы – это
А) организмы, получающие готовые неорганические вещества
Б) организмы, способные превращать неорганические вещества в органические под действием энергии солнца
В) организмы, получающие готовые органические вещества
Г) организмы, способные жить без поступления органических веществ
5. Совокупность организмов, тесно взаимодействующие между собой и обитающие на одной территории это
А) Гетеротрофы
Б) Автотрофы
В) Природное сообщество
Г) Пищевая цепь организмов
6. Вставьте пропущенные слова:
1) Воздействие людей на природу – это ____________ фактор.
2) Воздействие климата на организмы – это ____________ фактор.
Контрольная работа по теме:
«Жизнь организмов на разных средах»
5 класс
Часть А
Сколько всего сред жизни Вы знаете?
А) 1 б) 2 в) 3 г) 4
2. В какой среде обитает человек?
А) В водной в) В почвенной
Б) в организменной г) В наземно-воздушной
3. Самая разнообразная среда это:
А) водная Б) организменная в) почвеннаяг) Наземно-воздушная
4. В какой среде живут паразитические черви?
А) В водной в) В почвенной
Б) в организменной г) В Наземно-воздушной
5. К факторам неживой природы относятся:
А) свет, вода, температура в) Заяц, деревья, черви
Б) Свет, птицы, вода г) Деревья, вода, осадки
6. К факторам живой природы относятся:
А) свет, вода, температура в) Заяц, птицы, черви
Б) Свет, птицы, вода г) Деревья, вода, осадки
7. К антропогенным факторам относятся:
А) Выхлопы промышленности, загрязнение воды, вырубка леса В) Заяц, деревья, черви
Б) Свет, птицы, вода Г) Деревья, вода, осадки
7. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию
А) потребителя В) разлагателяБ) производителя Г) хищника
8. Самое бедное разнообразие животных свойственно
А) Африке В) Антарктиде
Б) Австралии Г) Евразии
9. Круговорот веществ в природе включает в себя:
А) производителей, потребителей, хищников
Б) производителей, потребителей, разлагателейВ)потребителей, разлагателей, хищников
Г) производителей, потребителей
10. Гетеротрофы – это
А) организмы, получающие готовые неорганические вещества
Б) организмы, способные превращать неорганические вещества в органические под действием энергии солнца
В) организмы, получающие готовые органические вещества
Г) организмы, способные жить без поступления органических веществ
11. Совокупность организмов, тесно взаимодействующие между собой и обитающие на одной территории это
А) Гетеротрофы В) Природное сообщество
Б) Автотрофы Г) Пищевая цепь организмов
Часть Б
12. Вставьте пропущенные слова:
1) Воздействие людей на природу – это ____________ фактор.
2) Воздействие климата на организмы – это ____________ фактор.
13. Найдите пару определениям пункта А из пункта Б (что чему соответствует?)
А) Автотрофы, гетеротрофы, пищевая цепь.
Б) Животные, цепь питания организмов, растения.
14. Приведите пример приспособленности организмов к среде своего обитания.
15. Приведите пример круговорота веществ в природе ( с использованием
пищевой цепи организмов).